lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
30 ноября 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Блажен, кто верует, тепло ему на свете (фото)

30.11.2015 "ЛГ:итоги недели". Игорь Сизов
// Общество
Фото Ольги Беляковой

В Лебедянском селе Тёплое с Божьей помощью и финансовой поддержкой благотворителя Павла Клишина восстанавливается церковь Космы и Дамиана. Настоятель храма, отец Дмитрий (Руснак) верит, что возрождение поруганной в советские годы святыни поможет вдохнуть новую жизнь в старинное село, придаст жителям духовных сил и привлечёт сюда молодёжь


ФОТО


Храм – сердце русского села. Особенно явственно я это понял в Тёплом. Вернее сказать – увидел. С тридцатиметровой колокольни хорошо видно, как вены улиц растекаются к сельской периферии от его сердца. Усадьбы местных жителей окружают храм так, что почти из каждого дома видны сияющие золотом кресты. А если бросить взгляд вдаль, то можно различить очертания церквей в соседних сёлах и даже в далёкой Лебедяни. Вот так вся Русь была связана и скреплена невидимыми нитями, которые тянулись в небе от одного купола к другому. А разлетающийся по окрестностям колокольный звон напоминал каждому жителю окрестностей – мы все одной веры.


Целый час я ходил около церкви, рассматривая её с разного расстояния и под разными углами. С любого ракурса храм неизменно интересен и прекрасен. Одна часть его из красного кирпича, с выщербинами и сияющими дырами в стенах. Другая – белая после недавней побелки. Невольно приходит историческая аналогия с белыми и красными. Последние, придя к власти, стали бить в самое сердце наших сёл. Где-то церкви оказались в предынфарктном состоянии, а где-то и вовсе умирали. А вслед за ними медленно, но неуклонно начинали умирать сами населённые пункты. Порвались небесные нити, замолкли колокола – иссякла живая сила.


Вот Тёплое, казалось бы, не медвежий угол, стоит на оживлённой дороге Липецк–Данков. А свернёшь с трассы буквально на несколько сотен метров – и жизнь словно замирает. Из бизнес-объектов только пристроенный к жилому дому крохотный магазинчик со скудным ассортиментом. Есть ещё отделение почты и фельдшерско-акушерский пункт. Рабочие места можно пересчитать по пальцам одной руки, да и те заняты. Кормятся люди от земли, одни обрабатывают приусадебные участки, другие взяли земли побольше – фермерствуют.


Наверное, не думали и не гадали казаки из Волотово, основавшие в начале XVII века новое село, что через четыре столетия таким бесперспективным окажется его будущее. Да и император Пётр I, который, согласно местной легенде, в 1703 году в здешних местах испил водицы из незамерзающего зимой ключа и назвал в честь этого село Тёплым, вряд ли рассчитывал на такой печальный итог.


Впрочем, согласно сельским преданиям, нет на Руси такого дуба, под которым бы не отдыхал император, или родника, из которого он не пил. Более правдоподобной выглядит версия о том, что название связано с платой зимой на постоялых дворах за «избное» тепло. Действительно, село с давних пор находилось на большом тракте, и жители пускали проезжавших в избы. Потому и развивалось оно в предыдущие века поступательно, и только в богоборческие времена потихоньку покатилось под откос.


Оставим преданья старины глубокой, а перейдём к точным фактам и цифрам статистики. По данным, приведённым в «Списке населённых мест Тамбовской губернии» за 1866 год, Тёплое является селом казённым и владельческим. В нём 152 дома. Жителей было 1278 душ. Перелистнём ещё одну страницу истории. По данным «Историко-статистического описания Тамбовской епархии» за 1911 год, Тёплое уже насчитывало 260 дворов, в которых проживали 2142 человека. Тогда здесь действовали церковно-приходская и земская школы. Что же век нынешний приготовил селу? Число жителей за минувшее столетие уменьшилось почти в десять раз – до 224 человек. В 2010 году в рамках программы оптимизации сети школьного образования закрыли школу. Теперь ребятишек возят в Куймань и посёлок Сахарного завода. Да и кого учить? Детей осталось меньше полтора десятка. Получается, захотели тёпловцы жить без Бога в душе и без церкви в селе, да не вышло ничего путного.


Одна надежда – на сохранившийся уникальный храм. Он был построен на средства помещиков Шиловских и однодворцев этого села и освящён в 1842 году. Церковь сначала имела один престол во имя святых Космы и Дамиана. Предположительно, в начале прошлого века к нему пристроили трапезную и колокольню. В храме остались фрески. Возможно, их автором является знаменитый, но забытый сейчас уроженец села академик живописи Тимофей Мягков. Некоторые считают, что здесь единственные сохранившиеся до наших дней росписи этого мастера.


Почерпнутые из Интернета скудные знания я решил пополнить историческими данными, полученными на месте. Но оказалось, что даже недавняя история храма окутана тайной – вот так неистово хотели богоборцы стереть память о православных святынях. Местные жители рассказывали, как разрушали храм. Приехавшие для этого богомерзкого дела уполномоченные перепилили дубовые балки колокольни и сбросили с них колокола. Самый большой ударился о камень, заложенный в углу колокольни. Тяжёлый осколок рухнул на паперть, от чего ступеньки её разлетелись на куски. К счастью, никто не пострадал. Но раскол прошёл и в душах местных жителей. Апокалиптическая картина далеко не всеми была воспринята с коммунистическим восторгом.


Александра Смольянинова открыто выступила против врагов церкви. Её арестовали в 1939 году. На допросе она смело заявила: «Я верую в Бога и в Церковь, а Советская власть закрывает церкви, поэтому я Советской власти не признаю и её законам подчиняться не буду». В обвинительном заключении записали: «член сектантско-монархической организации, антисоветская деятельность, распространение клеветы». Приговор был суровым – десять лет. Александра Михайловна скончалась в этом же году в лагере. А в 1992 году её реабилитировали Прокуратурой Липецкой области. В 2000 году на Архиерейском Соборе она была канонизирована и причислена к лику святых. Мощи новомученицы по понятным причинам обнаружить невозможно. Но уже заказана икона Святой Александры, которая весной будущего года должна украсить храм. А недавно в Тёплое из Липецка приезжала восьмидесятилетняя внучка Александры Михайловны. Но найти с её помощью дом Смольяниновых не удалось.


Впрочем, и сегодня раскол окончательно не преодолён, село так и не объединилось в единую православную общину. В реставрируемой храмовой части по воскресеньям идут службы. Но на них бывают одни те же люди – не больше десятка человек. Ещё меньше тех, кто ежедневно помогает восстанавливать храм. Одна из них – пенсионерка Елена Михайловна Крылова. И в этот будний день она одна хлопотала в церкви: подметала полы, чистила подсвечники… Уроженка Воркуты, она долго жила в Алтайском крае, и только восемь лет назад перебралась поближе к родственникам в Тёплое.


– Я приезжая, – рассказывает Елена Михайловна. – Но отношусь к селу как к родному. Особенно полюбила нашу церковь. Когда я первый раз её увидела, она производила гнетущее впечатление – полуразрушенная, без куполов. На прохудившейся крыше росли деревья, храм утопал в зарослях кустарника. А вскоре мы, несколько пенсионеров, начали расчищать завалы. Вот так с малых дел и пошла работа по восстановлению. Каждый год храм становится всё краше. В один год поставили купол, в другой – вставили окна и постелили полы, в третий – поштукатурили и побелили снаружи церковь... На неё все надежды. Конечно, большую помощь оказывает Павел Семёнович Клишин. Он – младший из десяти детей, которые родились и выросли в Тёплом. Здесь на кладбище похоронены их благочестивые родители. Мама была верующей. Дети все живут в Москве. Но связи с родным селом не теряют, купили здесь несколько домов. А главное в память о родителях хотят восстановить церковь, жертвуя ежегодно большие суммы на проведение строительных работ. Вот и колокольню в этом году восстановили, купили десять колоколов, на которых отлиты имена их родителей. В селе их с любовью называют Семёновичами и всегда с радостью ждут их приезда.


Несколько лет в церкви служил отец Владислав, но после тяжёлой болезни и операции он ушёл на покой. Потом около года прихожане жили без батюшки, продолжая восстановительные работы. Но свято место пусто не бывает. Молодой настоятель храма отец Дмитрий (Руснак) появился в Тёплом в прошлом году чудесным образом. Сам он родился в Одессе, где служил его отец – военный строитель. Потом семья сменила множество городов, а Дима – пять школ. В конечном итоге осели в Подмосковье. Дмитрий окончил Московский авиационный институт и работал в одной из столичных фирм на престижной должности. О вере в Бога и не помышлял. Но, как сказано в Евангелии, муж освящается верующей женой. Супруга, Вера Васильевна, приобщила мужа к церкви. После окончания Коломенской духовной семинарии Дмитрий готовился служить вместе с другом в одном из подмосковных храмов. Всё изменила неожиданная встреча с ныне покойным отцом Николаем Еремеевым из церкви иконы Божией Матери Казанская села Старое Ракитино. Он некоторое время жил у родителей Дмитрия и предложил тогда ещё семинаристу приехать в Лебедянский район. Так бывший столичный житель сменил сначала деловой костюм на рясу, а потом Москву на провинцию. После рукоположения он недолго служил в Лебедянском Свято-Троицком епархиальном монастыре, а потом окончательно обосновался в Тёплом, чтобы выполнить возложенную на него миссию. И ни разу об этом не пожалел, как и его жена с детьми. Их пленила непривычная для столичных жителей тишина, просторы, доброта местных жителей, которые охотно делятся с многодетной семьёй батюшки своим урожаем. Даже телевизор за целый год так и не распаковали. Зачем, если жизнь и природа вокруг интереснее телевизионных новостей и сериалов.


– Школа здесь закрыта, работы нет, – говорит отец Дмитрий. – Остались в основном пенсионеры, а значит, село обречено на постепенное старение и, в конечном счёте, – на вымирание. Я считаю, что наш храм поможет возродить активную жизнь в селе, привлечёт молодые семьи с детьми.


Отец Дмитрий по крупицам собирает факты из прошлого, сравнивает их. В центральной церкви решётки и цепь для паникадила – кованые. А в трапезной балки сделаны прокатным способом. Отсюда следует, что трапезная и колокольня были построены перед революцией и, возможно, их не успели даже оштукатурить и покрасить. Тогда же и были сделаны росписи. Одна из икон изображает Серафима Саровского, который был канонизирован в 1903 году. Отец Дмитрий сомневается в том, что авторство фресок принадлежит Мягкову. В любом случае сохранить их невозможно – из-за влаги росписи частично утрачены, а на оставшихся краска вздулась и готова отвалиться вместе со штукатуркой при малейшем воздействии. Остаётся один путь – писать иконы заново по фотографиям, которые сделал Отец Дмитрий. Но он собирается предварительно посоветоваться с прихожанами. Будут ли они согласны с иконописным стилем изображений, которые на оставшихся фресках несколько отходят от привычных канонов?


Но пока у прихода другие насущные проблемы. Главная из них – отопление. Железная печь на дровах греет таким образом, что рядом с нею очень жарко, а на амвоне – холодно. Учитывая, что вся церковь по своим размерам значительно больше Казанского собора в Лебедяни, сделать это будет непросто. Проект и создание системы отопления газом по всему зданию влетит в копеечку, да и отопить такое помещение будет накладно. Кроме этого, нужно зашпаклевать и покрасить стены внутри храма. Потом придётся ждать, когда всё просохнет. И только тогда можно будет приступать к росписи. А ведь красную часть храма – трапезную и колокольню – тоже надо будет оштукатурить с внешней стороны. Да и территорию необходимо оградить. Уже сейчас ясно, что на эти работы уйдут годы. Но остаётся открытым вопрос – как отреставрированный и освящённый храм будет существовать с приходом из десяти-пятнадцати человек?


– Пока даже в большие праздники вместе с приезжими на службу приходит не более тридцати человек, – говорит отец Дмитрий. – Но это не повод отчаиваться и опускать руки. Бог меня поставил восстанавливать именно этот храм, и я стараюсь честно выполнить своё дело. Данным мне приходом я занимаюсь как своим родным. И к прихожанам отношусь так же. Здесь поле непаханое дел – на всю жизнь хватит. И я этому рад. Мне комфортнее жить и общаться с простыми, бесхитростными и искренними сельскими жителями, чем с современными москвичами. Не было бы меня, может быть, и приход оставался бы до сих пор без батюшки. Большой плюс в том, что я постоянно живу в селе. Любой прихожанин может прийти ко мне домой с вопросом или за советом. Однажды была засуха, и меня попросили провести молебен о дожде. На следующий день пошёл дождь. Часто люди обращаются к Богу с проблемами, а когда всё хорошо, забывают благодарить.


В задании бывшей церковно-приходской школы отец Дмитрий открыл Воскресную школу, где проводит после службы занятия. Но на них пока приходят только… его дети. Были попытки как-то привлечь других местных детишек и их родителей на воскресные службы. Всем малышам даже выдавали подарки на Рождество Христово. Они охотно их брали, но проповедь батюшки прошла мимо душ детей и взрослых. Праздники закончились, и на службу, и в Воскресную школу так никто и не пришёл. Молодые семьи, видимо, рассчитывают на свои силы и материальные блага. За весь год отец Дмитрий не крестил ни одного ребёнка, а вот отпевания совершает часто. Умирают старики, гибнут от пьянства молодые люди. И пока никто не задумывается о судьбе детей. Какой она будет без Бога?


– Глядя на своих трёх сыновей и недавно родившуюся дочку, я даже не могу представить, какими они вырастут без веры, – сказал на прощанье отец Дмитрий. – Когда же все поймут, что на этой земле мы только проходим обучение перед вратами в царство Божие. Как сдадим эти экзамены, таким и будет наше будущее в жизни вечной.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 19 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +21 C°  Ночь: +6C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Видели ночь, гуляли всю ночь

Олеся Тимохина
// Общество

Лучше гор могут быть только горы...

Ирина Овчинникова
// Общество

Юра, беги!


// Спорт
Даты
Популярные темы 

С грибами не соскучишься

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Краснинского района
Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru // Экономика

Неутомимая Надежда

Ровесники «ЛГ»
Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

С купеческим размахом

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура



  Вверх