lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
23 ноября 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

День прав ребёнка - для взрослых

23.11.2015 "Золотой ключик". Алёна Кашура
// Общество
20 ноября во всём мире  отмечают День прав ребёнка. Накануне этого события мы встретились с давним другом «Золотого ключика», уполномоченным по правам ребёнка в Липецкой области Людмилой Валентиновной Кураковой. Приглашаем и вас, дорогие читатели, принять участие в нашем разговоре.


Людмила Валентиновна, расскажите, пожалуйста, какая страна была инициатором создания Конвенции о правах ребёнка?


– Инициатором создания Конвенции о правах ребёнка стала Польша. А автором её первоначального проекта был профессор-международник Адам Лопатка. Этот важный документ долго дорабатывали. Работа над окончательным вариантом завершилась лишь через десять лет, в 1989 году.


В том же году, 20 ноября, Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Конвенцию. А спустя два месяца руководители разных государств начали её подписывать. Причём весьма активно. Уже в сентябре 1990 года Конвенция вступила в силу в двадцати странах мира. Среди них был и Советский Союз. Однако ООН на этом не остановилась.


В 1993 году на конференции по правам человека, которая проходила в Вене, было принято решение: добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция о правах ребёнка стала универсальной для всех государств. Сегодня 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции. Не присоединились к Конвенции только США и Сомали.


– В 1996 году было решено отмечать День прав ребёнка по всему миру. И теперь это делают ежегодно 20 ноября. Вот только многим ребятам более знаком День защиты детей – 1 июня. Как, по-вашему, в чём здесь причина?


– Думаю, причина в том, что День прав ребёнка появился сравнительно недавно. К примеру, когда я училась в школе, то ничего не знала даже про 1-е июня. Хотя День защиты детей начали отмечать в нашей стране ещё до моего рождения, в 1950 году!


Ещё одна причина, на мой взгляд, в том, что День прав ребёнка больше касается взрослых – юристов, общественников и сотрудников тех организаций, которые обязаны следить за исполнением Конвенции. А таких людей сегодня немало. Взять, к примеру, аппарат уполномоченного по правам ребёнка... Он существует в каждом регионе нашей страны. А их в России – восемьдесят пять. И для всех нас 20 ноября – очередной повод напомнить о правах детей другим взрослым.


Не сомневаюсь, со временем этот День станет широко известен в нашей стране. Тем более Павел Астахов, уполномоченный по правам ребёнка при Президенте России, всё для этого делает. Он пишет книги, постоянно выступает на телевидении, ездит по России. И омбудсмены в регионах – люди весьма серьёзные. Они имеют вес в политике, журналистике, образовании. Неудивительно, что за каких-то пять лет аппарат уполномоченного прочно вошёл в нашу жизнь.


– Как пройдёт День прав ребёнка в Липецкой области?


– В этот день в Елецком государственном университете имени Ивана Алексеевича Бунина состоится конференция, посвящённая проблемам детей-инвалидов. А конкретнее – вопросу о том, как включить ребят с особенностями развития в обычную жизнь. Как помочь им найти себя, увлечение, друзей. Очень важно, чтобы такие мальчишки и девчонки не замыкались в своём маленьком мирке, а их родители поверили – любые дети сегодня нужны, важны и находятся в зоне внимания государства и общества. Причём, действовать надо в разных направлениях...


К примеру, в Липецком педагогическом университете ведутся занятия по адаптивной физкультуре, где студентам рассказывают, как заниматься спортом с детьми-инвалидами. И это замечательно. А вот занятий по адаптивной культуре общения ни в одном вузе нет. Между тем многие люди даже не представляют, как вести себя с ребятами, у которых проблемы со здоровьем.


То же самое касается даже учителей. На августовской педагогической конференции нынешнего года больше половины лучших преподавателей Липецкой области честно признались, что не готовы принять в свой класс ребёнка-инвалида. Поэтому педагогов надо готовить ещё в вузах к тому, что им предстоит работать не только со здоровыми детьми. Но и с теми, кому потребуется особое внимание.


К сожалению, в дополнительном образовании дело обстоит не лучше. Не так давно к одному весьма представительному и опытному наставнику ребят пришли родители, у которых дети с синдромом Дауна. Они попросили, чтобы с их дочками и сыночками занялись танцами. Но наставник отказался, объяснив это тем, что не знает, как работать с такими ребятами. Вот такое мы и должны исключить в будущем! Тем более, сегодня родители, воспитывающие особенных дочек и сыночков, готовы приводить детей на любые занятия. И это абсолютно правильно! Я не раз видела таких ребят и точно знаю – их возможности безграничны. Они верят в то, что сумеют добиться успехов. А с такой верой можно горы свернуть!


УЧИТЕЛЬ – ЭТО ПРИЗВАНИЕ


– В каких случаях дети могут сами защитить свои права? И если возникнут проблемы, куда им обратиться?


– У аппарата уполномоченного по правам ребёнка есть федеральный номер телефона доверия: 8-800-2000-122. А вообще, в нынешний век Интернета, можно зайти на сайт любой организации и найти там номер телефона или электронный адрес для обратной связи. Для сегодняшних детей, которые знают про компьютеры больше, чем взрослые, это не составит труда. 


Ребята могут прийти и к нам, в аппарат уполномоченного по правам ребёнка. Причём с любыми вопросами и проблемами. Ведь в жизни бывают разные ситуации. Иногда детей обижают соседи или родители. А порой конфликты возникают в школе.


– Кстати, о школе... Иногда кажется, что родителей, которые плохо заботятся о детях, легче воспитать, чем справиться с учителями, которые унижают достоинство учеников. Ведь с нерадивыми мамами и папами проводят беседы работники опеки, социальной защиты, соседи, родители одноклассников их детей... А как добиться от учителя, чтобы он обращался по-человечески даже с самым заядлым двоечником?


– Разумеется, процесс образования не простой. И бывает, что некоторые учителя, как любые мамы и папы, срываются. Другое дело, если это происходит часто. Вот здесь наставнику стоит серьёзно задуматься – ту ли профессию он выбрал?


Главное, не сваливать всю вину на ребёнка, с которым произошёл конфликт. Плохих детей не бывает. Быть может, он занимается по слишком сложной программе, и ему стоит перейти в другой класс. А может, маленького человека что-то тревожит. В любом случае, наставник должен во всём спокойно разобраться. Недаром в вузе его учили и психологии, и методике преподавания. И уж конечно, никто не обещал ему одних отличников, которые ловят всё на лету. Учитель заранее знал, что будет работать и с теми, кому науки даются тяжело.


Надеюсь, после оптимизации образовательных учреждений грубости по отношению к самому заядлому двоечнику не будет. Ведь в школах остались лучшие наставники, которые могут найти подход к любому ребёнку.


ПРАВО=ОБЯЗАННОСТЬ


– Людмила Валентиновна, свою работу омбудсмена вы начали с создания детского общественного совета при уполномоченном по правам ребёнка в Липецкой области. Расскажите, пожалуйста, ребята из этого совета стали вашими помощниками?


– Конечно! Каждый из них ведёт работу у себя в школе. А перед этим они прошли подготовку при аппарате уполномоченного. На мастер-классах ребята узнали про Конвенцию о правах ребёнка, научились общаться со сверстниками, побеждать страх и неуверенность перед взрослыми. И затем все члены детского общественного совета включились в акцию «Правовой десант», которая стартовала ещё зимой, в начале нынешнего года.


В рамках акции ребята провели у себя в школах уроки правовой грамотности. Причём каждый сделал это по-своему. Кто-то рассказал про Конвенцию детям из начальной школы, кто-то создал агитбригаду, а кто-то организовал викторину. Так что скоро будем чествовать авторов лучших «десантов»!


Конечно, ребята не только проводят уроки. Каждый из них – сам пример для остальных школьников. С ними всегда можно поговорить, посоветоваться. Ведь они знают ответы на многие вопросы о правах ребёнка. И, кроме того, многие из моих юных помощников собираются в будущем заниматься правовой деятельностью. Мечтают стать юристами, служить в полиции, прокуратуре. Поэтому работа в детском общественном совете – отличный опыт для них.


– Замечательно, что в рамках «Правового десанта» ребята узнают о своих правах от сверстников. Но не забудут ли они про обязанности?


– Не забудут. Мы постоянно говорим о том, что права и обязанности шагают в ногу. Ведь если каждый человек станет думать об одних правах, кто станет исполнять обязанности? И подростки это прекрасно понимают! Лучшее тому подтверждение – недавняя встреча с членами молодёжного парламента, в которой я принимала участие.


На этой встрече присутствовали ребята, которые состоят в общественных организациях и даже возглавляют их. Юноши и девушки задавали много вопросов. Мне было очень интересно общаться с ними. Беседовали о разном. В том числе про обязанности. И кто-то из участников встречи высказал весьма здравую мысль: если все сосредоточат внимание на одних правах, их некому будет реализовывать!


Приведу ещё пример. Многие сегодня жаждут самовыражения, в том числе и через внешний вид. Поэтому приходят в школу в яркой одежде, забывая про «белый верх – чёрный низ». Но ведь в каждом доме знаний есть свой порядок. Если на совете принято решение об общей форме, то яркие свитера и джинсы будут нарушать права остальных. Пример простой, но он показывает, как права и обязанности идут рука об руку.


КАЖДОМУ РЕБЁНКУ – СЕМЬЮ


– С  18 сентября нынешнего года три детских дома Липецкой области преобразованы в центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству. А в чём отличие таких центров от детских домов?


– Ответ начну издалека. В конце девяностых годов в Липецкой области было тридцать детских домов и интернатов. Многие мальчишки и девчонки жили в них годами, так и не попав в семью. Хотя многие люди хотели взять на воспитание сирот. Но очень мешали долгие бюрократические проволочки. К тому же благородной цели усыновления ребёнка препятствовали и сами учреждения государственной поддержки детства. Ведь чем меньше становится воспитанников, тем больше сокращается работников детских домов.


Такое происходило по всей России. Но постепенно ситуация изменилась. Устройству детей-сирот в семьи стало материально и организационно помогать государство. И теперь в Липецкой области осталось три учреждения государственной поддержки детства, которые реорганизованы в центры помощи детям. Согласитесь, уже само название настраивает на другой, более оптимистичный лад. Ведь детский дом – это место, где живут постоянно, а в центр попадают на какое-то определённое время.


Число ребят в центрах помощи детям будет постоянно уменьшаться. Но закрыть их вряд ли получится. Ведь в жизни происходят разные горестные ситуации. Чьи-то родители погибают в автомобильных катастрофах или умирают от тяжёлых болезней. А близких родственников, которые могли бы взять на себя заботу о детях, нет. Вот здесь и начинают свою работу такие центры.


Их сотрудники будут готовить необходимые документы, составлять индивидуальные планы усыновления для каждого ребёнка, искать замещающую семью. На всё это потребуется время. Ведь найти новых родителей не так просто. Кто-то мечтает взять в семью только девочку, кому-то нужен мальчик. А кто-то ищет ребёнка определённого возраста. Но работа по устройству ребят-сирот в семью не остановится.


Кроме того, сотрудники центров помогут приёмным родителям и их детям найти общий язык. Ведь не у всех взрослых есть опыт воспитания дочек и сыночков. И ребята все разные. К тому же сотрудники центров обязаны решать материальные и юридические вопросы. Так что приёмные семьи будут окружены заботой со многих сторон. Лишь бы дети росли рядом с мамами и папами. Никто ещё не сказал, что детский дом лучше, чем приёмная семья.


– Людмила Валентиновна, и напоследок расскажите, пожалуйста, конкретную историю про ребёнка, которому помогли работники уполномоченного по правам ребёнка в Липецкой области...


– Таких историй немало. Например, недавно к нам обратилась бабушка, которая воспитывает внучку и внука. Внук – здоровый подросток. А у внучки заболевание опорно-двигательного аппарата. Из-за этого брат не разрешает ей пользоваться компьютером, потому что у девочки дрожат руки, и она сбивает настройки системы. К счастью, бизнесмены помогли нам приобрести для девочки компьютер, которым будет пользоваться только она.


Прошлым летом одному мальчику-инвалиду мы помогли поехать в загородный лагерь. Здесь нашим союзником стал Игорь Иванович Батищев, председатель Липецкого отделения Всероссийского детского фонда.


А однажды к нам пришла девушка-сирота. Её незаконно сняли с очереди на получение квартиры. Но мы исправили эту несправедливость...


– Спасибо за беседу, Людмила Валентиновна! Поздравляем вас с наступающим Днём прав ребёнка!


Фото О. БЕЛЯКОВОЙ, О. ФРОЛОВА, А. ЛИТВИНОВА.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 19 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +21 C°  Ночь: +6C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

С грибами не соскучишься

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Краснинского района
Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru // Экономика

Неутомимая Надежда

Ровесники «ЛГ»
Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

С купеческим размахом

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура



  Вверх