Вс, 17 Февраля, 2019
Липецк: -2° $ 66.70 75.25

Задача с тремя неизвестными

Евгений Козлов | 19.01.2016

В известной советской песне когда-то пелось: «Молодым – везде у нас дорога, старикам – везде у нас почёт». Страна победившего социализма всем предоставляла равные права и возможности. Сегодня в пределах бывшего постсоветского пространства слова эти потеряли свою актуальность.

БЕЗЫСХОДНОСТЬ ИЛИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ?

Уже и государства такого нет, и каждый завоёвывает место под солнцем в конкурентной борьбе, действуя сообразно меняющимся обстоятельствам. Гарантий практически никаких, но это стимулирует внутренний рост, заставляет открывать, развивать в себе именно те качества и способности, которые позволяют наиболее успешно интегрироваться в новую среду, стать для неё нужным и интересным.

Учитель математики 55-й липецкой школы Юлия Труханова реалии современной действительности испытала, что называется, на себе, и вышла из этого горнила испытаний с новыми надеждами и наметившимися перспективами.

 – Я с Украины, – рассказывает о себе наша героиня, – закончила педагогический университет в известном теперь уже всей России городе Славянске Донецкой области – сейчас это Донбасский педагогический университет. Практику проходила в своей родной школе, однако даже не мечтала работать учителем. Спонтанно получилось. 

После получения аттестата встал вопрос о том, где дальше учиться. Сейчас ведь финансы часто судьбы определяют, а я из простой семьи. Отца нет. Конечно же, хотелось многого, разные имелись мечты, но оплачивать учёбу просто не было возможности. 

После одиннадцатого класса поступила на бюджетное отделение физико-математического факультета Славянского педагогического университета. Математика как-то ближе была. Не остановило даже то, что уже тогда факультету грозило закрытие: хит-парад профессий возглавляли юристы и экономисты. 

Учиться, откровенно говоря, было сложно. Из-за большой нагрузки. Набирали нас пять групп, а закончили только две. Но, несмотря на это, сам процесс учёбы очень нравился. В школе была хорошисткой, а в университете отличницей вдруг сделалась. 

На практику летела – хотелось полученные знания опробовать, силы испытать. Конечно, в школе меня хорошо знали, помнили, помогали во всём, хотя многие отговаривали: « В школу? Учителем? Ни в коем случае! Самый неблагодарный труд!» А я им: «Но вы же работаете?»

НА РАЗВАЛИНАХ СССР

– После окончания вуза в принципе можно было найти себя в любой сфере: математика везде нужна, – продолжает Юлия. – Врать не хочу, если б в тот момент подвернулось что-нибудь стоящее, пошла бы, но случилось то, что случилось. 

Когда закончила бакалавриат, педагог-наставник ушла в декретный отпуск, и мне предложили её заменить. Год проработала, параллельно учась в магистратуре. Потом уже как-то прикипела, привыкла. Так и стала учителем. Опять-таки, если не я, не мы, кто же за нас-то работу эту выполнять будет, детей учить? 

Сменила несколько школ. Работала в Нико­лаевке, в Ново­славянском районе. Год математиком и полгода педагогом-организатором. Там с трудоустройством тяжёлая была ситуация. Свой педуниверситет. Местные школы, понятно, кадрами переполнены – не пробьёшься. 

Потом вышла замуж. Переехали жить в Харцызск под Донецком, а преподавала тогда в школе в Ждановке, подменяла подругу, которая ушла в декрет. Тяжело было с маленьким ребёнком ездить туда-сюда. Предлагали остаться, добавить часов, но я не согласилась. Зарплата учителя в Украине ещё меньше, чем в России, больше на дорогу расходуешь. 

Устроилась в Харцыз­ске. С января 2014 года стала работать организатором – благо опыт уже имелся – с условием, что в сентябре дадут вести часы математики, новый класс. Однако в сентябре мы уже были здесь. 

Боевые действия к тому моменту вплотную к нам приблизились. Правда, по сравнению с другими наш город несильно пострадал – разрушений не очень много, – но война ощутимо давала о себе знать. Школы не работали, а если и проводились занятия, зарплату не платили. Пришлось принимать решение: ребёнка на ноги нужно ставить, да и у самих жизнь только начиналась. Ждать, откровенно говоря, было нечего, и муж отправился весной сюда на разведку. 

В июле 2014 года в Липецк перебрались наши друзья, зацепились здесь и предложили нам попробовать. Мужу понравилось, так что долго не раздумывали. Я написала заявление – меня потом заочно уволили, а трудовую книжку по почте прислали, – снялись с места и приехали.

Конечно, было непросто задачу с переездом решить. По большому счёту ехали в неизвестность, но, слава Богу, всё у нас пока нормально складывается: супруг – в автосервисе, я – в школе тружусь. Люди нас приняли хорошо. Потихоньку оформляем гражданство, жильё снимаем, растим дочку. Нам здесь нравится.

НА НОВОМ МЕСТЕ

Недавно Юлия побывала на курсах повышения квалификации в Сочи, где познакомилась с работой обучающего лагеря «Сириус», созданного российским образовательным фондом «Таланты и успех» для одарённых детей. Туда попадают призёры региональных олимпиад, спортсмены, которые достигают высоких результатов. 

Молодого учителя математики, распознав в нём перспективного специалиста, отправила на этот форум директор 55-й школы Татьяна Дмитриевна Тихонова. Семинар по вопросам организации олимпиад различного уровня дал девушке много полезной и интересной информации. Хоть Юля и утверждает, что подобная работа пока сложна для неё, многое она уже включила в методический актив, привезла для своих пятиклашек и шестиклашек занимательные логические задачки и организовала нестандартный урок с раздачей призов. 

Да, олимпиада, конечно же, предполагает совсем другой уровень подготовки, но, чтобы добиться высоких результатов, следует начать с самых азов, с младшего звена. И здесь у молодого педагога всё должно получиться. По её словам, общение с детьми, такими разными, интересными, непосредственными, ей очень нравится. К каждому нужно найти подход, сделать так, чтобы никто не остался обиженным, обделённым учительским вниманием. Это своего рода задачи, которые требуют нестандартного решения, а решать задачи Юле нравится. При этом она не перестаёт искать себя, какие-то свои особые формы, которые позволят стать ещё ближе и понятнее детям.

Подготовка к урокам поначалу давалась нелегко: процесс этот длительный и требует от учителя немалых умственных затрат. Планы, проверка тетрадей, подготовка индивидуальных заданий и контрольных… Со временем втянулась, появились профессиональная сноровка, интерес. На очереди – освоение Федеральных государственных образовательных стандартов. Учёные мужи из Министерства образования РФ активно продолжают реформирование многострадального отечественного образования, что непосредственно сказывается и на работе учителя. Теперь её стало значительно больше, ибо толковой методической литературы по внедрению новых принципов обучения пока нет и педагогам, помимо всего прочего, приходится самим находить способы использовать эти принципы на уроках. Проверенные временем традиционные методики сейчас безжалостно ломают, а инициативу создания новых навязывают молодым. 

Остаётся надеяться, что и с этой задачей Юля справится.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных