lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
12 января 2016г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Братья Константиновы: кинооператор и конструктор

12.01.2016 "Золотой ключик". Павел Жуков
// Культура
Братьев Константиновых было трое, как в сказке.
Братьев Константиновых было трое, как в сказке.Николай Константинов 
с кинокамерой-винтовкой 
на Сахалине в 1944 году. Вот она, легендарная камера «Конвас».
Василий Константинов.Сцена из художественного фильма «Летят журавли».

Братьев Константиновых было трое, как в сказке. Родились они в деревне Гагарино Задонского уезда Воронежской губернии. А вскоре их семья перебралась в Лебедянь. Судьба братьев сложилась по-разному: Артём погиб во время Первой мировой войны, Николай и Василий сумели выжить в те тяжёлые годы. И посвятили себя кино…


ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТОРИЯ


Николай Дмитриевич Константинов постигал науки сначала в лебедянской гимназии, а после – в единой трудовой школе. Затем успел «отметиться» в качестве коменданта на местной железнодорожной станции. А своим любимым делом стал заниматься в 1922 году, когда получил должность инструктора кинематографии Тамбовского отделения фотокиноуправления. 


Всего через три года Николай Константинов стал штатным кинооператором Московской хроникально-документальной студии. И снимал сюжеты не только по всему Советскому Союзу, но и за его пределами. Николай Дмитриевич побывал в заграничной командировке на пароходе «Декабрист», которая длилась полтора года. Сквозь объектив камеры он видел Средиземное море, Индийский и Тихий океаны. Это путешествие вылилось в три документальные киноленты: «Вокруг Азии», «Камчатка» и «По Индии». Фильмы были показаны во всех кинотеатрах Советского Союза, и зрители приняли их с восторгом. За такой творческий и тяжёлый труд Николай Константинов получил несколько государственных наград. 


Параллельно с операторской работой Николай Дмитриевич занимался ещё и конструированием. В начале 30-х годов 20 века он создал первую оте­чественную кинокамеру «Хроникон», взяв за её основу заграничный аппарат «Патэ». А через несколько лет придумал камеру, идеально подходящую для съёмок с самолёта. Эта техника собиралась под его личным руководством в мастерских Московской студии кинохроники. 


Перед началом Великой Отечественной войны на ленинградском заводе было запущено производство другой его камеры – КС-4. А вскоре Константинов создал компактный «Хроникон-малютку». Когда же грянула война, свет увидел «Хроникон-снайпер», сконструированный специально для фронтовых кинооператоров. Благодаря этому аппарату военные репортёры оказались вооружёнными, поскольку привычная камера была умело совмещена с боевой винтовкой. 


Сам же Николай Дмитриевич с 1941 по 1945 год в звании капитана возглавлял группу кинооператоров на Сахалине. 


Когда фашистская Германия была разгромлена, Константинов стал жить в Липецке. Здесь он занимался съёмкой сюжетов для Воронежского корреспондентского пункта Ростовской студии документальных фильмов. И, конечно, часто бывал в Лебедяни. Приезжал просто отдохнуть, а иногда и по работе – Николай Дмитриевич часто снимал «документалки» о крупных колхозах и совхозах. 


«КОНВАС» – ОН И В АФРИКЕ «КОНВАС»


Василий Константинов сначала тоже занимался съёмкой. Как и его брат Николай, работал на Московской студии кинохроники. Но вскоре понял, что профессия оператора не для него. И полностью посвятил себя конструированию. В киномастерской, находящейся при студии, Василий Дмитриевич создал камеру «Конвас-1», как оказалось, ставшую легендарной. Своё детище назвал по первым трём буквам своих имени и фамилии. 

Этот аппарат к началу 40-х годов обладал серьёзными преимуществами перед заграничными аналогами, поэтому его начали производить. И вскоре ручная камера КСР (это ещё одно название «Конваса») стала самой распространённой в Советском Союзе. А название киносъёмочного аппарата стало нарицательным. Профессиональные операторы говорили о нём так: «Конвас» – он и в Африке «Конвас». Зарядил «Конвас» «кодаком», поставил зум – и никаких проблем». 


Эта камера, без преувеличения, стала одним из выдающихся достижений в развитии отечественной кинотехники. Ведь Василий Константинов создал киноаппарат, который по техническим возможностям не имел равных в своём классе ни в Советском Союзе, ни за границей. 


Лёгкая портативная камера с зеркальным обтюратором (это механическое устройство для перекрывания света при необходимости), быстро заменяемыми кассетами и объективами позволяла моментально менять точку съёмки. А также делать изображение любого масштаба, строить композицию кадра, свободно следовать за движущимся объектом. Получается, «Конвас» был мирным аналогом легендарного автомата Калашникова. Их объединяли простота конструкции, надёжность и множество функций. Поэтому камеру «Конвас» и АК-47 часто сравнивали. 


 В художественном кино «Конвас» произвёл настоящую революцию. Благодаря этой камере операторы смогли снимать всевозможные сцены в реальной среде, в сложных и даже экстремальных условиях. А до этого им приходилось прибегать исключительно к комбинированным съёмкам. Именно «Конвасом», находящимся не на привычном штативе, а в руках оператора Сергея Урусевского, были сняты самые выразительные и эмоциональные эпизоды фильма «Летят журавли». Например, сцена на вокзале, где главная героиня, зная, что её любимый погиб, всё-таки надеется увидеть его среди вернувшихся с войны солдат. Там камера сопровождает Веронику, пробирающуюся сквозь толпу и раздающую цветы незнакомым людям. Эти кадры стали классическими и открыли новую главу в развитии художественного языка кинематографа. 


«Конвас» в различных своих вариантах оставался незаменимым вплоть до середины 80-х годов. А потом благополучно ушёл «на пенсию», уступив место более продвинутым камерам. Причём уже, что печально, иностранным. 

 Сейчас «Конвас» является учебной камерой. С её помощью студенты киновузов снимают свои первые фильмы. 


***


В Лебедянском краеведческом музее хранится экземпляр знаменитой и почтенной кинокамеры-легенды «Конвас». Его в середине девяностых годов 20 века подарила Алла Соловьёва – режиссёр, снимающий документальные фильмы. Есть в музее и целая экспозиция, посвящённая братьям Константиновым, которые своими достижениями увековечили Липецкий край в мире кино.


Фото автора.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 6 декабря 2016 г.

Погода в Липецке День: -3 C°  Ночь: -12C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Праздник для книгочеев

Кирилл Васильев
// Общество

Немузейные экспонаты

Елена Панкрушина
// Общество

Истина рождается в... игре

Ольга Шкатова
// Общество

Когда «Дионис» отдыхает

Игорь Волгин, фото автора
// Общество

Экспансия на внешние рынки

Владимир Петров
// Экономика
Популярные темы 

Город умеет удивлять

Кирилл Николаев // Общество

Настрой на перемены

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Тербунов
Ирина Смольянинова // Общество

Чемпионами не рождаются

Владимир Перцев // Спорт

У нас ищут 


  Вверх