lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
25 января 2016г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

«Мой любимый цвет – крик»

25.01.2016 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Культура
Фото Николая Черкасова
Фото Николая ЧеркасоваТатьяна Нечаева беседует с вдовой художника 
Таисией Филипповной Фёдоровой
Василий Иванович Шевченко и его «Стакан воды», который всегда полон
Несущая на своих крылах «Осень» мифическая птица Сирин
«Кручи» – последнее десятилетие жизни художника
«Церковь», как тихая песня

В год 90-летия Василия Ивановича Шевченко в Липецке открылись две выставки этого потрясающего художника


Есть художники, работающие исключительно ради любви к искусству, есть ловцы вдохновения и есть те, кто знает, как надо писать и умеет делать революцию в живописи. Шевченко – из тех, кто родился для того, чтобы «красить» – так сам мастер называл процесс появления картины на полотне (или картоне, что чаще всего и бывало).


…Согласитесь, странно вести диалог с человеком, которого уже давно нет на свете. Ну а если этот человек – художник? Тогда всё встаёт на свои места, и странностей здесь уже нет никаких.


Моя первая «встреча» с Василием Ивановичем Шевченко состоялась в 2008 году. К тому времени художника уже более десяти лет как не было среди живых. Но именно с той – первой – встречи и началось наше «общение», инициатором которого всегда выступал Василий Иванович. То есть как только я вижу его картину – случается «контакт». И ему всегда есть что сказать, а мне – нечего ответить. Только спрашиваю, смотрю и удивляюсь.


Василий Иванович Шевченко родился 8 января 1926 года в воронежском селе Колыбелка. И память об этой «колыбели» своего детства, не­ожиданного обретения таланта он хранил всю жизнь.


– Когда Василий Иванович учился в начальной школе, к ним в деревню приехал художник, он что-то красил, краски рассыпались, а детишки их собирали, – делится своими воспоминаниями о супруге вдова художника Таисия Филипповна Фёдорова. – И Василий Шевченко не остался в стороне: подобрал краски и на следующий день показал одноклассникам первую картину – петуха. Вскорости за этим петухом бегала вся школа.


Образ петуха потом будет сопровождать Шевченко всю жизнь. На его картинах петух – это и он сам, и его детство, и предвестник чего-то неотвратимого, и образ русской деревни, и символ рассвета. Это и Евангельское пророчество Христа апостолу Петру. Быть может, петух, вобравший в своё оперение все самые яркие краски, был художественным воплощением его боли, которую Василий Иванович превозмогал всю свою жизнь.



Шевченко – совершенно русский художник. На его полотнах – весь русский сказочно-мифологический пантеон, у него земля – живая! Как живая – бомба, летящая уничтожать всё живое. Он одушевлял природу и всё сущее на ней. Для него живая даже тоска по безмятежному, но сложному детству. При этом Василий Иванович оставался в душе глубоко верующим, православным человеком, для которого Любовь, милосердие, доброта и забота – главенствующие.


– Мне кажется, ему открывались неимоверные глубины памяти, – считает искусствовед Татьяна Ивановна Нечаева. – Когда он писал сюжеты на тему детства человечества, о временах пребывания людей в Раю, то делал это так, будто сам всё видел своими глазами! У нас есть генетическая память, память народа, но мы не умеем, к сожалению, ею пользоваться. А Василий Иванович Шевченко умел. Меня в его творчестве поражает неимоверно лёгкая, парадоксальная фантазия. Его сюжеты невозможно придумать, идеи рождались в его душе, в сердце, в подсознании. Его фантазии невозможно повторить. Да и сам художник рассказывал, что когда принимался делать копии своих же картин, то у него получалось совершенно иное полотно. Он понимал, что родился художником. На его картинах все друг друга любят и никто никого не боится. Как ребёнок открыт миру, так и Василий Иванович был полностью ему распахнут. Он был абсолютно независим и честен. В искусстве Шевченко выступал даже не от своего имени, а от имени всего человечества, которое разрушает мир, покушается на свою мать – Землю. Художник предостерегал это самое губящее всё и вся сообщество людей.


Сам Василий Иванович однажды сказал: «Живопись – это диалог со зрителем. Любой цвет может говорить, кричать, петь. Мой любимый цвет – крик». И он кричал: об экологических бедствиях, о разрушении миропорядка, об уходе любви. Он кричал о порушенных храмах, о потухающей русской деревне – на его картинах она – в побеленных домиках, цветущих весной садовых деревьях, в рое пчёл, полной грудью дышащая прозрачным воздухом его памяти.


– Шевченко не был просто художником, просто неравнодушным человеком, – полагает Татьяна Нечаева. – Он чувствовал свою ответственность за всё, происходящее вокруг. И пытался предупредить мир о грядущих болезнях. При этом Василий Иванович был нетерпим ко всякому насилию над человеком, над личностью. Его волновало варварское отношение к природе, к людям, к животным, к истории, к памяти. И кричал об этом, его кричащие краски – посыл его души, его больного большого сердца.


В 1943 году Василий Шевченко в возрасте семнадцати лет попал на фронт. 23 января 1945 года под Кёнигсбергом он был тяжело ранен разрывной пулей. Пять лет сражался он за свою жизнь и здоровье, за возможность ходить на своих ногах. Домой в Лиски вернулся инвалидом второй группы. В 1950 году вместе с родителями Василий Иванович переехал в Липецк.


– Он был гениальным самородком, – восклицает Татьяна Ивановна Нечаева. – В силу различных причин (война, бедность) не смог получить образования, то есть стать профессиональным художником. И всё же Шевченко – настоящий творец, не наивный, как некоторые полагают, а удивительный, самобытный художник. Его могучий талант выводил его в искусство, иначе бы он просто не смог жить. Шевченко нашёл свой язык, свой метод и был ему верен до конца.



О войне Василий Иванович старался не рассказывать – он её «красил», она не покидала его никогда. Его раны болели, причиняя неимоверные страдания. Но писал он войну по-своему, по-шевченковски.


– Василий Иванович Шевченко оказал огромное влияние на художественную жизнь Липецка. Он говорил молодым живописцам: будьте смелыми, оставайтесь самими собой, творите в полный голос, кричите, чтобы вас услышали! – говорит Татьяна Нечаева.– По его мнению, в искусстве нет полумер – писать нужно только на разрыв аорты, только до конца, до самого последнего вздоха. В своё время он не был понят и принят, как и Виктор Семёнович Сорокин. Для них обоих очень важен был процесс. Виктор Семёнович рассказывал, что иногда, приступая к работе, он помнил только начало и тот момент, когда опускал кисть – а всё время написания картины его как бы не существовало. А потом сам удивлялся, как мог такое нарисовать. Так же было и с Василием Ивановичем Шевченко, который испытывал влияние Сорокина, но не поддавался ему, а перерабатывал его. Оба художника опережали время, предвосхищали возможности тогдашнего зрителя. Зато со временем они завладели умами как художников, так и просто любителей и ценителей настоящего художественного искусства. Шевченко стал во времена перестройки даже популярен и востребован, в том числе и за границей. Иностранцам было интересно посмотреть на творца, не включённого в систему соцреализма.



Василий Иванович Шевченко всегда много писал. Его супруга Таисия Филипповна говорит, что только за последние несколько лет он сделал более семи тысяч этюдов. Они познакомились уже зрелыми людьми: ей – за сорок, ему – за пятьдесят. Он – страдающий художник, переживший два инфаркта. Она – заведующая кардиологическим отделением горбольницы №1, куда больного Шевченко привезли на «скорой». Шёл 1980-й год.


– Скромный, застенчивый, впечатлительный, легкоранимый человек, который жил в своём мире, далёком от жестокой реальности – таким я впервые увидела Василия Ивановича, – вспоминает Таисия Филипповна. – Он был очень тяжёлый больной и очень несчастный. Так что я его сначала пожалела, а потом и полюбила. После окончания лечения в стационаре его перевели в отделение реабилитации, куда он согласился пойти только с условием, что я его стану там навещать. Вот с тех пор мы и не расставались. Я всегда много работала, Василий Иванович много писал – в этом мы были похожи. Он любил природу, мы часто ходили на пленэр к вокзальному пруду, муж «красил» картину, рядом были наши собачки – настоящее счастье. Я благодарна судьбе за то, что помогла продлить жизнь талантливому, очень нуждающемуся в заботе человеку и создать условия для реализации его творческих планов. А сегодня мне очень важно, чтобы о нём помнили, чтобы его поняли, полюбили, чтобы его работы жили и призывали к добру, к свету, к радости...



В год девяностолетия мастера в Липецке одна за другой открылись две выставки. Первая, разместившаяся в Областном центре культуры, народного творчества и кино, – «Из детства на всё смотрю». Это проект, придуманный и реализуемый образцовой студией изобразительного творчества «Искусство» под руководством Александры Бахмутской, в котором «участвуют» как работы Василия Ивановича Шевченко, так и детские рисунки. Вторая – в Доме Мастера, где размещено более 20 картин художника.


Приходите и «поговорите» с мастером. Он был бы этому несказанно рад!



И ЭТО ВСЁ О НЁМ


В 1990 году Шевченко приняли в члены профессионального творческого Союза художников и графиков Международной федерации художников ЮНЕСКО.


В 1991 году он стал членом Союза художников России.


С 1960 года Василий Шевченко участвовал в областных, всероссийских, международных и зарубежных выставках. Его картины выставлялись в Германии, Корее, Испании, США, Финляндии, Японии. Только персональных выставок было пятнадцать!
Работы художника находятся в собрании Министерства культуры Российской Федерации, в собрании Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно», в Воронежском областном художественном музее имени Крамского и в Липецком областном краеведческом музее, в других государственных и коммерческих музеях и галереях, в частных коллекциях России, США, Германии, Италии, Кореи, Финляндии, Японии.


Василий Иванович Шевченко награждён медалью «За отвагу», орденами Отечественной войны II и I степени, медалью Жукова.


Не стало Василия Ивановича Шевченко в 1997 году.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 6 декабря 2016 г.

Погода в Липецке День: -3 C°  Ночь: -12C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Праздник для книгочеев

Кирилл Васильев
// Общество

Немузейные экспонаты

Елена Панкрушина
// Общество

Истина рождается в... игре

Ольга Шкатова
// Общество

Когда «Дионис» отдыхает

Игорь Волгин, фото автора
// Общество

Экспансия на внешние рынки

Владимир Петров
// Экономика
Популярные темы 

Город умеет удивлять

Кирилл Николаев // Общество

Настрой на перемены

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Тербунов
Ирина Смольянинова // Общество

Чемпионами не рождаются

Владимир Перцев // Спорт

У нас ищут 


  Вверх