Вт, 19 Марта, 2019
Липецк: +3° $ 64.67 73.36

Первый госавтоинспектор

Геннадий Яковлев | 04.02.2016

В наступившем году исполняется 80 лет со времени создания Госавтоинспекции в нашей стране. Служба была образована 3 июля 1936 года, когда СНК СССР утвердил постановлением № 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Основными задачами ГАИ стали борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учёт.

На протяжении всей своей истории Госавтоинспекция остается надежным стражем дорог, способствует предотвращению аварий, снижению травматизма, борется с проявлениями криминала и помогает попавшим в беду участникам дорожного движения. «Липецкая газета» начинает публикацию серии материалов, рассказывающих о людях, чей профессионализм способствовал становлению и развитию этой полицейской службы на липецкой земле.

В сороковые годы прошлого столетия жители Липецка считали Петра Ивановича Логовикова начальником городской Госавтоинспекции. Но правильно его должность называлась — старший государственный инспектор межрайонной ГАИ. Ошибались липчане по форме, но не по сути.

Тогда, восемьдесят лет назад, когда служба ГАИ только-только была образована, в маленьком заштатном Липецке появился сотрудник, который занимался всеми вопросами, связанными с законностью эксплуатации автотранспорта. В ведении Логовикова было порядка одиннадцати тысяч автомобилей. Он занимался их техосмотром, приемом экзаменов по вождению и выдачей водительских удостоверений, оформлением дорожно-транспортных происшествий. Ну как такого человека называть? Конечно, начальником!

Частенько инспектор посещал городские автохозяйства, беседовал с их руководителями и простыми водителями, разъяснял, объяснял, советовал, проводил, как сейчас принято говорить, профилактические беседы.

Но вот что интересно. Служебного автотранспорта до войны у Петра Логовикова не было, до места дорожных аварий приходилось ему добираться пешком либо на велосипеде. В лучшем случае вызывал машину из автохозяйства.

Почему Петр Иванович выбрал для себя такую нелегкую, беспокойную профессию? Пожалуй, правильно будет сказать — так распорядилась судьба. Родился Логовиков в 1910 году в селе Большие Алабухи Воронежской области. В начале тридцатых годов закончил Борисоглебский автодорожный техникум. Потом была служба в Красной Армии, в саперном батальоне стрелкового корпуса в городе Пскове.

Когда красноармеец демобилизовался, вернулся в родные края, тут и сгодилась полученная в техникуме профессия. С 1934 по 1936 год Петр Логовиков работал госавтоинспектором облдортранса по Россошанскому уезду Воронежской области. Так что в Липецк прибыл уже готовый специалист.

А в годы войны Петр Иванович нес службу старшим госавтоинспектором ГАИ Управления милиции Воронежской области. Был награжден правительственными наградами: медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

После войны у инспектора Логовикова наконец-то появился служебный транспорт.

— Сначала это был мотоцикл «Красный Октябрь», — вспоминал Петр Иванович, —потом мотоцикл «ПМЗ» (Подольский мотоциклетный завод). Мы его в шутку окрестили «попробуй меня завести». Но все-таки работать стало полегче, быстрее смог добираться до мест дорожных происшествий, решать неотложные вопросы.

Был в служебной биографии Петра Ивановича Логовикова эпизод, надолго запавший в его память. О нем он поведал в одном из своих последних интервью.

Однажды некий лихач резко затормозил у кинотеатра «Октябрь», распугав выходившую после сеанса публику. Милиция задержала водителя, у которого при себе не оказалось прав на управление автомобилем. Его доставили к Логовикову. При разборе ситуации выяснилось, что перед инспектором находится сам сын вождя народов Василий Сталин. В то время он проходил в Липецке стажировку на курсах при авиашколе. Как тут быть? Малейшая оплошность была чревата крупными неприятностями не только для Логовикова, но и для его руководителей.

Не растерялся Петр Иванович, принял единственно правильное в создавшихся условиях решение. После быстрой проверки выдал Василию Сталину временный талон на управление автомобилем.

Службу в ГАИ Петр Логовиков нес честно, нарушителей наказывал, но в то же время помогал людям. И хотя сейчас его уже нет в живых, память о первом липецком инспекторе ГАИ сохраняется. Он многому обучал своих молодых коллег: как правильно составлять протоколы, вести беседы с водителями, но, пожалуй, главное — своим личным примером показывал, как должен работать сотрудник Госавтоинспекции.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных