lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
23 ноября 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Часовые памяти (фото)

23.11.2015 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Общество
Фото Анатолия Евстропова
Фото Анатолия Евстропова

2015 год для лев-толстовского села Кузовлево – дважды юбилейный: 335 лет назад о нём впервые упомянули в письменных источниках и уже 150 лет, как на его земле стоит каменный храм Георгия Победоносца. 16 ноября кузовлевцы отметили ещё и престольный праздник


ФОТО


Возрождать село можно разными путями. Главное, чтобы все эти дороги вели к храму, иначе они никуда не приведут.


Это понятно, что Россия стоит на деревне. Но когда в деревне появляется церковь, основа страны получает иной статус и небесное покровительство.



Там, где детство босоногое…


…Когда-то для большинства кузовлевских мальчишек-подранков сороковых-боевых и родившихся чуть позже – краснокожие стены Георгиевского храма были излюбленным местом для игр и приключений. Пройдёт более полувека, и полысевшая, сгорбившаяся святыня станет для некоторых из них средоточием помыслов, молитв и вложений.


Кузовлево начало врастать в русскую землю в постсмутные 1680-е. Считается, что пришли сюда два служивых человека – братья-туляки Кузовлевы – и стали жить-поживать да границы русские от супостатов охранять. И себе охрану поставили – деревянную церковку во имя Георгия Победоносца. Спустя двести лет – в 1865 году – сход села решил построить новый каменный храм уже с приделом Николая Чудотворца. До 1935 года святыня Кузовлево стояла негасимой пасхальной свечой, а потом потухла, оплыла, колоколам поотрезали языки, а вместо молящихся людей шушукались в её стенах хлебные зёрна, перемалывая вести с полей, да ворковали голуби – символы Благовещения.


Век двадцатый от Рождества Христова отсчитывал последние годы. И решили уже другие братья Кузовлевы – представители разных ветвей кузовлевского родословного древа, – что пора возвращать родине опору. Быстро только сказка сказывается, дело же, пусть медленнее, но делается: по всей округе звучит малиновый звон, открываются небесные врата кодовыми замочками молитвы. Однако работы впереди немало – расписать внутренние своды, облагородить территорию, разместить в одном из подвальных помещений музей села и вспомнить поимённо каждого, кто по преданию был похоронен у стен церкви.


Праздников, посвящённых Георгию Победоносцу (а на Руси ещё – Егорию, да плюс осенние и весенние Юрьевы дни) несколько. 16 ноября православная церковь вспоминает обновление храма святого Георгия в Лидде. Он возведён в IV веке над могилой великомученика. Спустя столетия церковь обветшала, неповреждёнными остались только алтарь и усыпальница чудотворца. Во второй половине XIX века храм был восстановлен на средства Русского правительства и православных благотворителей. И 16 ноября (3 ноября по старому стилю) 1872 года состоялось его второе освящение.


А в далёком Кузовлево к тому времени уже три года (с 1869-го) как шли службы. Когда же за считанные десятилетия двадцатого века кузовлевский храм превратился практически в руины, правительству до него, к сожалению, дела не было. Зато жертвователей, меценатов оказалось достаточно, чтобы снова вдохнуть в него жизнь. Первым в середине девяностых годов приступил к восстановительным работам бывший председатель местного колхоза Михаил Владимирович Кузовлев, нашёл рабочих, перекрыл крышу… Он совсем немного не дожил до нынешнего праздника.


– Мы решили, что первым делом церковь нужно научить заново говорить, – вспоминает брат Михаила Владимировича Павел Кузовлев, поэт. – Привезли записи колокольного перезвона из Москвы, поставили усилители. Едва раздался благовест, как из каждого дома к храму начали стекаться люди. Эта картина стоит у меня перед глазами. И я написал тогда такое четверостишье:



В моей деревне колокольный звон,


Округа вся благоговеет.


Народ у церкви звоном возбуждён,


И слышно в этом звоне:


«С возвращеньем!»



Павел Владимирович стихи начал писать в детстве, что и принесло ему всесоюзную известность. Главные темы его детской, да и взрослой поэзии – родная земля, любовь, природа. Кто-то в школе в середине шестидесятых прочитал его стихотворные строчки о жаворонках, о лете-зиме-осени и решил, что их должны знать многие. Так стихи юного Паши Кузовлева оказались в редакции газеты «Пионерская правда», а затем и на её страницах. А ведь газету эту читали в СССР миллионы школьников!


Сегодня Павел Владимирович – автор пяти книг, тридцати песен. И в день престольного праздника отмечает свой день рождения.


– Кстати, престольный праздник не забывали в селе и во времена гонения на церковь, – рассказывает именинник. – У каждого в доме был иконостас. Когда церковь в тридцатые годы закрывали, люди прятали по домам иконы и другую церковную утварь. У нас хранилось храмовое Евангелие. А одна женщина спасла большую икону «Двенадцать праздников», даже увозила её в другое село. Прошло почти восемьдесят лет, и образ вернулся. Когда мы были ребятишками, любили прыгать с вышек на зерно – церковь тогда была зернохранилищем. И только боялись ложиться навзничь – из-под купола на нас строго смотрел Боженька. Так что страх Божий в нас был и тогда, только мы его не осознавали. Мы искали под церковными стенами зарытые клады, копали ночами, чтобы взрослые не видели, верили, что где-то засыпаны землёй образа и кресты – пытались и их найти, но тщетно. Сегодня люди возвращаются в церковь, как и иконы.


Павел Владимирович рассказал: жители той части Кузовлево, что называлась раньше Капыты, были вольными крестьянами. А вот на Самодуровке осели потомки крепостных. И даже несмотря на то, что носят они одну и ту же фамилию – Кузовлевы, менталитет у людей разный. Говорят даже, что придел Николая Угодника был пристроен к Георгиевскому храму именно для самодуровских крестьян. Но это только слухи…



Брат за брата


Кто, как не врач, знает, что остановившееся сердце ещё можно завести – нужно только приложить максимум усилий. А вот смерть мозга – диагноз окончательный, и любые реанимационные манипуляции здесь бессмысленны.


Когда четыре брата Кузовлевых – Олег, Валерий, Сергей и Владимир – поняли, что дело, начатое их однофамильцами, стало пробуксовывать, взяли бразды правления в свои руки и вонзили первую иглу со спасительным адреналином в грудь своей затихающей родины. Собрали новый сход села, поговорили, постановили, что храм жизненно необходим, и начали действовать. Все основные заботы о строительстве, добыче денег и рабочих рук возложил на себя Олег Петрович Кузовлев – врач с мировым именем, ныне москвич.


– Хирург не может состояться в своей профессии, если ничего не умеет делать своими руками, например, вбить гвоздь или просверлить дырку, – считает Олег Петрович. – А нас – сначала в кузовлевской, а затем и в пятой лев-толстовской школе – на уроках трудового воспитания научили всему. Я, например, освоил ремесло столяра, слесаря, цветовода, краснодеревщика четвёртого разряда, в школе же мы получили и водительские права. Нас растили гармоничными личностями – мы много пели, рисовали – даже с собственными лозунгами и плакатами выходили на демонстрации Первого мая и седьмого ноября, мы с братьями ещё играли в духовом оркестре. Представляете, какая насыщенная жизнь была у деревенских пареньков!


– Кузовлево, – продолжает Олег Кузовлев, – это наше босоногое детство, куда мы памятью постоянно возвращаемся, откуда берём силы и эмоции. Здесь у школы мы гоняли в футбол. Самое сильное воспоминание детства – огромные потоки талой воды с массивными пластами снега, несущиеся по склонам оврага. Плотины тогда не было, и мы как заворожённые смотрели на весеннее буйство природы. От нашего родительского дома осталась только его кирпичная часть – ушла в небытие бревенчатая пристройка, в которой отец-ветеринар хранил свои, тогда для нас загадочные, инструменты. Я до сих пор помню непередаваемый аромат и неповторимый вкус маминого хлеба! Она пекла его в русской печи, много – на целую неделю. А мы, четыре пацана, становились рядышком и ждали, когда же она вынет из огня каравай – на корочке оставался рисунок от капустного листа, которым его прикрывали, – и каждому из нас отломит по кусочку…


– Наша мама стала директором сельской школы в 1944 году, тогда здесь училось около трёхсот ребят, – рассказывает Валерий Петрович Кузовлев, депутат законодательного собрания Липецкой области. – Когда я в начале шестидесятых годов оканчивал нашу семилетнюю школу, в Кузовлево стояло около ста тридцати домов, и в ста двадцати из них жили Кузовлевы. Это, конечно, осложняло работу учителям и почтальонам. Моего деда звали Иван Иванович Кузовлев, в то время в селе проживали пять его полных тёзок. У деревенских улиц тогда названий не было, да и дома пронумеровывали в свободном порядке, поэтому почтальон приносила письмо первому попавшемуся Ивану Ивановичу. Тот читал, если содержание послания его не касалось – передавал следующему Ивану Кузовлеву. Пока письмо доходило до нужного адресата, о его содержимом знала уже вся деревня. Вот так – открыто – мы все и жили, в труде, радостно и честно.


Понимая, что без храма и без школы село просто не выдюжит, братья Кузовлевы взвалили на свои плечи заботу о самых, пожалуй, важных социальных объектах деревенской инфраструктуры. Когда здание детсадика обветшало, руководство района решило перевести садиковские группы в школу, но для этого нужно было её отремонтировать. Глава муниципалитета Владимир Евгеньевич Осетров сделал всё, чтобы 1 сентября нынешнего года и школьники, и дошкольники пришли в уютное и светлое помещение, а накануне престольного праздника успели полностью и крышу перекрыть. Власть и меценаты Кузовлевы разделили сферы «влияния»: дедсадовское крыло и кровлю взяла на себя районная администрация, а школьные классы, включая шестнадцать пластиковых окон и входные двери – Олег Петрович Кузовлев.


И забота о школе – это не просто благодарность. Это желание вкладывать в будущее малой родины.


– Раньше, когда приезжал в село, чувствовал боль за её порушенную святыню. Сегодня мне радостно, но всё-таки есть некая неудовлетворённость, – сетует Олег Петрович. – Построить храм – это, оказывается, мало. Нужно, чтобы духовность к людям возвращалась. Наша главная задача – восстановить приход. Мы радуемся, когда на службы в церковь приходят дети – вот будущее и Кузовлево, и храма его, и всей православной Руси.


Тёплая часть Георгиевской церкви отреставрирована – до придела Николая Чудо­творца пока ещё руки не дошли. Уже приступают к работе иконописцы. Олег Кузовлев нашёл их в подмосковном Димитрове в монастыре святых братьев Бориса и Глеба. Такая вот у Кузовлево братская судьба. Осложняет реставрационные работы то, что не осталось ни фотографий, ни рисунков, ни описания как самого здания храма, так и его внутреннего убранства. Поэтому церковь как бы строится заново…


Олег Петрович рассказал, что на восстановительных работах потрудились люди семи национальностей из разных уголков нашей страны. Вот только в родном селе не оказалось ни одной пары рук, пригодившихся бы на строительстве – не осталось в Кузовлево специалистов-отделочников, каменщиков, плиточников.


Земля обетованная


Сегодня Кузовлево входит в Первомайское сельское поселение Лев-Толстовского муниципального района. Здесь проживают 827 человек, половина из них – пенсионеры. Раньше на этих землях стояли два больших колхоза, в которых местные и трудились. Сегодня же работу приходится искать в райцентре, в Лебедяни, если поближе – то можно устроиться в четыре фермерских хозяйства и на свинокомплекс.


– Я родилась в Первомайском, отработала двадцать лет в местной школе, – рассказывает глава Первомайского поселения Марина Александровна Аулова. – С одной стороны, сложно руководить людьми, которые знают тебя с детства, в курсе всей твоей жизни. Но с другой – я тоже всех знаю, понимаю нужды каждого, умею с людьми разговаривать. Самая большая мечта – чтобы в селе появились новые рабочие места, тогда и молодёжь перестанет уезжать, будет здесь создавать семьи.


Вакансия должности директора Первомайского дома культуры (филиалом которого является кузовлевский) стала для двадцатилетней выпускницы хореографического отделения Липецкого колледжа искусств Анастасии Минаковой поводом вернуться домой. Вернулась она, правда, не совсем за работой – за любовью, её молодой человек решил пригодиться на земле, где родился. Вот с лета они заново и укрепляются в родной почве. Глядишь, и останутся, нарожают ребятишек. В селе этому будут только рады. А вот молодых мамочек, подаривших Кузовлеву в этом году двух малышей, награждали на празднике села наравне с храмостроителями.


– Сегодня в районе действует десять храмов, четыре часовни. Мы стараемся возрождать наши святыни, в основном, конечно, за счёт энтузиазма самих людей, которые хотят сделать добро. Но меня беспокоит следующее: останутся ли лет через десять все наши приходы, будет ли кому молиться в отреставрированных церквях, – поделился своими опасениями глава муниципалитета Владимир Евгеньевич Осетров. – Нам необходимо и рабочие места сельским людям предоставлять, чтобы остановить отток деревенского населения, и открывать повсеместно воскресные школы. Это нужно для того, чтобы дети с младых ногтей были в храме как дома, знали свою веру, воцерковлялись. Они с рождения должны понимать – мы православные люди! Недавно побывал на службе в храме села Первомайское – стоят шесть бабушек. И всё! Если прихода нет, то храм тяжело содержать даже с экономической точки зрения. Надеюсь, что Георгиевскую церковь в Кузовлево ожидает иная судьба.


На это же надеется и Валентина Александровна Мальцева, урождённая Кузовлева. Она родилась накануне войны, церковь к тому времени уже превратили в склад. Помнит, что в селе тогда ходили разговоры о комсомольцах, которые кресты с куполов сваливали. Одного из них тяжело ранило на фронте, но прожил до глубокой старости.


– Наше Кузовлево с храмом зажило настоящей жизнью, – радуется Валентина Александровна. – Когда здесь началась работа, душа возликовала. Мы приходили в церкву, расчищали мусор, затем мыли полы, потрудился каждый, кто хотел. А мы с Антониной Андреевной сумели собрать по селу денежку на два больших подсвешника – вон, впереди огнём горят…



Тихий Тихий Дон


Прихожанами Георгиевского храма являются и немногочисленные жители соседнего посёлка Тихий Дон. Валерий Яковлевич Терехов, краевед, составитель словаря местных изречений и выражений, рассказал, что после войны в посёлке жили 240 человек, сегодня же стоит всего двадцать домов, в которых зимует лишь девять старожилов. Наверное, в хорошую погоду ветер донесёт туда церковный перезвон, а так – стал Тихий Дон абсолютно тихим.


– Люди начали заселять здешние места с 1923 года, пришли из лебедянских сёл Романово и Ольховец, – Валерий Яковлевич охотно откликается на просьбу познакомить с историей его родины. – Раньше, до революции, здесь была земля барыни Маргариты Вагиной – её имение стояло как раз на месте будущего посёлка. Вокруг барского дома росла удивительная сирень, она дожила до середины прошлого века, и я ребёнком всегда любовался её цветом. Потом сирень одичала… Говорят, что был у помещицы беспутный муж Василий. О самой барыне в округе остались хорошие воспоминания, кто-то рассказывал, что она после революции побиралась по соседним деревням, кто-то видел, как она работала в аптеке. В Тихом Доне жили люди рукастые, мастеровые, особенно по дереву и металлу, было много кузнецов, бортников. Но когда начала советская власть бороться с кулаками, народ кинулся уезжать в другие края, чтобы избежать арестов.


– Святые отцы учили, что церковь – это корабль, плывущий по житейскому морю, – говорит настоятель церкви Георгия Победоносца, протоиерей Михаил (Беленикин). – Без помощи Божией сам человек в морской пучине утонет, а находящийся на корабле – обретёт спасение. Православная церковь – церковь живых, поэтому молимся мы и за тех, кто рядом с нами, и за тех, кто ушёл в мир иной – у Бога мёртвых нет. Поэтому храм сей нужен всем – и кто есть, и кого нет.



У деревенских есть мечта – возродить дубовую рощу в Кузовлево. Говорят, когда дубрава стояла, в округе били родники, наполняющие речку Рясу, неглубокую, неширокую – детскую отдушину. Как деревья вырубили – вода ушла. Третий из братьев Кузовлевых – Владимир Петрович – помнит тех могучих исполинов. Стоят они, как часовые его памяти…


…Вот проложат к храму свои тропинки жители окрестных деревенек и посёлков, а потом по ним пойдут люди, ищущие крова домашнего и покрова небесного, да так и наполнится ими окрестная земля. Снова зацветёт сирень в Тихом Доне, застучат молотками строители в Кузовлево, придёт смена нынешним часовым памяти…

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 18 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Придумай, сделай, прикати!

 Анна СОЛНЦЕВА
// Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Арт-терапия в красках

 Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ
// Общество

Зарядились «Энергией лета»

Ирина ОВЧИННИКОВА
// Спорт
Даты
Популярные темы 



  Вверх