lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
18 января 2016г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Образование 

Сталь Шмаков: рядом и чуть впереди

18.01.2016 "Молодежный вестник". Людмила Шопина, доцент ЛГПУ
// Образование

17 января исполняется 85 лет со дня рождения крупнейшего отечественного педагога, профессора С.А. Шмакова. Идеи Сталя Анатольевича легли в основу целого направления в современном образовании – воспитания молодёжи через правильную организацию её досуга.


Польза ролевой игры


Во второй половине ХХ века в среде людей, занимавшихся проблемами подростковой педагогики, не было имени более популярного, чем Сталь Шмаков. Его лекциям рукоплескали Новосибирск и Краснодар, Югра и Сургут. Он разработал основы теории досуга, системно исследовал игру как феномен мировой культуры, создал свою концепцию коллективной творческой деятельности школьников. 


Ролевую игру как средство воспитания Сталь Шмаков использовал настолько мастерски, что дети, которым он предлагал новую социальную роль, полностью меняли своё поведение, интересы и увлечения. 


Ещё в молодости, в Новосибирске, он организовал в лагере длительную морскую игру и девочку с неуправляемым поведением назначил своим главным помощником, причём выдал ей красивую морскую форму. Ребёнок словно переродился, что называется, вошёл в новую роль, стал образцом для подражания, лучшим из лучших. И во взрослой жизни подопечная Сталя следовала новым привычкам. Таких «спасённых» судеб у Шмакова было множество. 


Именно Сталь Анатольевич придумал ряд блестящих педагогических проектов, которые сегодня только набирают ускорение. Это идея педагогических классов, в которых дети целенаправленно готовились бы для педагогической деятельности; идея летних лагерных сборов, где студенты-практиканты проживают все события предстоящей работы с детьми в лагере. Вплоть до того, что учатся искусно заправлять постель, петь песни у костра, устраивать праздники в честь традиционно любимых ребятами Неп­туна и Берендея.


Ещё в Новосибирске Шмаков придумал, как превратить каникулы в фееричные, интересные праздники. В лагере при сибирском отделении Академии наук им была разработана модель детского зимнего отдыха – «Снежные республики». Идею «Республик» он потом блестяще развил в липецкой школе № 24. Ученики после учебной четверти не отправлялись на каникулы, а продолжали приходить в классы, где для них организовывалась целая чреда радостных творческих дел: праздников, походов, игр. 


Информация во благо


Сталем Шмаковым написано и издано более тысячи научных, научно-педагогических трудов, опубликованных в России, Германии, Албании и других странах. Его книга «Нетрадиционные праздники в школе» заняла первое место на Международной книжной ярмарке 122 стран в Москве, награждена дипломом и большой золотой медалью. 


Труды Шмакова используют в учёбе студенты университетов, педвузов, педколледжей, по ним работают учителя и воспитатели. Профессор получил четыре патента в области теории воспитания. За педагогическую работу был награждён медалями Чехии, Польши, ГДР, получил пять премий в области образования и журналистики.


Именно Шмаков предложил ввести в список школьных мероприятий Рождество, Крещение, Пасху, причём сделал это столь тонко и интеллигентно, что не нарушил ни религиозных, ни светских канонов.


Огромную работу провёл вместе со своими коллегами. Чем занимаются наши дети в свободное время, чем живут, увлекаются, дышат? Отвечая на эти вопросы, выдающийся энтузиаст учитывал возраст, место проживания. И выявил много интересных вещей: например, то, что у большинства ребят в сознании нет чётких образов для подражания. Дети восхищаются тем, что увидели в последнее время. Отсюда следует вывод: надо стараться проверять всю вновь поступающую к ребёнку информацию на её полезность или разрушительность. 


В наше непростое время живое слово Сталя Шмакова столь же востребовано, как и тогда, когда он непосредственно обращался к друзьям и коллегам. Обилие жестокости на экране, «клиповое» сознание делают наших детей заложниками новой, бесчеловечной системы ценностей. В «Письмах не о любви» В. Шкловский писал: «Нужно личное овладение тайной машин, нужен новый романтизм, чтобы они не выбрасывали людей на поворотах из жизни». Думается, сейчас как никогда в воспитании нужны мысли Шмакова. Он оставил нам прекрасное наследство, надо лишь умно и добро им распоряжаться.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 8 декабря 2016 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: -11C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Газовые котлы нового поколения

Виктор Александров
// Экономика

Швея – работа хоть и сидячая, но полезная

Александр Гришаев
// Общество

Своих не бросаем

Александр Гришаев, фото автора
// Общество

Как в Древней Греции, но только ярче

Александр Гришаев
// Образование
Популярные темы 

Миллиард, потраченный с умом

Ирина Донская // Власть

Афиша

// Культура

А журавлик – снова в облаках

ФОТО
Игорь Сизов // Образование

Быть счастливым, несмотря ни на что и вопреки всему

Дарья ШПАКОВА, фото автора // Общество

«Сапрыкинский» не подведет

Александр Дементьев, фото автора // Сельское хозяйство

У нас ищут 


  Вверх