Пн, 21 Января, 2019
Липецк: -9° $ 66.33 75.58

Домофоны колядок не слушают

Лариса Пустовалова | 19.01.2016

Подходят к завершению Святые вечера. Хотя признаемся, сегодня чаще приходится слышать о рождественских каникулах, новогодних праздниках, и многие забыли, каким веселым временем на Руси были Святки. Православные радовались появлению Божественного младенца, вечера после Рождества и вплоть до Крещения Господня сопровождались народными гуляньями.

Но старые традиции не канули в Лету. Колядки, неизменный атрибут празднования Святых вечеров, можно услышать и сейчас. Но как по-разному они звучат в городе и деревне!

У меня дочь ходила колядовать. Десять лет ребенку, тряслась как осиновый лист. Но желание поучаствовать в обряде пересилило робость. Тем более тылы прикрывала бабушка — пошли вдвоем. Накануне разучили колядки. Пришлось вспомнить из лекций по устному народному творчеству: «Коляда! Коляда! Отпирайте ворота! Открывайте сундучок, доставайте пятачок!» Или начало из колыбельной: «День не простой. Праздник святой. Дышит все чистотой. В мир явился младенец Христос, чтоб не знали мы горя и слез». Вызубрили с дочкой, в качестве Рождественской звезды приспособили светящуюся палочку, которую купили в цирке.

Гастроль была недолгой. Потому что пошли дочка с бабушкой к тем соседям, «которые поймут». Ограничились своим подъездом. В итоге дочка насобирала 39 рублей и принесла конфет и яблок. Страшно довольная, похвалилась родне, живущей в деревне. Те в ответ: «И все? Никитка только за один вечер принес полторы тысячи, не считая угощений. Правда, у нас тут не так, как у вас. Все друг друга знают, заходи в любой дом — везде рады». И студент Никитка рассказал свою версию рождественских гуляний.

— Думал, взрослый уже — не пойду в этот раз. Но на улице встретил знакомого, тот говорит, давай похохмим — пойдем колядовать! Не готовились. Зато в прошлом году я мамкин сарафан надевал, набил в лиф тряпок — сделал дородную грудь, разрисовал себя — губы огромные, щеки красные. И таким отправился по соседям. Встречали меня дружным хохотом. У тех обычно и стол накрыт, всегда ждут ряженых. Есть дома, где взрослых без рюмочки не отпускают. Еще у нас несколько дворов, где хорошие деньги дают — если успеть первыми, можно по тысяче получить. Колядуем по-разному. Я часто говорю: «Маленький мальчик сел на диванчик, с диванчика на сундучок. Подавай сотню, а не пятачок!». «Коляда, коляда! Открывайте ворота! Наливайте по сто грамм — будет счастье нам и вам!»

О том, что колядующим положено водить за собой «Козу», ходить с «Рождественской звездой», он как-то не вспоминал. Об этих правилах сегодня знают преподаватели фольклора, которые занимаются с городскими детьми. Для деревенских главное в этом действии — «похохмить». Для них это не фольклор, слава Богу. Сколько придет ряженых в каждый деревенский дом на Святки — столько и радости. Поэтому праздники превращаются в настоящие народные гулянья, когда колядки — повод заявиться к соседям без всякого приглашения.

В городе коляда проходит тихо и трогательно. В виде деток, робко поющих «В лесу родилась елочка» и читающих подборку школьных стихотворений. Приходят такие гости теперь редко, особенно после установки домофонов в подъездах. А я жду — ведь появление колядующих на пороге обещает счастье в наступившем году. Эта примета говорит о будущем надежнее, чем китайский гороскоп. Потому что гости приходят с благой вестью и пожеланием добра. А пожелания в Святые вечера сбываются.

Во времена детства моих родителей в сёлах была еще одна традиция. В Рождество, часа в четыре утра, по домам ходил пастух. Он желал: «Чтоб детки родились. Чтоб скотина плодилась. Чтоб деньги водились». И чтобы год был урожайным и благополучным, обсыпал домочадцев зерном. Коллеги в редакции поделились своими воспоминаниями: у кого-то в роли пастуха выступал дедушка и тоже бросал во внуков пшеницей, приговаривая «Сеем-веем, засеваем, с Новым годом поздравляем!». «Засевали» и на Рождество, в Воронежской губернии еще и «щедровали», то есть тоже осыпали зерном.

Традиций, которые еще не забыты, множество. И все они связаны с пожеланием счастья и благополучия. Причем в народном духе — с озорством и шутками. Между прочим, с адекватным чувством юмора, когда мужик, наряженный в женский сарафан, не будет опасаться, что его не так поймут. Вот где можно черпать идеи для развития туризма. Сегодня принято говорить о брэндировании территорий. Наверное, у каждого района найдутся свои особенности проведения Святых вечеров — где «щедровали», где «засевали», в других местах еще как-то праздновали. Уверена, весело провести время в стиле «На хуторе близ Диканьки», правда, с местным колоритом, найдется немало желающих.

Я не призываю ждать по ночам прихода пастуха. Давайте задумаемся, когда в последний раз мы желали благополучия не себе, а кому-то другому. Может, оттого и не рады в городских квартирах незваным гостям, что ничего хорошего мы от них не ждем и сами никому добра не желаем.

Зато мы брюзжим по поводу различных хэллоуинов с их замогильной сущностью. И собираемся противостоять засилью западных традиций, заполонивших наше культурное пространство. Но как им противостоять, если мы присягнули уже на верность главному западному идолу — личной выгоде. Оно бы и ничего, ведь и колядующие богатства желают и денег взамен просят. Но кто-то решил, что добиться успеха можно лишь сожрав другого, потому как на рынке человек человеку — конкурент.

Похоже, прав был Иван Есаулов, современный ученый, утверждающий, что в старой России рыночная экономика уживалась с идеями человеколюбия, а сейчас — наоборот — ненависть ко всему живому прикрывается коммерческими интересами. Отсюда и желание отгородиться от мира, подобно ветхозаветному Каину, построившему первый в истории человечества город. Оно ведь и верно — искренне радоваться можно только с чистыми помыслами, когда нет камня за пазухой и фиги в кармане. Для этого необходимо перестать видеть в ближнем врага и конкурента. И пожелать счастья соседям из квартиры сверху, исправно заливавшим вас в течение прошлого года. Возможно, тогда и они придут к вам с добрыми помыслами.