lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
8 февраля 2016г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Климат для роста (фото)

08.02.2016 "ЛГ:итоги недели". Мария Завалипина
// Общество
Фото Ольги Беляковой

Даже пингвины в Антарктиде должны знать о Липецкой области, не говоря уже о «коренных обитателях» Кудыкиной горы – верблюдах. Такую цель сегодня ставит власть перед теми, кто развивает туризм в регионе


ФОТО


Задонском районе за короткое время, каких-нибудь восемь-десять лет, появилось сразу несколько инвесторов-меценатов, восстановлены и построены десятки культурных объектов. Сам же район совершил поистине олимпийский рывок в новой «дисциплине» – туризм. Познакомиться с «природой» экономического, духовного и, как оказалось, климатического «чуда» решили участники Координационного совета по развитию туризма.


Туристы дороже денег


Стереотип, что «на неизведанном пути ждут замысловатые сюжеты», прочно укрепился в сознании наших туристов. Год за годом спешили они от родной земли куда подальше. И ладно бы действительно вступали на экзотическую дорожку. Так нет же, стройными рядами «путешествовали» по неизменным маршрутам, не всегда понимая, где уцелевший памятник, а где современная реконструкция объекта.


Между тем свои «тропиночки» зарастали всё больше, музеи ветшали, а природные вместе с архитектурными «сокровища» разрушались. Вновь «открывать», а точнее восстанавливать, их пришлось современным колумбам: историкам, краеведам, неравнодушным инвесторам. К слову сказать, последних обнаружилось не много. Зачастую проекты носили не коммерческий, а социальный характер. «Но ложимся в неё и становимся ею, оттого и зовём эту землю своею», – вслед за Ахматовой повторяют бизнесмены, объясняя мотивы столь непрагматичных финансовых вложений.


Деньги в туризме «длинные», за год-два не отобьёшь. Бывает, что дело переживает своего создателя. Так случилось с Сергеем Уваркиным, липецким предпринимателем, больше известным как основатель семейного парка «Кудыкина гора». Впрочем, первоначально речи о парке не шло. В 2007 году владелец крупного агрохолдинга просто решил организовать для сотрудников культурное место отдыха размером… в пятьсот гектаров. Вскоре народная молва заговорила о «диве дивном», и потянулись сюда местные жители, за ними – гости из области и соседних регионов.


Сегодня в Задонский парк приезжают посетители из Мичуринска, Тамбова, Орла, Курска, Москвы и даже с Урала. 500 тысяч туристов в год – такова приблизительная статистика «Кудыкиной горы».


– Официальный подсчёт посетителей пока не ведётся, – рассказывает Юлия Уваркина, куратор семейного парка. – Планируем на следующий год установить камеры наблюдения, тогда можно будет говорить о точных цифрах. Пока же решаем более срочные вопросы. В прошлом году обновляли архитектурные арт-объекты. У нас работал мастер Владимир Колесников. Он обладает интересной технологией строительства скульптур из бетона. Благодаря ему здесь «прописался» новый персонаж – пятнадцатиметровый дракон. В 2016 году акцент сделаем на событийной работе. Планируем в два раза увеличить количество фестивалей. К традиционным мероприятиям – «Фестивалю индийской культуры» и «Томато-фесту» – добавятся кулинарный, музыкальный и фестиваль красок. Уже есть договорённость о проведении концертов Липецкой областной филармонии на территории парка.


Одна из стратегических задач – расширение объектов общепита. «Кудыкину гору» обслуживают два кафе: «Чёрная жемчужина» и «Сова». Последнее задумывалось как летняя конструкция и сегодня не отвечает требованиям времени. За несколько лет популярность парка выросла в разы, три года назад здесь появился зимний отдых: сноутюбинг, зорбинг, резиденция Деда Мороза, зимний банан, каток и лыжи. И возникла нужда в стационарном кафе. Уже проводится геологоразведочная проверка, а весной будет заложен фундамент под ресторан (вместимость до трёхсот человек). В этом году откроются гостевые домики, а вместе с ними появится возможность многодневного отдыха.


По словам организаторов, сегодня в парке хорошо развиты однодневные школьные туры. Для учащихся подготовлена четырёхчасовая программа, совмещающая активный отдых (катание на лошадях, посещение контактного зоопарка) с познавательным (экскурсия в «Город мастеров», знакомство с традициями и бытом Древней Руси).


– Больше всего детям нравится контактный зоопарк, – продолжает Уваркина. – Ведь у нас представлено более пятидесяти видов животных: страусов Эмо, кенгуру, верблюдов, буйволов, есть столетняя галапагосская черепаха, в этом году появился питон. Особого внимания заслуживают лошади породы шайр. Эти тяжеловозы до сих пор являются национальной гордостью Англии, а теперь и Кудыкиной горы.


Но, несмотря на популярность и востребованность, парк по-прежнему не окупает расходов. Всему «виной» – политика руководства, которое продолжает наращивать объёмы строительства.


– Нам важно удивлять гостей, – подчёркивает Юлия. – А главное, оставаться верными выбранному курсу: предлагать интересный отдых людям с разным достатком. Ведь средний чек у нас – всего четыреста рублей.



Тяжела ли «шапка» мецената?


– В большинстве регионов России не нужно создавать бренд, достаточно очистить его от мусора, – эти слова Алексея Шкрапкина, генерального директора «Усадьбы Скорняково», ещё долго цитировали участники международной инвестиционной конференции «Липецкая область: Туризм. Развитие через инвестиции». А ведь он не лукавил, просто рассказал тогда свою историю «обретения» усадьбы.


Ничего не придумывал он для красного словца и при встрече с участниками Координационного совета, который проходил в ресторане усадебного комплекса.


– В детстве у меня была мечта – восстановить храм Михаила Архангела, – вспоминал Алексей Вадимович. – Но чтобы её осуществить, мне предстояло вывезти из церкви сотни грузовиков грязи. В 2006 году приступили к разбору завалов и неожиданно обнаружили старинные постройки. Оказалось, мы ходили по территории знаменитой усадьбы и не догадывались об этом.


Тогда Шкрапкин ещё не подозревал, кому принадлежал особняк. К сожалению, имя Николая Муравьёва-Карского – талантливого полководца, дипломата, путешественника, одного из первых русских археологов – незаслуженно забыто.


– Как профессиональный менеджер, могу судить – Николай Николаевич был величайшим хозяйственником, – отметил владелец усадебного комплекса. – Когда я прочёл его записки управляющему, у меня возникла новая мечта – на основе этих рекомендаций выпустить учебник по менеджменту.


Алексей Вадимович признаётся: секретами бережливого хозяйствования он во многом учится у знаменитого полководца. Ведь на содержании мецената большой комплекс: храм, гостевой домик, здание ткацкой фабрики, скотный двор, дом с мезонином и даже пруд. Всего в проект вложено 160 миллионов рублей.


– В прошлом году наш комплекс посетили свыше десяти тысяч человек, – рассказал Шкрапкин. – В основном это москвичи и жители Воронежа. Честно признаюсь, я не жду быстрой прибыли, если таковая вообще когда-то будет. По моим подсчётам, вложения в усадьбу окупятся минимум лет за пятнадцать. Но дело не в этом. Бизнес-проекты так кропотливо не восстанавливают. Мне хочется сделать здесь культурный, духовный и туристический центр. Думаю, получится. Хочу немного похвастаться. В нашем ресторане возрождаются уникальные рецепты русской дворянской кухни XIX века. Уха из бирюка, щи с мочёными яблоками – блюда, которые можно попробовать уже сегодня. Соответствует заданному стилю и событийная программа усадьбы: здесь проводятся балы, концерты, вечера поэзии и романсов.



Богатые, а плачем?


– Россия – огромная и действительно великая страна, – начал своё выступление глава администрации Липецкой области Олег Королёв. – Но так получилось, что про туризм и экологию долгое время никто не думал. Этому есть объективные причины – страна казалась такой необъятной, такой красивой, не верилось, что её можно замусорить. Веками в нас воспитывалось бездарное отношение к окружающим богатствам. Мы стали эдакими богачами втихую. Верили, всем хватит на долгие годы. Но даже этих просторов оказалось мало. До Байкала добрались с мусором. До Сахалина дошли, не говоря уже о Центральной России. Я помню, как в 1989 году стоял вопрос об объявлении Липецка зоной экологического бедствия, тогда всё больше детей появлялось на свет с врождёнными патологиями. Та же история приключилась с туризмом и культурой. Церкви и храмы разорялись и уничтожались до основания, усадьбы варварски разрушались. И вдруг… Люди сами потянулись к прекрасному, обратились к вере и культуре. В одиночку стали восстанавливать порушенное прошлое. Но им не хватало системности. А тут и власти спохватились…


– Как вы думаете, почему так популярны Канарские острова? – обратился к присутствующим Олег Петрович. – Из-за пляжей? Отнюдь. Просто люди хотят жить в атмо­сфере благополучия и счастья. Нам не хватает не только программ, туристических маршрутов, событий и прочего, а в первую очередь – особого настроя души. Обратите внимание, Алексей Шкрапкин не просто вложил в Скорняково деньги. Иначе стал бы он по сантиметру восстанавливать старинные фрески. Нет, он душой проникся к этому месту. Уловил то, что называется Божественной милостью. Между прочим, так и выясняется, кому малая родина кажется великой, а кому – случайным местом.


– Важно понять – сегодня никто не сможет работать изолированно. Предпринимателям не обойтись без административных ресурсов, власти – без бизнеса. А раз появился у нас такой союз власти, бизнеса и общества, надо работать. Для могучего рывка в туризме нам отведено не больше пяти лет, – подвёл итог руководитель области.



Выращенные возможности


Климат для роста готов – созданы пять туристических кластеров и две экономические зоны. «Селекционеры» найдены – в регионе работают десятки инвесторов. Что же с «плодами»? Одни уже поспели, другие – дозревают.


– Сфера туризма в Липецкой области достигла определённого уровня, мы стали узнаваемы и цитируемы, – отметил в докладе Вадим Волков, начальник управления культуры и искусства Липецкой области. – Регион обзавёлся статусными фестивалями: «Антоновские яблоки», «Русборг», «Раненбургское застолье», «Казачья застава», «Липецкое городище» и «Русская закваска». Появились инвестиционные бренды: автотуристский кластер «Задонщина» и туристско-рекреационный «Елец» с одноимёнными экономическими зонами. Это то, с чем сегодня ассоциируется событийный туризм и инвестиционная привлекательность региона.


– В начале года принято оборачиваться назад, определяя вектор дальнейшего движения, – продолжил Вадим Геннадьевич. – Что же сделано в 2015 году? В Ельце реализованы три проекта туристской инфраструктуры: построен спортивно-развлекательный центр, культурно-оздоровительный и автотехнический комплексы. В регионе увеличены территории кластеров. Теперь в границу автотуристского кластера «Задонщина» включён весь район, а «Елец» «прирос» землями Елецкого и Становлянского муниципалитетов. Вкладывая средства бюджетов различных уровней, администрации Липецкой области удалось разорвать замкнутый круг, когда туристы не приезжали из-за отсутствия достойного сервиса, а объекты не строились из-за недостатка гостей.


По словам начальника областного управления, в 2015 году у нас прошло свыше сотни событийных мероприятий. Несколько из них завоевали престижные награды. В номинации «Лучшее событие в области культуры» второе место у фестиваля хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Казачья застава» (Елецкий район). Третье место в номинации «Лучшее событие в области гастрономического туризма» занял межрегиональный туристский событийный фестиваль «Русская закваска». В этой же номинации фестиваль «Раненбургское застолье» взял Гран-при как «Лучшее событие в области гастрономического туризма». Благодаря этим победам наши мероприятия вошли в «Национальный календарь событий», теперь о них узнают на федеральном уровне.


Среди ключевых задач на новый год Вадим Геннадьевич назвал установку туристической навигации. 24 дорожных указателя поставили в конце прошлого года, но это только начало масштабной работы. Другим назревшим вопросом стала подготовка и продвижение видеоконтента Липецкой области на международном уровне.


– В регионе 1186 объектов туристического показа, 158 особо охраняемых природных территорий, 36 святых источников, – подчеркнул Волков. – Всё перечисленное – только малая часть туристической базы Липецкого края. Нам есть что предлагать. Важно понять: туризм – самостоятельная сфера экономики, в сегменте которой мы обязаны научиться зарабатывать. Его можно использовать как инструмент для стабильного развития региона. На примере Задонского района мы сегодня это увидели.


Что тут добавить? Задонский район туристическую «селекцию» прошёл, пережить бы болезни роста. Но тут уж на Бога надейся, а сам не плошай!

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 9 декабря 2016 г.

Погода в Липецке День: +1 C°  Ночь: -6C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Планов громадье

Лариса Пустовалова
// Общество

Вы сердце отдаете детям

Лариса Баркова
// Образование

Суворовская забава

Роман Ромашин, фото автора
// Спорт

На подступах к мастерству

Ольга Шкатова
// Общество
Популярные темы 

«Сапрыкинский» не подведет

Александр Дементьев, фото автора // Сельское хозяйство

Кооперативная среда

ИНФОГРАФИКА
Владимир Золотарев // Сельское хозяйство

У нас ищут 


  Вверх