lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
26 ноября 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Право на счастье

26.11.2015 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Общество
Автор и ведущая рубрики «Клуб приемных родителей» Елена Бредис (в центре) с героями своих публикаций.

Вас когда-нибудь ребенок, которого вы видите в первый раз в жизни, называл мамой? Причем очень спокойно и естественно, без запинки, но и без экзальтации. Сначала я решила, что ослышалась. Но потом заметила, что так же просто и непринужденно дети называют мамой директора Елецкой коррекционной школы-интерната Людмилу Остянко и завуча Ладу Бурлакову.


Наблюдение первое



С ними легко и весело


Мы еще летом договорились, что они приедут ко мне в гости, но получилось только сейчас, глубокой осенью. За столом кроме нас, троих взрослых, пятеро детей: Аня, Полина, Валера, Данила и Владимир Владимирович. Почему не просто «Володя», — не знаю, но именно так мне его представили. Удивительно, но придумывать тему для разговора и искусственно заполнять неожиданные паузы совершенно не нужно: ребята просто переполнены впечатлениями, эмоциями, информацией, которыми жаждут поделиться.


Стоит одному начать рассказывать, в каком кружке он занимается, как тут же подключаются все остальные, чтобы наперебой успеть мне сообщить, сколько всего интересного в их жизни. В этом радостном, веселом многоголосии я едва успеваю запоминать: Полина с Владимиром Владимировичем занимаются хореографией и уже очень грациозно танцуют вальс, Аня — заядлая театралка, играет в школьной театральной студии, выступает и побеждает на разных конкурсах, Валера тоже занимается и танцами, и театром, Данила рисует, поет и увлекается шахматами. Кстати, Владимир Владимирович — маленький худенький мальчишка, чисто внешне не скажешь, что он уже в седьмом классе. У него заболевание, при котором категорически запрещено есть мучное, и как настоящий мужчина он стоически выдерживает наличие на столе пирожных, не притрагиваясь к ним. Нельзя — так нельзя, фруктами обойдемся.


Им интересно все. Рукоделием занимаются не только девочки, но и мальчишки, которые с удовольствием рассказывают, какие поделки они плетут из бисера, какие браслеты вяжут из резиночек для волос. И тут же мне в подарок достается очаровательная мышка из розового бисера. Я восхищаюсь косой Полины, которая искусно вывязана вокруг головы, а Владимир Владимирович с гордостью сообщает, что тоже умеет плести такие косы. А еще у них в классе в клетке живет ручная крольчиха, которую они выпускают погулять между партами и даже выносят летом на улицу. А еще есть морская свинка и собака, которой они сами сделали будку.


Я не уверена, что с детьми из обычной школы мне было бы так же легко и весело общаться. Подозреваю, что держались бы они отстраненнее и индифферентнее, что ли. Может, потому, что взрослые им не так интересны, а может, они просто не привыкли доверять старшим в такой степени. Впрочем, о взрослых в Елецком интернате чуть позже.


Наблюдение второе


Их не надо жалеть


Признаюсь, до встречи с моими гостями я немного переживала, что неизбежное чувство жалости к этим детям, обделенным не только родительской любовью, но и здоровьем, помешает мне общаться с ними, что я буду сжиматься от боли, которую невозможно не почувствовать. Как же я ошибалась! Потому что их яркой, насыщенной событиями жизни можно только завидовать. Передо мной раскладывают рисунки, которые они привезли на конкурс, организованный Липецкой и Елецкой епархией. На одном — изысканно-красивая Мечта, фантастическая, нереальная, прекрасная. Причудливое сочетание красок, парящие в небе дельфины, тонко прорисованные детали. На другом — солдат Великой Отечественной. Здесь выбраны очень скупые, лаконичные средства, почти плакатный стиль, но ты моментально понимаешь, что именно он тут и необходим. Короче, они творят, они ищут, они экспериментируют.


А многие ли дети могут похвастаться, что регулярно бывают на Кремлевской елке, ежегодно в День защиты детей посещают утренние спектакли в Большом театре, выезжают в оздоровительные лагеря? Обо всем этом мне рассказывают, опять же, перебивая друг друга, с восторгом и энтузиазмом.


И еще я поняла: вот это естественное обращение «мама» даже к незнакомым женщинам означает только одно — в интернате они растут, окруженные самой настоящей материнской любовью, в которой у них просто нет сомнений. Нет сомнений, что любая женщина — всегда мама. Когда Валера рассказывает, что у него самый лучший воспитатель, которого он при встрече всегда обнимает и целует, то остальные тут же начинают настаивать, что самые лучшие — у них. Директор интерната Людмила Остянко с гордостью сообщает мне, что у них работают «просто сумасшедшие люди!» Те, для кого дети — на самом деле родненькие и бесконечно любимые: «Вот вы можете представить, чтобы школьный библиотекарь с каждым ребенком, сдающим книгу, начинал разговор по душам о прочитанном? А у нас она ни одного просто так не отпустит!» Мама-Люда, мама-Лада, и еще очень много мам — заботливых, теплых, внимательных.


Наблюдение третье


Состраданию не учат


Вроде бы, во время нашего общения таких ситуаций не возникало, но я все время чувствовала, что они в любой момент готовы поддержать друг друга. Отдать подарок, если заметил, что товарищу тоже хочется, налить соседу сок или положить лишний кусочек торта. Людмила Александровна и Лада Владимировна рассказывают, что в интернате есть девочка, которая передвигается на ходунках. Когда ходунки сломались, то ребята буквально на руках помогали ей перейти из класса в класс, добраться до туалета. Причем сразу все были готовы прийти ей на помощь. Ко мне подходит Валера: «Мама, может, вам ноги размять надо? А то я массаж делать умею, могу прямо сейчас, хотите?» А мы с вами придумываем какое-то инклюзивное образование, чтобы развить в наших детях способность сочувствовать и сострадать. Да только можно ли этому научить? Объясняя и рассказывая, как сложно и тяжело может быть другому человеку? Но ведь это просто чувствовать надо, в душе должна откликаться какая-то струна. А если нет ее, если родители никогда об этом не говорили, а лишь ограждали любимое чадо от всех негативных эмоций? И какой тут «инклюзив» поможет?


Я многого не понимаю в существующей системе. Я не понимаю, почему на два последних класса детей надо вырывать из привычной и родной обстановки, разлучать с любимыми и близкими людьми и отправлять для завершения учебы в другие районы? Неужели нельзя все это сделать на базе Елецкой школы-интерната, которая за долгие годы становится их настоящей семьей? Наверное, это потребует дополнительных организационных решений, финансовых затрат. Но разве ребята не заслужили этого? Или наше милосердие к больным людям будет выражаться исключительно в строительстве пандусов, на которые ни один колясочник не заедет? Или в выкладывании улиц тротуарной плиткой, которая зимой превращается в настоящий каток? Это та же забота о больных и пожилых людях? Зато средства нешуточные.


Полина и Владимир Владимирович, Валера и Данила пока просто радуются жизни. А вот красавица восьмиклассница Аня уже все понимает: «Я очень мечтаю стать актрисой! Но я знаю, что не смогу, я же не ту школу оканчиваю…» Да, повзрослев, они уже все знают и понимают. Знают, как много дверей перед ними наглухо закрыты. Вопрос первый и он же главнейший: где и как получить профессию? У нас таких учебных заведений нет. Значит, ехать в другой город? Опять же, какую профессию? Обучить всех строчить простыни и шить рукавицы? Но я отвечаю со всей ответственностью: эти дети способны на большее и нельзя их этого лишать! Иначе чего стоят все наши разговоры об обществе равных возможностей и гуманизме? Да и с трудоустройством проблемы необходимо срочно решить.


Я еще раз вспоминаю о мечтах Людмилы Александровны: создать на базе школы-интерната целый комплекс, где было бы и общежитие для выпускников, и курсы профессионального обучения, дающие право работать, и небольшое производство. А самое главное — была бы их родная семья. Хотя бы на первых шагах во взрослой жизни: «Можно очень долго рассказывать о проявлениях их заболеваний, особенностях обучения наших ребятишек, формах и методах коррекционной работы. Это важно, необходимо. Но... Главное — мы живем единой семьёй. Да, большая семья, да, каждый со своими особенностями, со своим характером, настроением, причем как дети, так и взрослые. Но это семья. И мы проживаем совместную жизнь. Бывает очень больно, когда что-то не складывается у деток после выпуска. Больно, когда видишь, что болезнь прогрессирует (это тоже случается). И тем радостнее, когда жизнь ребят удается».


Конечно, им тоже, бывает, везет. Вот сейчас семья Ушаковых, о которой мы уже писали, собирается взять под опеку из интерната троих детишек, в том числе и Валеру. Одну девочку планируют забрать в Подмосковье. Но это скорее исключение, а хотелось бы правила. А еще — права на такую же радостную жизнь, как в родной школе.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 17 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сухо, жарко

Александра Панина
// Общество

В садах, цветущих круглый год

Ольга Чистякова, Галина Кожухарь
// Общество

«Здравствуйте! Я родилась...»

Ольга Журавлева
// Общество

Вспоминая об утраченном

Елена Бредис
// Образование
Даты
Популярные темы 



  Вверх