lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
23 ноября 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Суровое искусство формы (фото)

23.11.2015 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Культура
Фото Николая Черкасова

Галерея Назарова отметила начало третьего года своей работы выставкой Андрея Владимировича Васнецова, одного из основоположников сурового стиля в изобразительном искусстве


ФОТО


Бывает так: приходишь на выставку, и картины, её составляющие, вовлекают тебя в водоворот красок, событий, сюжетов, – хочется молча выпить эту «чашу», чтобы не расплескать… Случается и обратное, когда аскетичные, простые на первый взгляд полотна заставляют усиленно работать не только голову, но и сердце, душу, – тогда стремишься с кем-нибудь поговорить (послушать, выговориться), потому что – переполняет…


– «Графика» Андрея Васнецова стала девятнадцатой выставкой нашей галереи, – рассказала искусствовед Татьяна Ивановна Нечаева. – Мы можем гордиться, что за два года жизни ни разу не погрешили против замысла: показывать только настоящее искусство, экспонировать работы больших художников и открывать новые имена.


Васнецовы – это целый художественный куст. Человек, даже далёкий от изобразительного искусства, обязательно вспомнит картины Виктора Михайловича Васнецова – они придут из детства: «Три богатыря», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке». Его внуку Андрею было суждено жить в иное время, когда былинно-историческое направление оказалось невостребованным – эпоха создавала новые мифологию и идеологию, которые нужно было отображать другими художественными средствами.


– Андрей Владимирович никогда именем деда не прикрывался. Это был мужественный, благородный и достойный человек, шёл собственным путём к постижению истины через форму искусства, хотел ответить на вопрос: кто мы есть в пространстве мира, – продолжает Татьяна Ивановна. – Но однажды имя деда всё-таки сыграло роль. На фронте понадобился плакат, и командование поручило солдату Васнецову нарисовать его, мол, пусть оправдывает фамилию.


...Андрей Васнецов попал на войну восемнадцатилетним, в 1942 году, был сначала рядовым, потом сержантом и комсоргом батальона. Прошёл с боями от Орла до Кёнигсберга, награждён орденом и медалями. Он демобилизовался в 1946, а брат Юрий погиб в 1941 году при обороне Калинина.


Те, с кем Андрей Владимирович прошагал пол-Европы, остались на его графических портретах. Земля, по которой он шёл в солдатских сапогах, – в цикле акварелей «Здесь была война».


–  После войны, окончив институт, Васнецов оказался в центре событий, повлиявших на весь ход художественной жизни страны. Его не зря называют одним из основоположников сурового стиля, сменившего сталинский «реализм». Андрей Владимирович предельно лаконичным способом создавал свои работы. Он был убеждён, что гармонию можно проверить алгеброй. В его картинах есть нечто большее, чем изображение, – метафизика, духовное начало. Он шёл к максимальной выразительности формы при абсолютном аскетизме средств – опуская ненужные детали, стремился проникнуть в сущность явления. Но говорить о том, что он был сугубо рационален, нельзя, у него есть что-то, чего он сам не мог объяснить, – продолжает Татьяна Нечаева. – Почему эта выставка была для меня так важна? Сам Андрей Васнецов говорил, что в России и за рубежом наступило время бесструктурного искусства, игнорирующего пластику, композицию, форму. Тогда как сам он был убеждён: форма – это и есть содержание. Художник считал, что без глубочайшего постижения мирового художественного наследия не может появиться ничего нового. Современные художники – это уже моё мнение, – к сожалению, приходят в искусство с иными посылами: у них нет желания постигать мир, себя, человека, есть желание эпатажа ради коммерческих целей… Вот почему мне очень хотелось бы, чтобы на выставку Андрея Владимировича Васнецова приходили как студенты, так и молодые живописцы – смотрели, учились.


Великий Пикассо говорил: «В восемь лет я был Рафаэлем. Но мне понадобилась целая жизнь, чтобы научиться рисовать, как рисуют дети». В Галерее Назарова можно увидеть акварели Васнецова-мальчика, и это не проба пера, а работа мастера.


Художником потрясающей духовной концентрации назвал Андрея Владимировича Васнецова липецкий искусствовед, преподаватель ЛГПУ Андрей Рюрикович Ломоносов. И вспомнил о своей встрече с ним.


– Когда я школьником приезжал на каникулы в гости к моему московскому дедушке, мы обязательно ходили в музеи, а в Дом-музей Васнецова, стоящий как сказочный теремок в центре столицы, заглядывали обязательно. И вот однажды я увидел, как по залу среди хорошо знакомых мне картин прогуливается человек с газетой. Смотрительницы с пиететом, шёпотом поведали, что это внук знаменитого Виктора Михайловича – Андрей, тоже художник. Помню, меня, мальчишку, тогда поразило, что у автора «Трёх богатырей», небожителя есть обыкновенный внук. Когда я вырос, познакомился с творчеством уже самого Андрея Васнецова, понял, что внук-то необыкновенный.


– Андрей Владимирович был удивительной личностью, обладал огромным авторитетом в советской художественной среде, много лет возглавлял Союз художников СССР, но при этом оставался простым и непосредственным человеком, – делится воспоминаниями скульптор, председатель Липецкого отделения Союза художников России Александр Евгеньевич Вагнер. – У меня было несколько встреч с ним, Андрей Владимирович помогал липецким художникам решать проблемы разного характера, всегда живо откликался на наши просьбы и не кичился своим положением. Творческая жизнь Васнецова складывалась непросто. На легендарной выставке в Манеже молодой художник представил картину «Завтрак», где изобразил мальчика, сидящего перед пустой тарелкой. Тогдашний Генсек компартии Никита Сергеевич Хрущёв вознегодовал, мол, автор хочет показать, будто в советской стране есть нечего! После такого разноса Андрей Владимирович дал себе слово в выставках не участвовать и ушёл в монументальное искусство. Кстати, липчанам хорошо знакома работа его жены и соавтора некоторых произведений – Ирины Ивановны Васнецовой – это квадрига у театра драмы имени Толстого.


Писать картины Андрей Васнецов, к счастью, не перестал. Часть из наследия художника можно увидеть на липецкой выставке, которая будет работать в Галерее Назарова до 13 декабря.


– Виктор Семёнович Сорокин часто повторял: какова жизнь, такое и искусство, – резюмирует Татьяна Ивановна Нечаева. – Андрей Владимирович Васнецов говорил нам посредством живописи правду, лишённую всяческих сантиментов. Он умел своим талантом в самых простых прозаических вещах открывать негромкую поэзию. И в жизни, и в искусстве ему претила пафосность. Он был на редкость принципиальным человеком, чуждый моде, он не искал популярности. Когда на перестроечной конференции искусствоведов и художников молодые бунтари требовали покончить с реализмом и возвести на пьедестал авангард, так называл себя тогдашний андеграунд, Васнецов ответил им пушкинской строфой: «Служенье муз не терпит суеты…» И оказался прав.


...Суеты нет и в работах Васнецова. И эта несуетность передаётся каждому, кто вглядывается в них, старается поймать их ритм и погружается, пусть и в суровую, красоту и гармонию…

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 22 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: -2 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Быть первой во всем

Лицей поселка Добринка отмечает 50-летие
Ольга Шкатов, shkatovao@list.ru // Образование

Услышать голос

Евгения Ионова // Общество

Олимпийский отбор мастеров

Наталья Сизова // Общество

Деньги за карту вернут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество

Спасти Дашу

Надежда Белая // Общество



  Вверх