Ср, 27 Марта, 2019
Липецк: +2° $ 64.50 72.92

Гипермаркет искусства

Ольга Шкатова | 08.12.2015

50-летие художественного руководителя Липецкого драматического театра Геннадия Балабаева совпало с другим значительным событием: 20 декабря Липецкому драматическому исполняется 15 лет.

Весной 2002 года Геннадий Балабаев поставил на сцене театра свой первый спектакль — «Все в саду» по пьесе Эдварда Олби. Многие критики считают этого американского драматурга представителем «театра абсурда». Балабаева же привлекла яркая характерность персонажей. Возглавив труппу летом того же года, режиссер доказал, что не имеет особых предпочтений в выборе жанров и авторов, а стремится к тому, чтобы и актерам, и зрителям было в театре интересно.

— Мой принцип таков: у зрителя должен быть выбор, как в хорошем гипермаркете, — говорит режиссер. — Время доказывает мою правоту: на нашей сцене много лет идут спектакли, поставленные в разных жанрах. Разнообразие в репертуаре — это определенный тренинг и для актеров, значительно расширяющих свои творческие возможности.

Геннадий Владимирович знает, о чем говорит. После окончания Воронежского государственного института искусств он работал в труппе Липецкого академического театра драмы им. Л.Н. Толстого, где в ту пору отдавали предпочтение Чехову. «Научен горьким опытом», — так вспоминает он о тех годах, когда работу в театре совмещал с учебой на режиссерском отделении Щукинского училища.

Возглавив липецкую труппу, Балабаев имел уже немалый опыт постановщика, активно работавшего в жанре антрепризы. Стационарный театр, взявший в разработку музыкальное направление, требовал определенной репертуарной политики. Она постепенно сформировалась благодаря зрителю, отдающему предпочтение мелодрамам и комедиям.

Теперь на сцене Липецкого драматического обычно вслед за серьезным спектаклем непременно следует легкая комедия, изобилующая актерскими репризами, а для детворы — интересная сказка.

В начале юбилейного сезона, уступив место московскому режиссеру Гульнаре Галавинской, поставившей «фантазии и рассуждения» по пьесе «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира, Геннадий Балабаев предложил зрителю драму Алексея Толстого «Касатка». Спектакль создан в союзе с художником Смоленского государственного драматического театра имени А.С. Грибоедова Светланой Архиповой.

Совпавшую с юбилеем постановку «Касатки» Геннадий Балабаев не склонен считать ни вехой в работе, ни итогом.

— Я не люблю подводить итоги, потому что творческая работа требует постоянного совершенствования, движения вперед, роста, — признается режиссер. — «Касатка» — это хорошая драматургия. Устал от новомодных «заворотов», модернистских подходов к те­ат­ру. Знаю, что и артистам приятнее расти на материале с добротной литературной основой. О чем новый спектакль? О любви, о взаимоотношениях мужчины и женщины. Меня всегда интересовали эти вечные темы. Мне кажется, «Касатка» — очень выигрышный для их раскрытия материал. Всегда тяжело ответить на вопрос, каким будет новый спектакль. Я не могу этого сказать, пока не увижу реакцию зрителей на постановку. Спектакль существует на стыке, на контакте актера и зрителя.

Геннадия Балабаева, как и много лет назад, почти бесполезно спрашивать о творческих планах, потому что они могут поменяться в самый последний момент. Если появляется что-то интересное в драматургии, режиссер непременно хочет это прочесть и «разложить» на труппу, надеясь на альянс. Когда же речь заходит о перспективах, он не скрывает, что редко бывает доволен собой. Это и определяет его режиссерские перспективы.

Сцена из спектакля «Касатка» (Фото Павла Острякова)

Сцена из спектакля «Касатка» (Фото Павла Острякова)

Сцена из спектакля «Касатка» (Фото Павла Острякова)
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных