lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
17 декабря 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Двойка для родителей

17.12.2015 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Общество
Рисунок Андрея Исупова

Почему одни дети прилежно учатся, а других из-под палки не заставишь? Почему одни переживают из-за четверки по контрольной, а другим и на двойки в четверти плевать? Эти проблемы волнуют очень многих родителей. Вот и сейчас они наверняка переживают из-за того, какие отметки будут выставлены любимому чаду в первом полугодии. От чего же зависит успеваемость ребенка? Можно ли как-то на нее влиять или все зависит исключительно от матушки-природы? Об этом в преддверии итоговых школьных контрольных беседа с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой.


Причина кроется в семье


— Давайте договоримся: мы не рассматриваем случаи патологии, когда отставание в школе связано с конкретным медицинским диагнозом. Что касается матушки-природы, то она, конечно, может повлиять на склонность ребенка к гуманитарным или точным наукам. Но это не значит, что он от рождения будет прекрасно рисовать и не сможет решать задачки по алгебре или физике. Поверьте, изначально все дети способны хорошо учиться в школе.


— Кажется, я уже догадываюсь, что вы скажете дальше, — проблема в родителях?


— Да, конечно, причина всегда кроется в семье. О какой бы детской проблеме мы с вами ни говорили, за ней всегда будут стоять ошибки взрослых. Дети не рождаются хулиганами, двоечниками или «пришибленными» и безгласными вечными троечниками. Такими делаем их мы. Мы ведь уже не раз с вами говорили, что первый социум, в который приходит ребенок, — это его семья. Именно в ней он получает навыки, которые потом понадобятся при взаимодействии в других социумах. Когда с самого начала в семье ребенок чувствует, что он любим, что он хороший, когда его достижения и успехи замечают, то с этими ощущениями он потом и идет в школу. Это становится его базовым ресурсом, на который он потом опирается в процессе обучения.


— А если ребенок этого в семье недополучил?


— Да, малыш может оказаться и в эмоциональной, и в физической изоляции. Почему я всегда говорю, что маленьких деток надо как можно больше обнимать и целовать? Потому что они именно через телесные ощущения получают подтверждение своей «нужности», подтверждение родительской любви. Если же этого нет, то у ребенка неизбежно появляется чувство страха и неуверенности. Попадая в новый, незнакомый социум, он основные свои силы будет тратить на то, чтобы как-то побороть и этот страх, и эту неуверенность. Ведь дома он как-то привык уже существовать, а тут новое окружение, новые требования. Вот и получается, что на учебный процесс у него банально нет эмоциональных сил. Я тут не имею в виду двоечников, из которых потом вырастают гениальные ученые, — в этом варианте дети просто «больше» школьного формата.


— Но нам могут возразить, что хорошо учатся те, с кем дома занимаются…


— Ну, во-первых, если ребенок с рождения недополучал внимания и тепла, то вряд ли потом с ним станут заниматься. Во-вторых, занятия занятиям — рознь. Можно ведь сесть рядом с ребенком и начать шпынять его : «Что ж ты такой тупой, что ж ты бестолочь такая!» А можно сразу же настроить по-другому: «Сейчас мы с тобой во всем разберемся, и у тебя все получится!» В первом случае мы ресурс отнимаем, а во втором — напротив, увеличиваем.


Чтобы ярлык не прилип


— Короче, если человеку все время говорить, что он свинья, то, в конце концов, он захрюкает…


— Да, потому что ярлык — это страшная штука. Многие дети учатся на тройки не потому, что на большее не способны, а потому что к ним уже прилип ярлык троечника. К этому привыкли одноклассники, привыкли учителя, привыкли родители. И он сам уже привык, что ничего иного от него не ждут. Я очень люблю такой анекдот: русский и еврейский мальчики играли на улице и все перемазались. Русскому мальчику мама говорит: «Ты опять грязный, как свинья! Весь в своего отца! Будешь всю жизнь, как свинья, в канаве валяться!» А еврейская мама говорит: «Сёма, разве будущие дипломаты так пачкаются?» Вот вам показательная «трансляция» установки на будущее. И в большинстве случаев дети этим установкам соответствуют, поскольку воспринимают их как жизненный сценарий.


— Допустим, дома такая ситуация. А учитель может ее как-то исправить?


— Знаете, я всегда считала, что у учителя должны быть для проверки ручки двух цветов, чтобы отмечать не только ошибки, но и достижения. Для ребенка-троечника это очень важно! Да, вот тут ты ошибся, а тут — молодец. И каждое вот так отмеченное достижение будет добавлять ему уверенности в себе, будет ломать сценарий пожизненного неудачника. Поверьте, в какой-то момент это сработает как мотивация к учебе! А уж если хвалить такого ребенка при всем классе, то он потом может горы свернуть. Потому что для него похвала куда нужнее и важнее, чем для отличника. Наверняка вы знаете случаи, когда «круглый троечник» вдруг начинает получать хорошие отметки по новому предмету. Потому что новый учитель, не обратив внимания на «ярлык», за что-то похвалил его.


— Кстати, об отличниках. А им тоже важны похвалы, или они и так уже привыкли к своим успехам?


— Для любого ребенка важно, чтобы его достижения были замечены и отмечены. Отличники — разговор особый. Одно дело, если ребенку интересно учиться и он получает от этого удовольствие, результатом чего и становятся отличные оценки. И совсем другое, если стремление к пятеркам — это так называемый «комплекс отличника». Что я имею в виду? Это потребность во что бы то ни стало оправдать ожидания родителей, «не опозорить» семью, добиться при помощи пятерок родительской «любви». Но в основе всех этих потребностей лежит одно чувство: страх. И такой отличник психологически травмирован ничуть не меньше, чем «хронический» двоечник, поскольку и тот, и другой живут в постоянном страхе. По большому счету, ребенок с комплексом отличника так же страдает от отсутствия эмоциональной близости с мамой и папой. Так что маленький совет родителям, чьи дети учатся на одни пятерки: присмотритесь, не слишком ли ваш ребенок нервничает перед очередной контрольной, не слишком ли он боится получить оценку ниже. И если что-то такое уловите, то постарайтесь поговорить по душам и выяснить, в чем причина этой тревоги и этого страха. Объясните, что четверка или даже тройка — это всего лишь повод получше разобраться в материале, а не причина для трагедии. Что ни вы, ни друзья не станете любить его меньше из-за невысокой оценки. Ему ведь еще может быть стыдно перед классом, перед учителем.


Понизить градус


— Я когда-то даже подарок сделала дочери за первую тройку по контрольной: объяснила, что если буду дарить за каждую пятерку, то разорюсь. Помню, ей тогда очень смешно стало.


— Да, можно и шуткой понизить эмоциональный градус события, если до этого ребенок не знал других оценок, кроме пятерок, если он впервые испытал шок от того, что не смог выполнить задание. Главное, что не должно подвергаться сомнению: ваша любовь не зависит от того, какие отметки стоят у него в дневнике.


— Но это же не означает, что на успеваемость не надо обращать внимания?


— Конечно, нет. Естественно, надо показать, что для вас плохие оценки — это неприятное известие, что вы огорчены. Но тут же надо искать конструктивные пути решения проблемы. Ну, и еще одна ошибка, которую сегодня нередко допускают родители: они предпочитают сами сделать за ребенка домашнее задание, вместо того чтобы посидеть рядом с ним и досконально во всем разобраться. Понятно, что так быстрее и проще, но толку-то?


— Скажите, а как вообще сегодня мотивировать ребенка на хорошую успеваемость? Ведь многие молодые люди могут возразить родителям: «И чего вы добились со своим высшим образованием? Нищенских зарплат? А у меня свой небольшой бизнес, и я живу припеваючи».


— Увы. Когда-то такой мощной мотивацией служило призвание, любимое дело, сейчас же главная мотивация — это деньги. А с девяностых годов укрепилось мнение, что деньги и образование друг с другом не связаны, когда учителя или врачи начинали в десять раз больше зарабатывать «челноками». Сегодня, правда, высшее образование снова в моде, но все больше в виде «корочки», которую тоже можно получить разными путями. А нам с вами нужна нормальная, здоровая мотивация для школьника, которая бы не приводила к неврозам. И я лично не вижу другой мотивации, кроме побуждения к творчеству, к познанию. Потому что нет такого ребенка, подростка, в котором бы не была заложена эта тяга.


— О, как невероятно далека эта мотивация от установки на сдачу ЕГЭ!


— Да, тут задачи ставятся совершенно разные. Но именно пробуждение творческого начала стимулирует и саморазвитие, и самообразование, и интерес к учебе как к процессу познания. Но тут мы с вами подходим к главной проблеме: личности школьного учителя. Без такой личности, которая бы вызывала и уважение, и восхищение, которая была бы способна увлечь и повести за собой, очень трудно надеяться, что школьные уроки превратятся в творческий процесс, который не будет заканчиваться через сорок пять минут вместе со звонком на перемену. Все мы отлично знаем, как один такой учитель способен изменить судьбы ребят.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 3 декабря 2016 г.

Погода в Липецке День: -10 C°  Ночь: -11C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Украшая дом Божий

Галина Чернышова
// Общество

Уроки в формате 3D

Ольга Шкатова
// Образование

Чистые берега


// Общество
Популярные темы 

Бить будем

Олеся ТИМОХИНА // Общество

Елецкая наступательная: операция спасения

Максим ПАВЛОВ, ведущий археограф Государственного архива новейшей истории Липецкой области // Общество

Все дороги ведут в Рим

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ // Общество

Погоны для... барбоса

Владислав ВЕНГЛЕВСКИЙ, ученик школы № 72 г. Липецка // Общество

Ролибол:философия «мягкой силы»

Елена МЕЩЕРЯКОВА // Спорт

«Золотоносный прииск» Паршиновки

Геннадий Мальцев // Спорт

У нас ищут 


  Вверх