Вт, 19 Февраля, 2019
Липецк: -2° $ 66.70 75.25

Область инвестиционного притяжения (фото)

Мария Завалипина | 30.11.2015

Чужбина родиной не станет, зато… может оказаться востребованным местом отдыха. Опыт туристических стран, той же Греции или Таиланда, наглядно это доказал. Как наших соотечественников сделать невыездными по собственному желанию, а инвесторов – хранителями наследия земли Русской, обсудили на XII Международной инвестиционной конференции «Липецкая область: Туризм. Развитие через инвестиции»

ФОТО

Событийный туризм и брендирование территорий, поиск инвестиций и организация караванингов – спектр обсуждаемых на форуме вопросов оказался весьма разнообразным. Впрочем, как и география участников – свыше трёхсот экспертов и бизнесменов из всех регионов ЦФО, Тольятти и Москвы. Диалог между бизнесом и властью для успешной реализации инвестиционных проектов и развития внутреннего туризма оказался чрезвычайно востребованным. Наши соотечественники достаточно походили по миру, обеспечивая экономический рост других стран. Пора возвращаться.

«Фишки» – на карту!

Будущее – за прошлым! Такой посыл в своём выступлении на открытии пленарного заседания дал глава администрации Липецкой области Олег Королёв.

– В России две отрасли долгое время находились в забвении – экология и туризм, – сказал руководитель региона. – Причины, почему они были невостребованные, одни и те же. Чересчур великая и красивая у нас страна. Мы ведь никогда не думали, что такую богатую лесными угодьями, водными и земельными ресурсами территорию можно замусорить. Ошибались. Теперь приступаем к защите своей земли. А туризм? Зачем его развивать, если у нас везде культурный или природный памятник. От величия зазнались. Сегодня спохватились.

– Липецкая область – это не только могучий экономический регион, но и область с богатым культурным и историческим наследием, – подчеркнул Олег Петрович. – Это южный рубеж великой Руси.

Мне давно стало понятно: необходимо не просто просвещать людей, но и использовать историю для развития туризма. Гостям есть что посмотреть в Липецкой области, в каждом муниципалитете своя «фишка», – заметил глава региона. – В Лев-Толстовском районе – станция Астапово, позднее пере­именованная в честь великого писателя, и музей народного художника Николая Сысоева. Только у нас сохранился татарский вал – в Усманском районе. Я уже не говорю о великом Ельце или Липецке.

По словам Олега Королёва, свою историю соотечественники знают мало.

– Развивая туризм, мы одновременно просвещаем людей и заполняем огромную брешь в воспитательном процессе. Мы будем и дальше последовательно двигаться по этому трудному пути, возрождая величайший культурно-исторический пласт, наполненный знаниями и мудростью веков. Поэтому каждый, кто захочет вложить свои средства в развитие туристско-рекреационных зон, может рассчитывать на всестороннюю поддержку администрации региона.

Руководитель области также подчеркнул: инвестор обязательно придёт в регион, когда будут восстановлены туристические объекты.

– Инвестор – очень умный человек, – заметил Олег Петрович. – Если он чувствует, что этим «горит» и местная власть, и народ, он приходит сразу. Почему в нашу экономическую зону инвесторы идут с удовольствием? Они видят, в том числе и на таких вот конференциях, что в области этот туристический огонёк горит.

В главной роли – кластеры

В старину говорили: «Вовремя посеянное вовремя всходит». Народная мудрость справедлива и для экономических процессов. Плоды своих трудов в сфере гостевого бизнеса наш регион уже начал пожинать. Об этом на пленарном заседании рассказал Юрий Таран, заместитель главы администрации Липецкой области.

– В прошлом году регион посетили свыше 150 тысяч человек, – сообщил Юрий Николаевич. – Из них 132 тысячи – это наши соотечественники, свыше 13 тысяч – иностранцы.

По словам заместителя главы региона, за предыдущие девять лет в области проделана огромная работа по превращению туризма в перспективную отрасль экономики. Развитие сферы гостеприимства условно можно разделить на три периода.

– Первый – создание особых экономических зон регионального уровня туристско-рекреационного типа, – напомнил Юрий Таран. – Они появились в 2006 году по инициативе Олега Королёва. На тот момент экономически успешной Липецкой области требовались новые решения социально-гуманитарных проблем. Они нашли своё выражение в девизе: «Назад – к человеку!» Так была разработана программа последовательного повышения качества жизни людей в разных сферах: медицине, образовании, спорте, культуре и туризме. Первыми моделями комплексного развития туристского потенциала нашего края стали кластеры «Елец» и «Задонщина». Сегодня их резиденты реализовали десять проектов, а общий объём вложенных инвестиций составил 554 миллиона рублей.

Второй период – вхождение региона в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» и начало реализации кластерного подхода. На территории региона пять кластеров: «Елец», «Задонщина», «Добрый» (в Добровском районе), «Шуховский» (на базе Данковского района) и «Ораниенбург» (в Чаплыгинском районе). Общий объём освоенных средств за 2011–2015 годы более 2,3 миллиарда рублей. Из них: средства федерального бюджета – 977 миллионов рублей, областного – без малого полмиллиарда рублей, внебюджетных источников – около одного миллиарда рублей. В настоящее время заключено 41 инвестиционное соглашение на общую сумму свыше 4,5 миллиарда руб­лей.

Третий этап ведёт отсчёт с 2014 года. В это время происходит оформление туризма как социально-экономического комплекса региона. Сегодня прорабатываются вопросы увеличения границ кластеров и включения новых территорий. В ближайшие три года планируется активное развитие «Доброго», «Шуховского» и «Ораниенбурга». Ведутся переговоры с Федеральным агентством по туризму о создании нового кластера с рабочим названием «Липецкий курорт». Но пока это на стадии обсуждения.

Липецкая область предлагает инвесторам интересные условия: земельные участки, полностью обеспеченные инженерной инфраструктурой, без проведения конкурса; возможность регистрироваться в качестве участников особой экономической зоны регионального уровня и получать льготы.

– Среди традиционных направлений нашего туризма: краеведческий, паломнический, спортивный и деловой, – продолжил Юрий Таран. – Набирают популярность – гастрономический и событийный.

Отдельная тема – школьный туризм. Для справки: в школах области обучаются около 112 тысяч учеников, это 5 900 классов, свыше девятнадцати тысяч студентов – в техникумах. Все они – незадействованный пока резерв регионального туризма. Представители Министерства культуры России заявили: каждый российский школьник обязан хотя бы раз побывать в Москве, Санкт-Петербурге и Крыму. Учащимся нашего региона необходимо знать и главные достопримечательности своего края. Сегодня это направление носит стихийный характер и напрямую связано с активностью классного руководителя. На наш взгляд, в течение учебного года должно быть не меньше двух экскурсионных поездок, по одной в каждом полугодии.

Организаторами этой работы будут: управление образования и науки, муниципальные органы управлений образования (они должны подготовить свои предложения до 1 января 2016 года); координаторами – созданный в регионе Совет по развитию детского туризма.

Шесть к одному

Таков экономический масштаб туристических событий.

– На один рубль, вложенный в событийное мероприятие, приходится шесть, а иногда восемь рублей прибыли, – рассказал присутствующим Геннадий Шаталов, основатель премии «Russian Event Awards». – Это и есть мультипликативный эффект.

По словам Геннадия Васильевича, не каждое мероприятие можно считать туристическим событием. Только то, которое объединяет интересы ряда сообществ: туристов, местных бизнесменов, инвесторов, администрации, политиков, лидеров мнений и, конечно, местных жителей. Тогда событие начнёт продвигаться единым туристическим фронтом. Другой ключевой фактор – правильная коммуникационная стратегия. Эксперт подчеркнул: о туристическом мероприятии обязательно должны знать, как минимум, за пределами области. Скромность в этом вопросе – прямой путь к забвению.

Впрочем, Липецкий регион в области событийного туризма вполне можно назвать образцово-показательным. Свои праздники и мероприятия некоторые районы и города пестовали не один год, прежде чем вывести «в свет», точнее, на суд международных конкурсов. Но, как известно, что долго живёт, медленно растёт.

– В 2012 году «Русборг» стал лауреатом первой национальной премии «Russian Event Awards» в области событийного туризма, – напомнил Геннадий Шаталов. – Фестиваль исторической реконструкции победил в номинации «Лучший проект исторической направленности». Тогда же впервые попробовал свои силы и Елец.

В этом году ваш регион завоевал несколько наград. В номинации «Лучшее событие в области культуры» второе место у фестиваля хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Казачья застава» (Елецкий район). Третье место в номинации «Лучшее событие в области гастрономического туризма» занял межрегиональный туристский событийный фестиваль «Русская закваска». В этой же номинации фестиваль «Раненбургское застолье» взял Гран-при как «Лучшее событие в области гастрономического туризма». Маленькая деталь: чаплыгинцы выиграли после пяти отборочных полуфиналов. В финале гости и участники были поражены размахом «Раненбургского застолья» и увидели иную Липецкую область.

– Очень часто в отношении одной территории складывается устойчивый стереотип, переломить который помогают именно туристические события, – рассказал эксперт. – К примеру, длительное время Тольятти был известен как автомобильная столица. Но вот уже семь лет в этот город приезжают туристы со всей страны на музыкальный фестиваль «Классика над Волгой». Пять дней подряд под открытым небом встречаются музыканты из ведущих театров России и зарубежья. Как вы понимаете, это уже совсем другой имидж…

Стоит особняком

– Говорят, туризм – не барское дело. Отнюдь, – заявил Алексей Шкрапкин, частный инвестор и генеральный директор «Усадьбы Скорняково». Он собственным примером доказал перспективность развития усадебной культуры в отдельно взятом регионе. – Я считаю, основа туризма – это история, – сразу обозначил свою позицию Алексей Вадимович. – В большинстве регионов России не нужно создавать бренд, достаточно очистить его от мусора.

Семь лет назад я записался на приём к Олегу Петровичу, – вспоминает инвестор. – Хотелось поговорить о реставрации усадьбы Николая Николаевича Муравьёва-Карского. Представил презентацию и начал объяснять. Всё традиционно: значимость объекта, актуальность восстановления… Олег Петрович слушал меня минут пять, потом подошёл, обнял и говорит: «Миленький вы наш, как же вы нам нужны!» Мы проговорили час, давая друг другу разные обещания. Я взял обязательства восстановить усадебный комплекс, глава региона размышлял о развитии транспортной инфраструктуры. Официально заявляю: все наши обещания были выполнены.

Сегодня, где бы я ни выступал, везде привожу пример Липецкой области как образец работы органов власти и инвесторов. Но пора двигаться дальше. Конкретная просьба – нужны дорожные указатели к достопримечательностям. В свою очередь наши предложения к области такие: мы готовы уже сегодня организовать экскурсии для школьников по усадьбе Муравьёва-Карского и принимать на практику студентов, обучающихся по специальности «туризм»!

Сразу после выступления Алексея Шкрапкина Олег Королёв предложил представлять инвесторов, возрождающих и восстанавливающих исторические памятники, к государственной награде.

– Реставрация исторического или архитектурного памятника – не только экономический проект, но и духовный подвиг, – отметил Олег Петрович. – Занимающиеся этим люди (а таких у нас уже больше двух десятков!) вместе с реконструкцией отдельных зданий и усадеб возрождают культурные и нравственные традиции России. Это достойно государственного признания.

По словам Олега Королёва, Липецкая область сегодня готова вкладывать в развитие туризма миллиарды рублей.

– Мы стали сильнее, и у нас есть все основания проводить международные конференции, которые послужат толчком для туристического, финансового и кадрового развития региона, – подытожил руководитель области.


Вадим ВОЛКОВ,

начальник управления культуры и искусства Липецкой области:

- Инициатива проведения этой конференции принадлежит Олегу Королёву. Прежние форумы были посвящены промышленности и развитию особых экономических зон. Впервые – туризму. О чём это говорит? Сегодня происходит систематизация уже имеющегося опыта и средств для дальнейшего развития туристической отрасли в Липецкой области.

Конференция – только эпиграф к тому, что предстоит сделать. Многие участники приехали к нам «на разведку», увидеть, как здесь выстраивается работа. Но после проведения «круглых столов» ко мне стали подходить инвесторы с вопросами и предложениями. Одних интересовало восстановление усадьбы в Лебедянском районе, другие уточняли созданную в «Задонщине» инфраструктуру и условия вхождения в кластер. К примеру, с Денисом Белых, который уже является инвестором многих гостиничных объектов в области, был решён вопрос о выделении ему дополнительной земли в «Задонщине».

Главный итог этой конференции – интерес к Липецкой области. Нам как туристическому региону начали доверять.


Татьяна СМОЛЬЯНИНОВА,

директор Центра развития туризма Липецкой области:

- Туризм в Липецкой области перешёл на качественно новый этап. Появились: «Центр кластерного развития туризма» и «Центр событийного туризма». Перед каждым учреждением поставлены конкретные задачи. «Центр событийного туризма» доведёт районные мероприятия до уровня региональных, а «Центр кластерного развития туризма» обеспечит развитие соответствующей инфраструктуры в каждом муниципалитете.

Принципиально изменился подход к выставочным презентациям региона. Бренд области раскручивается с помощью инновационных разработок в сфере туризма. К примеру, на этой конференции представлены: концепция интерактивного выставочного стенда и интерактивная викторина, отвечая на вопросы которой можно определить свой уровень знания Липецкой области.

До конца года будет закуплен комплект виртуальной реальности. Специальная гарнитура и трёхмерные технологии позволят всем желающим посмотреть достопримечательности области и совершить виртуальные туры по ним.

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных