Вс, 17 Февраля, 2019
Липецк: -2° $ 66.70 75.25

Ты играй-играй, роялочка

Дарья ШПАКОВА, фото автора | 30.11.2015

На днях зрители информационной программы Дмитрия Киселёва "Вести недели" познакомились с Липецкой областью. В числе прочих достопримечательностей телеканал «Россия» показал мастерскую елецкой рояльной гармошки 

Первые переливы елецкой роялки сразу самой души касаются. Пробегут пальцы по клавишам, вздохнут меха, и словно сердце распахнётся навстречу жизни.

Если кручина одолевает, гармошка с нами страдает, если ноги в пляс просятся – тут как тут и матаня, и барыня, и частушечка разудалая: эх, душа, лети, как птица. В руках ладного гармониста подвластно роялке любое настроение исполнить. Коснёшься белых клавиш, услышишь её звонкий голос и откроешься чудо-подружке, словно исповедуешься.

Константин Матюхин раньше души не чаял в баяне. Всё детство и отрочество посвятил инструменту, а как вырос – поступил в Российскую академию имени Гнесиных. Но концертным подмосткам Москвы талантливый музыкант предпочёл родной Елец. И взялся за тот инструмент, что перекричит даже звонкий баян своим уникальным голосом – елецкую рояльную гармошку. 

Вот уж судьба так судьба. Матюхины-то в Ельце гармонисты знаменитые. Афанасий Иванович, дед Константина, любил гармонь, как родину любят. Во всей округе слыл он лучшим гармонистом. Старые люди вспоминали: когда дед Афоня играть начинал, народ на месте усидеть не мог – в пляс пускался. Константин вырос на его страданиях и частушках. Потом отец перенял секреты игры на любимом в народе инструменте. Для Константина переливы гармони были привычными, словно солнце за окном и пересмешки ветра с берёзовыми листочками. 

Когда ушёл из жизни дед Афанасий, Константин понял: не должно прерываться в их роду служение барыне-гармошке. Есть ещё любители в пляс пойти под её голос, есть в русском сердце место для родной певуньи. Как главную семейную реликвию люди бережно хранят инструменты, на которых играли деды. На городских пятачках по праздникам ещё можно слышать дыханье мехов, а значит, живёт гармонь-говорушечка.

Константин с отцом решились открыть мастерскую рояльной гармошки. Администрация города пошла навстречу энтузиастам и выделила для возрождения елецкого бренда помещение. Мастерская располагается в музее народных ремёсел и промыслов.

– Раньше в Ельце на каждой улице жил свой мастер по изготовлению рояльной гармошки. Она была невероятно популярна и всегда звалась душой народа. Чтобы купить заветный инструмент, люди продавали корову, – рассказывает Константин Матюхин. – А прежде чем научиться играть на роялке, будущие гармонисты тренировали пальцы на камне. Приложат к груди булыжник и, словно по нотам, играют мелодию, – рассказывает Константин.

Самое сердце гармошки

За секретами рождения елецкой гармони Константин ездил по разным производствам: в Воронеж, Москву, Саратов, Тулу. Мастера шли навстречу молодому парню, радеющему за народный промысел. Кто технические советы давал, а кто и специальную сталь – для голоса. Но главным учителем была сама гармошка. Раскроешь её, и словно городок в табакерке увидишь. Планочки, покрытые металлом, рядками выложены. Ясно становится, как меха вздохнут, тут же ахнут и голосовые язычки из стали, задевая латунную планку, – так рождается удивительный голос гармони. И у каждого инструмента он свой.

– У елецкой гармошки правая клавиатура сделана по типу рояля. Подобные инструменты распространены у народов Кавказа. Есть у нас родственницы и в Осетии, и в Дагестане. Но елецкая гармошка единственная в своём роде – у неё и левая сторона позаимствована у рояля. Отсюда, скорее всего, и название. Чиним мы гармошки вручную, каждую деталь вытачиваем. Если требуется ремонт, например, аккордеону, то всегда можно что-то позаимствовать у инструмента-донора. Роялочка требует всего нового, с иголочки. На её создание уходит сосна или бук и полгода кропотливой работы, – рассказывает Константин Матюхин.

Гармонь – это круче гитары

Мастерская Матюхиных (в ней работают отец и сын) стала центром притяжения всех, кто неравнодушен к гармони. Люди сюда приносят инструменты, а вместе с ними и историю своих семей. Самая пожилая гармонь в коллекции сделана в начале прошлого века в знаменитой артели братьев Черных «Красная гармонь». В неё заглянешь, и душа поёт у мастера, как берёг гармонист свою красавицу. Сохранились на ней и печати артели. В 2014 году эта гармошка выступала на Олимпиаде в Сочи в числе прочих представителей многоликой российской культуры. 

Есть у Матюхиных трофейная немецкая гармонь знаменитой фирмы «Кляйн». Сделана она на века – все детали будто вчера выточены. Зато наши солдаты были смекалистей немцев и могли, если в любимой гармошке латунный голос повредился, тут же создать новый. К плашке приделывалась кованая латунь из гильз. И вновь она продолжала поход и поднимала боевой дух песнями про Катюшу и синий платочек.

– К нам в мастерскую заглядывают многие любители гармони. Посмотреть, как инструмент делается, попробовать сыграть на нём ту или иную песню. Я с радостью гостей принимаю и учу гармонистов-самородков. Выкладываю в Интернет популярные аккорды рояльной гармошки. К нам частенько дети приходят. Так вот, когда они пробуют своими руками на гармони сыграть, глаза у них загораются, говорят: «Гармонь – это круче гитары», – улыбаясь рассказывает Константин Матюхин. – Нам приятно слышать о людях, которые душой прикипели к уникальной елецкой рояльной гармошке. В Липецке живёт наш человек – он и завсегдатай пятачков, где гармошка звучит, и, можно сказать, летописец инструмента. У него есть тетрадь, куда он заносит маршрут гармоней, переходящих от одного гармониста к другому: от Ивана к Ермолаю, – рассказывает Константин Матюхин.

Вот так и держится гармошка и живёт лишь на одной любви народной и большего не просит. В этом году директор Первой музыкальной школы Константин Матюхин открыл во вверенном ему учебном заведении класс елецкой рояльной гармошки. Пока в нём только два ученика, которые с азартом взялись за звонкую роялочку. Свой почерк гармонист Матюхин не по музыкальным сборникам вырабатывает. Он ищет первоисточники играющих самородков да записи деда Афони изучает. 

– Дед был уникальным импровизатором – он никогда не повторялся. С ходу мог придумать заливистые мелодии. Гармошка для него, что стакан воды или глоток воздуха. Без неё он и дня не мог прожить. Афанасий Иванович работал всю жизнь водителем. Его обожали коллеги, потому что частенько их рабочий день кончался весёлой матаней. А в перерывах на обед дед спешил домой поразмять пальцы. Поэтому исполнял он свои произведения с великолепной техникой, – вспоминает внук известного гармониста. – Дед мог и в обычный день устроить на улице праздник. Ему достаточно было пройтись с гармошкой по центру Ельца, и тут же люди в круги начинали собираться. А ещё гармонь тому своё сердце открывает, кто сам живёт с распахнутой душой. Таким был мой дед. 

Стал Сашка знатным гармонистом

Побывав в мастерской Матюхиных, мы отправились в гости к старейшему гармонисту Александру Андреевичу Александрову. Ему уже восемьдесят один год. К сожалению, Александр Андреевич ничего не видит, ослеп. Но на волшебстве его музыки это никак не отражается. Пальцы помнят каждую клавишу... Начал Александр Андреевич со страданий, потом военные песни затянул, каждая в своей аранжировке. И заулыбался весёлый гармонист: «Когда я играю и пою – я молодой».

И вспомнил гармонист своё самое яркое выступление у Геннадия Заволокина в программе «Играй, гармонь!». В 1986 году в Ельце проходил конкурс на лучшего гармониста. Александр Александров занял в нём третье место. 

– Ведущий программы Геннадий Заволокин четыре раза приезжал репетировать с нами этот конкурс. Тогда на сцену вышли восемнадцать гармонистов – на роялке играли чуть ли не в каждом дворе. В деревнях гармошка всегда была желанна в любом доме. Я заболел гармонью в детстве. У нас в горнице собирались родственники и весь вечер могли играть. К детям относились строго, не пускали на взрослое застолье. Так я подкрадусь и в дверной проём одно ухо приставлю. Отец гонял меня за это, а дядя всегда заступался: «Будет твой Сашка знатным гармонистом. Он ведь не наши разговоры подслушивает, он музыкой любуется», – вспоминает Александр Андреевич. 

Так и вышло. Заветный инструмент Сашка получил в подарок от отца. Когда он с войны возвращался, написал домой: «Если благополучно доеду, куплю тебе, сынок, гармошку». В сорок пятом получил гармонист свою роялочку и до сих пор на ней играет. Гордится, что двенадцать свадеб под неё отплясал. Говорит, ни одного дня без гармошки прожить не может. 

– Я жил в деревне, где была традиция: гармонисты собирались в круги по возрастам. У нас там были четыре поляны, и вот вечерами на одной встречались мальчишки и девчонки, на другой – уже ребята и девчата, и так вся деревня выбегала на зов гармошки.

Напоследок вспомнил Александр Александров слова своего друга Афанасия Матюхина: «Придёт время, и умолкнет елецкая рояльная гармошка». Но не для того эти мужики сынов и внуков народили, чтобы песня их прервалась. Константин Николаевич и его отец Николай Афанасьевич верят, что останутся островки, где песни роялочки всегда будут желанны. Константин мечтает перенести мастерскую гармоний в места своего детства – в деревню Польское, что приютилась рядом с бунинскими местами. Он уже выкупил дом, который когда-то принадлежал их семье. Матюхины мечтают построить здесь центр по сохранению древнего промысла. Чтобы в туристических маршрутах по липецкой земле значился Центр елецкой рояльной гармошки. В этом доме можно будет и в создании гармошки поучаствовать, и играть на­учиться. Одним словом, есть у гармошки рыцари, оберегающие её жизнь. 

Самая древняя гармонь братьев  Черных

Самая древняя гармонь братьев Черных

Раньше за рояльную гармошку давали корову

Раньше за рояльную гармошку давали корову

В мастерскую к Матюхиным приносят гармони даже из Индии

В мастерскую к Матюхиным приносят гармони даже из Индии

Все детали гармони вытачиваются вручную и у каждой роялочки свой голос

Все детали гармони вытачиваются вручную и у каждой роялочки свой голос

Александр Андреевич Александров ни дня не живёт без гармони

Александр Андреевич Александров ни дня не живёт без гармони

Самая древняя гармонь братьев  Черных Раньше за рояльную гармошку давали корову В мастерскую к Матюхиным приносят гармони даже из Индии Все детали гармони вытачиваются вручную и у каждой роялочки свой голос Александр Андреевич Александров ни дня не живёт без гармони
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных