lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
23 января 2016г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Ожидание неожиданного

По страницам предновогоднего номера журнала «Петровский мост»
23.01.2016 "Липецкая газета". И. Неверов
// Культура

Российский читатель терпелив. Он всегда надеется: а вдруг в ровном гуле знакомых, похожих голосов послышится мелодия, способная встряхнуть, удивить, вызвать встречный поток переживаний и мыслей.



У взявших в руки четвертый, последний в минувшем году, номер «Петровского моста» это ожидание, по-моему, не окажется напрасным. В нем есть вещи, где чувствуется уверенное перо, есть публикации послабее, по-ученически робкие, пусть не графоманские, но весьма прямолинейные, банальные, лишенные контрапункта, без второго и тем паче третьего плана. Но есть и симпатичные неожиданности самого разного свойства. Кажется, впервые редакция предложила публике переводы. И не чего-либо там, а сонетов Шекспира. Тамара Сокольская отважно вступила в соперничество с Маршаком и Пастернаком. В новых русских версиях улавливаешь попытку воспроизвести сложный строй староанглийских оригиналов, дух их тяжеловесно-завораживающей архаики. В чем-то переводчица преуспела, но допустила, на мой взгляд, и промахи. Вряд ли Шекспир одобрил бы, например, чересчур свистящую строчку «Но ты, обвенчанный с своей красою» или неуместный, ненужный эпитет в начале сто второго сонета: «Моя любовь сильна как чудо-воин, безгласна и тиха на внешний вид». Все-таки, согласитесь, господа, вид бывает только внешним. Про внутренний вид мне слышать как-то не доводилось. Полагаете, это придирка мелочного и ворчливого читателя? Но Шекспир обязывает. Небрежность в его переводах неизбежно бросается в глаза.



Тем не менее опыт Тамары Сокольской и поддержавшей ее редакции любопытен. Он привносит в журнальную полифонию особое звучание. Наверное, соседство с сонетами классика лестно и ответственно для современных поэтов. А они в номере представлены широко – от известных авторов, начиная с Бориса Шальнева, выступившего с узнаваемой, очень шальневской подборкой «Я еще уходить подожду», и Светланы Аксеновой («Проснувшись, распахну окно») до молодых, чьи пробы пера порою выдают их пока очевидную неискушенность в ремесле стихотворцев.



А рядом с дюжиной поэтов напечатались в предновогоднем «Петровском мосте» семь прозаиков. В повести «Бессонница» Александра Владимирова возникает постоянно тревожащая автора тема суда совести. Литератор предпослал сочинению два эпиграфа – один из Дона Аминадо: «Кто не страдал бессонницей, тот не знает своей биографии». В качестве третьего эпиграфа вполне подошло бы и это: «И горько жалуюсь, и горько слезы лью, но строк печальных не смываю».



Герой повести прожил долгую жизнь. В гражданскую Павел Кутасов был безоглядным пламенным революционером. Вера в светлое будущее, которое надо защищать от затаившихся врагов, привела его в ЧК. А затем с ним случилось то, что у Александра Бека названо сшибкой. Искренность, преданность идее столкнулись с реальностью жестокого режима. Кутасов служил ему до конца – отчасти все еще веря, отчасти по инерции, из-за страха, из-за беспокойства за близких, из-за духовной несвободы. Тайком он молится Богу, считая все его утраты, гибель или отчуждение детей – карма за грехи, за пролитую кровь. Бессонными ночами ему является девушка в белом. Он спрашивает, кто она – смерть? «Нет, - отвечает видение, - я твоя совесть». Мистический ход подчеркивает драматизм судьбы человека, когда ему уже трудно понять, где и как противоречия безжалостного времени становятся лично виной, накладывают именно на него ответственность за сделанный выбор.



Остросюжетный роман другого литератора-ветерана Анатолия Баюканского «Ведуны выходят из тени» построен на поединке российских спецслужб с террористами. Причем предотвратить диверсию на АЭС предстоит герою, обладающему паранормальными способностями. Читать Баюканского, недавно, к слову, отметившего девяностолетний юбилей, интересно. Возможно, не один поклонник приключенческого жанра подосадует, что в журнале нашлось место лишь для фрагмента из романа.



Отдельно нужно было бы остановиться на малой прозе, в частности, рассказах Ирины Тануниной «Подарок судьбы» и Тамары Алексеевой «Момент истины». Но тогда я не смогу ничего сказать, пожалуй, о главной неожиданности - произведении Татьяны Скрундзь «Четыре сезона, или Мытарства блаженной Веры». Знакомая аудитории «Петровского моста» по стихотворным публикациям, писательница не обозначила жанра своей прозы. Да, формально перед нами как будто бы повесть, но она близка к традиции житийной литературы. Свежо и просветленно рассказана история безвестной русской женщины, делавшей, в сущности, то же, что мать Тереза, - сильный и красивый аргумент в неиссякающем споре о предназначении человека, о смысле нашего бытия.



В юности, пишет Татьяна Скрундзь, Верочке «не хватало всего: цели, веры, упорства, любви…» Кто-то в такой кризисный момент бросает непримиримый вызов миру, в котором не отыскал ни цели, ни истины. Кто-то запутывается в силках манипуляторов, будь то сладкоречиво сочувствующие растерянной жертве сектанты или вербовщики ИГИЛ. Кто-то решает уйти из бессмысленной жизни. Вот и Верочка попыталась умереть. Но не погибла. И дальше, вроде бы уже ничего не решая, не выбирая, послушная воле обстоятельств и биению открытого для сострадания сердца, начинает ухаживать за больными и слабыми. Сперва за родными, близкими, позже – за посторонними (но не чужими!). Для нее это не подвиг, а единственный способ существования, возможность сознавать, что живешь.



Когда она ушла, над селом зажглась новая звезда. «Простая, далекая. Кто ее увидит, тот непременно счастливым станет, такая примета есть». Чем не житийный финал? Однако, в чем-то ориентируясь на канон, Татьяна Скрундзь соединила его с массой бытовых, прозаических, порой низких и жестких подробностей. Именно из них, сквозь них упорно пробивается росток доброты, непоказного православного служения мало кем понятой, мало кем оцененной (да она в том и не нуждалась) «блаженной Веры».



В который раз обращает на себя внимание бережное отношение редакции «Петровского моста» к памяти о наших талантливых земляках. Вот и в этом номере не поскупились на строки для очерка искусствоведа Татьяны Нечаевой к восьмидесятипятилетию замечательного живописца Виктора Королева. Для мемуаров Людмилы Дедовой о поэтессе Майи Румянцевой. Для заметок Василия Шахова к юбилею Писарева. Для рассказа Татьяны Щегловой о документах писателя Николая Задонского, переданных в Липецк. Для прощального слова недавно ушедшему от нас патриоту, историку, краеведу Анатолию Березневу.



Среди других материалов прошу читателя не пропустить репортаж-отчет о поездке липецкой писательской делегации в Крым. Она стала завершением акции «Петровского моста», собравшего для крымчан библиотечку липецких авторов плюс полный комплект самого журнала. Эта литература и была вручена жителям Симферополя и райцентра Советский. Кстати, инициатива «Моста» была отмечена наградой областного журналистского конкурса.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 4 декабря 2016 г.

Погода в Липецке День: -2 C°  Ночь: -13C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Чемпионами не рождаются

Владимир Перцев
// Спорт

Новое хождение за три моря

Александр Дементьев
// Образование
Популярные темы 

От слова «участие»

Ольга Журавлёва // Власть

Бюджет развития

Галина Чернышова // Власть

«Моржи» просят поддержки

Ольга Журавлева // Спорт

Фабрика с приставкой «супер»

Виктор Страхов // Экономика

Местами метель

Мария Гурова // Общество

У нас ищут 


  Вверх