lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
18 января 2016г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Пусть Рождественское чудо с нами следует повсюду! (фото)

18.01.2016 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Культура
Фото Николая Черкасова

«Рождественские встречи» любителей, ценителей и пропагандистов традиционного аутентичного фольклора прошли в Липецке в шестой раз. Прошли тепло, ярко и по-русски широко


ФОТО


Святки. Время чудес, время свободы и радости, время надежды. Для наших предков, следующих природному циклу жизни, десять дней от Рождества Христова до Крещения Господня – это возможность поблагодарить и прославить Бога, это пора встречи с духами умерших предков и вероятность общения с ними…


– В Липецкой области, как и во всей России, издревле существовали святочные обряды, в ходе которых и Христа славили, и с ушедшими в иной мир родственниками связь поддерживали. Вот мы в этом году и решили не просто записать старинные обычаи, а стать их непосредственными участниками. Так несколько артистов ансамбля «Воскресение» оказались в Рождественскую ночь в селе Талицкий Чамлык, что в Добринском районе, – поделилась руководитель ансамбля, заслуженный работник культуры России, организатор фольклорного фестиваля «Рождественские встречи» Кристаллина Леонидовна Иващенко. – Едва мы въехали в село, как у каждого дома запылали костры. Причём траву – пурину – селяне заготовляют заранее, летом сушат и на Святки поджигают. Обряд этот в народе называется «погреть пятки умершим предкам». Жители Талицкого Чамлыка считают, что с Рождества и по Крещение духи их умерших предков приходят на землю. И вот чтобы они не замёрзли, благодарные селяне возжигают костры, стоят в тишине и молятся про себя. Они верят, что потом, в течение всего года, ушедшие на тот свет любимые и родные люди будут согревать и охранять ныне живущих своей молитвой… Нам бы очень хотелось, чтобы и наш фестиваль согрел сердца зрителей, каждого, кому дорога и необходима настоящая русская традиционная культура, потому что в ней – правда!


VI межрегиональный фольклорный фестиваль «Рождественские встречи» в этом году собрал гостей из Липецкой и Воронежской областей. Правда, непогода, а вернее, настоящая зимняя рождественская погода всё же внесла свои коррективы – не смогли добраться до Липецка белгородские и новоусманские исполнители аутентичного фольклора. Были проблемы и у лебедянского трио «Лебёдушка». Но его руководитель Клавдия Васильевна Дикарева готова и пешком дойти до областного центра. Так что с небольшим опозданием, на перекладных лебедянцы всё же успели доехать и выступить на гостеприимной сцене Областного центра культуры, народного творчества и кино.


Самыми опытными участниками фестиваля стали бабулечки из сводного ансамбля чаплыгинских сёл Дёмкино и Колыбельское. В этом году коллективу исполняется 55 лет. Любовь Петровна Ходырева поёт в нём с тех пор, как только попала в Дёмкино.


– Я родилась в Буховом, – рассказывает баба Люба. – А мама моя – москвичка, в Чаплыгин эвакуировалась в войну. Отец, Пётр Лукьянович, воевал на фронте, а она жила в бане с тремя детьми. Потом отец вернулся, родилось у них ещё трое – я стала их послевоенным первенцем. Помню, как мама – Прасковья Трофимовна – с крёстной пели, а я – малая – слушала. Однажды, после Рождества на Святки, мама посоветовала мне выйти на перекрёсток дорог и нагадать себе суженного. Я набрала в полу юбки снег, рассыпала его на землю, поворачиваясь и слушала – с какой стороны забрешет собака. Залаяла она из Дёмкино! В скором времени я и была туда сосватана. И от свекрови, Пелагеи Федуловны, получила бесценные знания и костюм старинный. Помню, ехал по нашей земле Папанин, а наш ансамбль его песнями встречал. А сейчас кто бы ни поехал, некому больше петь – за нами ведь никто не идёт, – вздыхает Любовь Петровна. – А русская песня, она же миротворец. Вот поскандалили мы однажды в своей семье, плачем. А свекровь спустя время зовёт меня на русскую печку попеть с ней. Я залезла, слёзы глотаю, а пою – так и примирились.



Так же национальная песня, традиционная культура может примирить и образумить целые народы. Ведь поётся во всех странах, на всех языках об одном и том же, что волнует каждого человека. И славят Бога в каждом уголке Земли по-своему, но понятно. По традиции «Рождественские встречи» открываются общей молитвой и исполнением духовных народных песен. Артисты ансамбля «Воля» Воронежской государственной академии искусств под руководством профессора, заведующей кафедрой этномузыкологии Галины Яковлевны Сысоевой, к примеру, спели на украинском языке – и были прекрасно поняты и приняты залом.


– Такие фестивали аутентичного фольклора, как «Рождественские встречи», воспитывают народ в духе традиционного самосознания. Только мы, к сожалению, поздно спохватились – многое из русской традиции утеряно безвозвратно, – нерадостно констатирует Галина Яковлевна. – А какое будущее у народа, который не помнит своего прошлого? К кому и к чему такой народ прилепится? Жалко, что традиция умирает в самих сёлах, ведь городские фольклорные коллективы – всего лишь временные её носители. И всё-таки надежда есть: сегодня молодёжь активно интересуется народными традициями, старается вернуть их из небытия. Уверена, если мы сейчас ничего не поменяем, завтра будет уже поздно.



Совсем недавно казалось, что место елецкой рояльной гармошки – на музейных полках. Старожилы помнят времена, когда было даже стыдно признаваться, что ты умеешь играть на роялке. На смену традиционным балалайкам и гармошкам пришли баяны и гитары. Но ельчанка переждала безвременье и выстрелила. На шестые «Рождественские встречи» известный липецкий гармонист, преподаватель (а недавно и директор) музыкальной школы села Борино Анатолий Иванович Корольков привёз не только своих взрослых коллег, но и учеников. Иван Требунских учится в седьмом классе Боринской гимназии, у Анатолия Ивановича занимается по классу аккордеона, а недавно решил поиграть ещё и на гармошке, да так втянулся, хоть аккордеон бросай.


– Самый русский инструмент – гармошка, – уверен Ваня, – под неё любую песню спеть можно. Когда играю, представляю себе старину, как ходили гармонисты по селу, меха растягивали, а девушки шли за ними, пели и плясали.


Ещё один воспитанник Королькова – Дмитрий Чеботарёв – третьеклассник липецкой гимназии № 64. Сам бы паренёк, пожалуй, никогда в жизни за гармонь не взялся, если бы не бабушка, Ольга Егоровна, в доме которой хранится целый арсенал дедовых инструментов.


– Баба Оля очень хотела, чтобы я непременно стал гармонистом, – улыбается Дима. – Но надо было найти, у кого учиться. Однажды она посмотрела по телевизору передачу «Завалинка», в которой участвовал и Анатолий Иванович. Вот тогда бабушка поняла, что лучше него меня никто играть на гармошке не научит, и отвезла в Боринскую музыкальную школу.


Двадцать лет назад, в 1996 году, Анатолий Иванович Корольков собрал вокруг себя дюжину учеников – по количеству собранных им на тот момент елецких рояльных гармошек – и отвёз их в Ростов на престижный музыкальный конкурс. Тогда липчане произвели настоящий фурор – до этого ещё никто не выводил на сцену одновременно двенадцать гармонистов. Вот с тех самых пор Анатолий Иванович с роялкой не расстаётся, хотя умеет играть на различных модификациях русской гармони.


– Елецкая роялочка, она вся как есть – наша, местная. Моё сердце к ней прикипело до смерти. А сама гармошка – это душа русского народа. А без души ни человек, ни весь народ выжить не в состоянии. Роялку ни с какой другой гармошкой спутать нельзя. Знаете, почему у мастеров и у исполнителей в доме всегда несколько инструментов? Гармошка – она как женщина: одна – видная, горделивая, другая – визгливая, третья – с грудным бархатным голосом. С одной поговорил, наскучило – бери в руки другую и уговаривай её сколько хочешь. Так и ходим по кругу – от одной к другой. Так что пусть гармошек в доме будет много, а любимая жена – одна! – смеётся Анатолий Иванович.


Елецкую роялочку по телевизору увидал и Пётр Алексеевич Прохоров, что из поющего добровского села Панино. Тогда ему стукнуло уже сорок, он был известным в селе балалаечником. Но услыхал гармошечные переливы, влюбился и охладел к прежней трёхструнной возлюбленной. Сейчас Пётр Алексеевич аккомпаниатор фольклорного ансамбля «Горница».


– Нам радостно, что у некоторых аутентичных сельских коллективов появляются ансамбли-спутники, детские студии, как, например, в Волчьем, – делится директор Областного центра культуры, народного творчества и кино Александр Михайлович Чуносов. – Значит, традиция не прервётся. Каждому из нас необходимо знать и чтить свои корни, помнить и передавать последующим поколениям народные традиции. И фестиваль «Рождественские встречи» как раз этому способствует. Надеемся, что у него будет долгая и счастливая судьба. Ведь чем больше будет таких фестивалей, тем большее количество людей смогут окунуться и проникнуться миром подлинной русской культуры. Только человек, знающий свою культуру, может понять и оценить другую. А нам, живущим в многонациональной стране, это очень необходимо.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 6 декабря 2016 г.

Погода в Липецке День: -2 C°  Ночь: -11C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Праздник для книгочеев

Кирилл Васильев
// Общество

Немузейные экспонаты

Елена Панкрушина
// Общество

Истина рождается в... игре

Ольга Шкатова
// Общество

Когда «Дионис» отдыхает

Игорь Волгин, фото автора
// Общество

Экспансия на внешние рынки

Владимир Петров
// Экономика
Популярные темы 

Город умеет удивлять

Кирилл Николаев // Общество

Настрой на перемены

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Тербунов
Ирина Смольянинова // Общество

Чемпионами не рождаются

Владимир Перцев // Спорт

У нас ищут 


  Вверх