lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
2 ноября 2009г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Этот неотразимый свет джаза...

02.11.2009 "ЛГ:итоги недели". Ольга Клековкина, Николай Черкасов (фото)
// Культура

Международный фестиваль «Джазовая провинция» только что прошёл в Липецке. Четверг и пятница, 29 и 30 октября, – два вечера откровения, когда неотразимый свет джаза, его чудесная энергетика создавали особое единство сцены и зала. И подспудная мысль: теперь такой праздник будет только через год…


Заслуженный артист России, создатель и арт-директор фестиваля Леонид Владиславович Винцкевич (фортепиано) вот уже в четырнадцатый раз собрал прекрасных джазовых музыкантов. Маршрут «Джазовой провинции»: от Старого Оскола до, скажем, Санкт-Петербурга.


Накануне фестиваля мы встретились с пианистом, солистом Липецкой областной филармонии, членом оргкомитета и координатором Международного фестиваля «Джазовая провинция» Игорем Фёдоровичем Верещагиным.


– Игорь Фёдорович, я прекрасно помню 60-е годы. Эпоха такого манящего, недавно ещё запретного джаза. Сердце замирало, когда в Москве, на Арбате, в музыкальном магазине, удавалось купить пластинку очередного джазового фестиваля. Храню впечатления Василия Аксёнова о знаменитом Таллинском фестивале, опубликованные тогда в журнале «Юность»... Но мне кажется, с тех пор к джазу у нас стали относиться спокойнее...


– Видите ли, дело не в этом. В самом развитии джаза произошли изменения: он практически перестал быть «музыкой для масс» и требует подготовленного слушателя. Да, где-то под него ещё сидят в ресторанах, кафе, где-то под него танцуют. Но такого массового распространения, как это было, скажем, в 30-е годы, конечно, нет. Всё изменилось. Благодаря внутреннему развитию, усложнению музыкального языка. Джаз стал элитарным.


В ваших воспоминаниях живёт то обаяние 60-х, когда джазу разрешили существовать в СССР. Тогда прошёл целый ряд фестивалей, в том числе тот самый международный фестиваль в Таллине – одна из фундаментальных акций. «Шестидесятники» вырастали. В массовое сознание уже начинал проникать рок. Но сам по себе джаз с тех пор не стал меньше. Вовсе нет. Наоборот, крепчал, может, не так заметно... В принципе, интересных джазовых исполнителей у нас не убавилось. Фестивали были и в 70-х годах, а в учебных заведениях страны тогда же начали открываться отделения, где обучают джазовой музыке.



– А как к джазу пришли вы?


– Сначала в школе интересовался: рок, тяжёлый рок. Хотелось это всё играть. А потом стал как-то перерастать внутренне. Овладел техническими средствами, музыкальным языком. В джазе завораживало что-то такое глубинное, таинственное. Казус, но в пятом классе, в анкете по профориентации я написал: джазист. Предопределение?.. От пиетета, который мои родители испытывали перед этой музыкой, что-то передавалось и мне. Но джаз звучал в нашем доме эпизодически, не тотально. Передавался какими-то определёнными штрихами. Мама ещё говорила, что в конце сороковых годов слово «джаз» ассоциировалось у неё чуть ли не со словом «фашизм». Так это вдалбливалось в мозги того поколения. А ведь знал-то я мало. Отдельные фамилии. Армстронг. Фитцджеральд. На фортепиано занимался без интереса. Под маминым «прессом». У неё не проходила надежда, что сын поймёт. Только лишь когда я стал играть в школьном ансамбле, изменилось моё отношение, понимание. Интерес к занятиям появился. И когда встал вопрос, чем же заниматься после школы, просто ничего другого для меня и не осталось. Для родителей процесс моего «окультуривания» оказался сверх ожидаемого, когда я сказал, что поступаю в музыкальное училище. Это было в Виннице. Потом учился в Донецкой консерватории.



– Вот ведь интересный какой путь… Спасибо. Но вернёмся к «Джазовой провинции». Теперь в нашем с вами городе Липецке зал переполнен, часть публики совсем молодая и, по-моему, ориентирована на рок...


– Я думаю, что это фестиваль вырос. Он уже четырнадцатый по счёту. Вообще фестиваль проходит под патронатом Российского Фонда культуры. А начиная с 2002 года наше областное управление культуры и искусства (в нынешнем году эстафету из рук Фёдора Ильича Жиляева приняла Татьяна Васильевна Горелова) полностью финансирует «Джазовую провинцию» в Липецке.



– Показательная и замечательная поддержка. И всё-таки джаза в городе мало. Спасибо Липецкой областной филармонии – её афиша не остаётся без джазовых концертов. Вот совсем недавно к нам приезжала американская джазовая певица Текора Роджерс. Но фестиваль есть фестиваль, и «Джазовую провинцию» потом вспоминаешь целый год. А скажите, Игорь Фёдорович, что испытывает джазовый музыкант там, на сцене?..


– Это такой своеобразный психологический процесс, когда собирается воедино всё, что ты умеешь. Своеобразие импровизации. Озарение, спонтанность, решения ситуаций рождают неповторимую атмосферу. А Леонид Винцкевич! Он же на эвристическом уровне работает – открытия, свежесть. И на это тут же откликаются другие музыканты на сцене.


Помните главных звёзд прошлогоднего фестиваля – лауреат премии «Грэмми», вокальный квартет «New York Voices»? В своём жанре это может быть лучший коллектив. То, что они делали на сцене, – некое действо.



– И всё это передавалось зрительному залу, в котором такая благодарная публика...


– В Липецке есть зрительский, слушательский «костяк». У нас хороший слушатель, понимающий, хорошо реагирующий. Музыкантам, выступившим в Липецке хоть раз, всегда хочется сюда возвращаться.


Даже ещё в 90-е годы, когда в зале ДК НЛМК (помните, фестиваль проходил там?) были свободные места, Санкт-Петербургский музыковед Владимир Фейертаг заметил: «В зале было мало, но зато все наши!».



– Теперь уже немало. Свободных мест нет!


– Да, это так. И ещё в 1996 году, когда мы вместе концертировали, Сергей Манукян сказал о Липецке: здесь слушают, как в последний раз.



– Точно. А ещё мне на фестивале, когда он проходил в ДК НЛМК, очень нравилось, когда в перерыве во внутренний дворик выходили музыканты. Туда же стекалась публика. Все свободно общались. А какое общение происходит между вами, музыкантами?


– Наше общение – это музыка. И, знаете, лишь в нашей стране джаз развивался преимущественно на концертных площадках. А повсюду он звучал в контексте повседневности, в клубах, где музыканты обменивались информацией, приёмами, что-то находили, что-то привносили.


Ведь у нас мало кто привык всерьёз слушать настоящую музыку вне концертных залов. Люди в том же ресторане с трудом воспринимают то, что не располагает к такой, знаете, «веселухе». Вот это, увы, многим нашим согражданам кажется правильным. Быт сейчас жестокий в музыкальном отношении. Не привыкли слушать хорошую музыку или хотя бы воспринимать её в качестве благоприятствующего фона. Я выступал с концертами в Швейцарии и видел, как там, именно на бытовом уровне, танцуют бальные танцы. Репертуар оркестра – «вечнозелёные» шлягеры: самбы, вальсы, танго, ча-ча-ча. Понятно, что молодёжи нужно и что-то дискотечное, но основу составляют всё же бальные танцы.



– У нас в городе есть джаз-бэнд под управлением Игоря Бойкова…


– …который может стать явлением и началом постоянной жизни джаза в Липецке. Оркестр создан при городском управлении культуры. Два года назад эти музыканты с успехом закрывали у нас фестиваль «Джазовая провинция». Хотелось бы, чтобы такая мастерская джаза развивалась. Чтобы у Липецкого биг-бэнда было больше возможности выезжать хотя бы на окрестные фестивальные форумы. Чтобы в Липецк приглашали солистов, которые выступали бы с оркестром. Так будет «вливаться свежая кровь», расширится репертуар и подход, обогатится звучание.



– Да, на биг-бэнд Игоря Бойкова есть серьёзные надежды. А вот ещё о чём хотелось бы с вами поговорить – мне очень дорого, когда на фестиваль «Джазовая провинция» приходит молодёжь.


– У фестиваля есть и молодая публика, это верно. Молодым ребятам с определённым культурным уровнем, с внутренней пытливостью хочется для себя делать открытия, погружаться в тайны непонятого.



– Слушают благодарно. И вы ведь сами обычно говорите, что джаз ближе к академической музыке.


– Прежде всего, история предопределила такое положение, чтобы воспринимать, понимать, нужен определённый культурный уровень, уровень музыкальной, слушательской подготовки. Даже порой больше, чем для некоторых жанров академической музыки. Мы с вами уже говорили, что Липецкая областная филармония, которая не занимается музыкой эстрадной, в абонемент обязательно включает джаз. Также и в Московской государственной академической филармонии.


Для меня главное – повседневная укоренённость джаза. Эта музыка – часть общечеловеческой культуры. Не американской, хотя родина его – Америка. Ведь никто сейчас не называет оперу итальянским жанром, хотя опера родилась в Италии, и не утверждает, что симфоническая музыка – это музыка только Европы.


Джаз всегда опирался на плотную бытовую культуру. Чтобы вернуть джаз в повседневную жизнь, необходима потребность общества окружать свой быт хорошей музыкой: вечеринки, свадьбы, проводы, дни рождения. Меня никогда не впечатляла оговорка, что не хватает средств, что тяжелые времена. Уверяю вас, дело не в этом.



– Согласна совершенно. И спасибо вам за то, что все эти годы вы держите липецкую часть «Джазовой провинции» на своих плечах.


Зал снова был заполнен до отказа. И снова было много молодых слушателей.


Хочется непременно отдельно сказать о Леониде Владиславовиче Винцкевиче, создателе и арт-директоре фестиваля «Джазовая провинция», великолепном джазовом пианисте. Он из Курска, участвует в самых известных фестивалях джазовой музыки Европы, России, Америки, Скандинавии, стран СНГ. Винцкевича справедливо называют человеком, воплотившим в жизнь уникальную идею «музыкального передвижничества». Несколько раз он выступал на фестивалях ?айонела Хэмптона, памяти которого была посвящена прошлогодняя «Джазовая провинция». На нынешнем фестивале Леониду Владиславовичу преподнесли от Липецка цветы – в честь недавнего шестидесятилетия. В фестивалях участвует и его сын Николай, ставший прекрасным джазовым музыкантом (саксофоны).


А осень в Липецке пахнет джазом. Так сказал, открывая «Джазовую провинцию-2009», Игорь Фёдорович Верещагин. Он и вёл оба вечера, назвав их ещё палитрой. В самом деле, в отличие от почти монографической, стройной программы прошлого года, в нынешнем году – такое разноцветье.


Первую команду возглавили оба Винцкевича, и именовалось это выступление «Singularity», по названию нового диска; слово переводится с английского как «оригинальность», «странность», «своеобразие» или «особенность». Этот великолепный диск, выпущенный фирмой SLAM, можно было приобрести в фойе областного Дворца культуры, где и проходил фестиваль. И вдруг вдумчивые- задумчивые саксофон-монологи Николая Винцкевича сменились веселой, задорной вещью, которую он, оказывается, написал для Лайонела Хэмптона, – «Salute to Hemp!». И мы слушали это приветствие великому музыканту, зная, что его уже нет на свете. А Николай, оказывается, отличный мелодист!


…Народный артист России Алексей Алексеевич Кузнецов, благородный, академичный, патриарх отечественного джаза, с трепетом сказал, что у него в Москве мастер-класс. И как только вырвался на наш фестиваль этот удивительный человек, ведь его жизнь расписана на годы вперёд!.. Его диски… Да что говорить, если у меня хранятся чудные его записи тридцатилетней давности на ещё виниловых пластинках. Джаз и душа. Это благородная музыка. Она русская. Зал слушал замерев. Даже все мобильные телефоны были отключены. И в абсолютной тишине играл Кузнецов. А потом к клавишным подсел Винцкевич-старший, и они сыграли вдвоём. Винцкевич вскочил:


– Друзья, если есть радость, то она здесь, сейчас!


И мы откликнулись на его слова согласной, благодарной овацией.


А сцена нашего областного ДК (Центра культуры) была в этот вечер нежно-синей. И на ней появились вдруг два гитариста – Фернан Ромеро (Аргентина) и Роман Мирошниченко (Россия). В их дуэте (а он молодой, дуэт этот) сплелось всё: джазовая гитара, фламенко и самые разные, филиграннейшие приёмы игры на этом инструменте. С первого же номера оба покорили зал безусловно – такая была реакция. На этом подъёме и прошло их выступление. Пьесы-состязания. Пьесы-дуэты. Фернан пел. По-испански, конечно. В заключение была исполнена композиция их учителя Эл ди Миолы «Paranta». А Фернан успел, оказывается, поучиться ещё и у великого Андреса Сеговии.


Содружество джазовых инструменталистов и вокала – вещь в джазе безусловная. Но вот любование!.. Такой была на сцене джазовая вокалистка Вероника Мортинсен из Дании со своим квартетом. Она окончила Королевскую музыкальную академию и консерваторию в Копенгагене по классу композиции, поэтому исполняла собственные вещи. В чёрно-малиновом кружевном платье, с шапкой тёмных волос, она отступала в сторону во время соло кого-то из её квартета и любовалась им, и пританцовывала, а в заключение жестом предлагала нам порадоваться вместе с ней такой импровизацией и поприветствовать музыканта.


…Оба вечера по традиции все участники «Джазовой провинции-2009» брали друг друга за плечи и кланялись. Зал рукоплескал, подняв руки вверх.


…Они уходили со сцены, а мы прощались с музыкантами. До следующей «Джазовой провинции». До того, когда в осеннем воздухе вновь появится аромат этого неотразимого джаза.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 25 мая 2016 г.

Доллар, ЦБ РФ + 24/05
Евро, ЦБ РФ + 24/05
Погода в Липецке День: +22 C°  Ночь: +10C°
Авторизация 
Портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

По волнам Тихого Дона

Владимир Петров
// Культура

Внимание! Камера! Мотор!

Ирина Смольянинова
// Культура

Призовая декада

Роман Викторов
// Общество
Популярные темы 

Проекты пилотные, но погода нелётная

Юрий Бакланов // Экономика

Долгая дорога к святой обители

ФОТО
Игорь Сизов // Общество

Ностальгия по колбасе

Ольга Головина // Экономика

Акварельная реальность «другого» человека

Дарья Шпакова, фото автора // Общество

Дотянуться до радуги

Евгения Ионова // Общество

Афиша

// Культура

У нас ищут 


  Вверх