lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
8 декабря 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
История 

Тарантас господ Плехановых

08.12.2015 "Золотой ключик".
// История
Валентин Петрович Плеханов.
Валентин Петрович Плеханов.

В прежние времена разнообразие средств передвижения было поистине впечатляющим. Люди преодолевали расстояния в каретах, фаэтонах, кабриолетах, бричках, двуколках, линейках, кибитках, тарантасах и многих других экипажах. В 19 веке дворянин или просто зажиточный горожанин мог заказать себе повозку у искусных специалистов, чьё мастерство чрезвычайно ценилось и передавалось из поколения в поколение. Обычно повозка была модной, удобной и, конечно же, крепкой. 


В Москве и Петербурге богатые предпочитали ездить в красивых и дорогих каретах. Провинциалы, в большинстве своём, пользовались беговыми дрожками, бричками и тарантасами. К примеру, в Липецком уезде в усадьбе дворян Сеченовых, располагавшейся около села Грязи, в 1851 году наличествовали беговые дрожки, трое саней и карета. В каретном сарае дворян Масловых, живших в усадьбе при селе Кузовлёво (сейчас – село в Грязинском районе), в 1873 году стояли две телеги с шинованными колёсами, сани и троичный тарантас. В усадьбе дворянки Е. А. Бартеневой при деревне Королёвщино (сейчас – Грязинский район) в начале 20 века имелось восемь саней, дрожки, пролётка с верхом и четыре тарантаса. В усадьбе А. Н. Терпигоревой, сестры писателя С. Н. Терпигорева-Атавы, при сельце Полинино (сейчас относится к Тамбовской области) также насчитывалось восемь саней, четыре тарантаса, беговые дрожки и пролётка с верхом.


Как видим, беговые дрожки и тарантасы содержались практически на каждом помещичьем дворе. Наиболее используемыми они были в летнее время. Русские дрожки получили своё название от дроги – детали тарантаса. Это было простое транспортное средство с двумя осями, на которые помещалась доска. Ясное дело, что предназначалось оно для поездок на небольшие расстояния.


В дальние же путешествия отправлялись на неторопливом, но надёжном тарантасе. Он как нельзя лучше подходил для этого. Кузов его крепился на длинных дрогах, которые смягчали движение по рытвинам и ухабам российского бездорожья. Позднее дроги уступили место рессорам. Главными достоинствами на первый взгляд неуклюжего экипажа были его простота и удобства. В путевых очерках писателя, сенатора и члена российской Академии наук Павла Ивановича Сумарокова читаем: «Тарантасы имеют великие удобности, спокойны, доски гнутся как рессоры, поместительны, укладисты, легки, не дорого стоят, не опрокидываются».


Подобный экипаж имелся у липецкого потомственного дворянина Валентина Петровича Плеханова (1810-1873), отца теоретика русского марксизма Георгия Валентиновича Плеханова. Тарантас был не простой. Его сделал на заказ тамбовский купец и известный каретных дел мастер Оводов. Но какими бы добротными экипажи ни были, наши дороги обычно играли с ними злую шутку. Иными словами, любая прочная повозка, в конечном счёте, требовала обстоятельного ремонта. А поскольку до губернского города Тамбова путь лежал далёк, местные дворяне ремонтировали свои экипажи в Липецке. 


Вот и Валентин Петрович в октябре 1867 года обратился к услугам липецкого мастера Семена Парфёновича Неверова, который имел мастерскую по изготовлению и починке саней, тарантасов, бричек и других средств передвижения. Кстати, в октябре того же года Валентин Петрович приобрёл у вдовы коллежского асессора Натальи Петровны Андреевой дом по улице Межевой, ставший впоследствии музеем Георгия Валентиновича Плеханова.                  


Из контракта, заключённого 7 октября 1867 года между Плехановым и Неверовым, следует, что у четырёхместного тарантаса необходимо выровнять колёса, «обода с передних колёс заменить новыми… оси укоротить по размеру тележного хода… палубу (крышу над повозкой) убавить в длину на полтора вершка… верх долгуши (экипажа) переделать по новому фасону, убавя его спереди… крылья и к ним готовые кобуры приладить… счистить до основания старую краску, вновь выкрасить тарантас тёмно-синим цветом под вороно крыло подходящею краскою, покрыв лучшим лаком…».                               


Более того, Неверов обязался купить для покраски тарантаса «лучшей лавры полфунта, аглицкого лаку три фунта» и положить под ноги новый коврик. Мастер обещал заново покрасить и отремонтировать тарантас «прилично во всех частях» к 15 февраля 1868 года. Все возможные упущения он должен был исправить «по требованию Плеханова… беспрекословно». Заметим, клиент Неверова был человеком прямым, требовательным и принципиальным. Шутить шутки с ним было накладно. Родные считали, что Валентин Петрович «во многом напоминал старого князя Болконского из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». 


Всего в контракте относительно ремонта тарантаса насчитывается 15 пунктов. Неверов, вдобавок, взялся с помощью своих материалов починить беговые дрожки и зимние санки отставного штабс-капитана – «к санкам добавить лубка нового, сколько потребуется, передок санок обить новыми досками, укрепить эти санки в копыльях и кузове твёрдо». Санки должны были отремонтировать к 1 ноября 1867 года. В случае неисполнения обещания в указанные сроки Неверов брал на себя обязательство выплатить заказчику 100 рублей серебром. 


В начале 1860-х годов Семён Парфёнович Неверов, женившийся на елецкой мещанке Анастасии Ивановне Бирюковой, значился в купеческом звании. Купцами были и его предки. Похоже, каретное ремесло было у Неверовых семейным делом. Родной дядя Семёна Парфёновича – Иван Игнатьевич – занимался тем же. Из сохранившихся документов следует, что в 1856 году Иван Неверов взялся за 160 рублей изготовить небольшой двухместный тарантас «на манер» коляски. И доставить его в Рязань в штаб «гренадёрского Его Императорского Высочества Великого князя Александра Александровича полка» штабс-капитану М. И. Шотену. Три года спустя похожего вида экипаж «…каретник Иван Игнатов Неверов меньшой» изготовил для помещика села Малый Самовец генерал-майора Дмитрия Алексеевича Пахомова.    


Ну а сомневаться в том, что Семён Парфёнович Неверов справился с тарантасом дворянина Плеханова, вряд ли стоит. Репутация делового человека в дореволюционной России имела огромное значение. Терять её липецкий мастер, безусловно, не хотел. Тем более, в те же годы в Липецке процветало ещё одно каретное предприятие. Заведовал им купец 2-й гильдии Василий Максимович Милованов. Это был известный в наших краях коммерсант. На паях с родными братьями он держал самый крупный в городе железоделательный завод…


Сергей Дмитриевич ЮРОВ,


писатель, краевед.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 4 декабря 2016 г.

Погода в Липецке День: -7 C°  Ночь: -10C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Чемпионами не рождаются

Владимир Перцев
// Спорт

Новое хождение за три моря

Александр Дементьев
// Образование
Популярные темы 

От слова «участие»

Ольга Журавлёва // Власть

Бюджет развития

Галина Чернышова // Власть

«Моржи» просят поддержки

Ольга Журавлева // Спорт

Местами метель

Мария Гурова // Общество

У нас ищут 


  Вверх