lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
17 ноября 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Васнецов, внук Васнецова

17.11.2015 "Липецкая газета". И. Неверов
// Культура
Правда без сантиментов: есть о чем подумать. Фото Николая Черкасова
— Это самый суровый из всех художников «сурового стиля», — сказала искусствовед Татьяна Нечаева, приглашая в Галерею Назарова на выставку графики Андрея Васнецова.


В конце пятидесятых  — начале шестидесятых годов двадцатого века «суровый стиль» стал одной из самых ярких, вызывавших огромный интерес и острые споры примет «оттепели». Тематика мастеров этого направления как будто бы полностью вписывалась в рамки соцреализма. Художники изображали обычную жизнь, людей рабочих профессий, чьи простые и строгие лица могли в принципе появиться   и на станковой картине, и на производственном плакате. Но было в этом все-таки нечто новое, свежее, дерзкое, на чей-то взгляд даже крамольное. Пафос, если и сохранялся, то почти снимался той самой суровостью, строгостью, прямотой, отказом от показушного оптимизма. Татьяна Нечаева, например, откровенно не согласна с устоявшимися официальными определениями.


— Это правда без сантиментов, — говорит она. — Это отсутствие желания непременно нравиться.Фамилия Васнецовых в русском искусстве занимает особое место. Дядя Андрея Васнецова Аполлинарий создал произведения, сразу признанные классикой. Дед Виктор Васнецов — автор, пожалуй, самой известной среди широкой  публики картины «Три  богатыря». Внук, однако, жил в иные времена и шел иным, трудным, нередко тернистым путем. Он вдохновлялся не сказками и не былинами, а жесткой прозой реальности. В Галерее Назарова представлена его графика, начиная, между прочим, с акварелей, сделанных им лет в пятнадцать — шестнадцать. И это уже не подростковые пробы начинающего, а работы профессионала.


Целая стенка на выставке — графическая серия портретов однополчан Васнецова, с которыми он прошагал по дорогам Великой Отечественной.  В них он взял на себя миссию хроникера, документалиста, ему важна была опять-таки достоверная правда о солдатах-победителях. Так же, как и в цикле акварелей «Здесь была война». 


Правда, ничего кроме правды — эту программу в соединении с упрямым самовыражением через форму поддерживали его учителя — знаменитые Дейнека, Соколов-Скаля, но прежде всего Андрей Гончаров. Подчинение этому символу веры наталкивалось на тупость, примитивность, пустую самоуверенность некоторых «ценителей». Так, на  легендарной выставке в Манеже, участником которой был молодой художник, он попал в число, так сказать, особо отмеченных «главным искусствоведом» СССР Никитой  Хрущевым. Увидев вполне невинную работу Васнецова с мальчиком, сидящим за столом перед пустой тарелкой (то ли мальчишка все уже съел, то ли ждал, когда мать плеснет ему борща), с прямотой председателя колхоза лидер державы объявил: этот автор хочет сказать, что у нас в стране нечего есть!


Последствия такой короткой, но емкой «рецензии» нетрудно было предугадать. И живописец, не желая подлаживаться и искупать свою несуществующую вину, дал себе слово: больше не выставлять свои станковые вещи. И ушел в монументальное искусство, благо, что в этой области он продемонстрировал завидную одаренность.


Но над картинами он работать не переставал. Сегодня мы получили возможность всмотреться в их этюды, наброски. И  ощутить в этих маленьких, как будто бы вспомогательных вещах не совпадающий со скромными размерами внутренний масштаб, силу и значимость. Васнецов привносил то и другое в самые на первый взгляд простые мотивы — будь то абрамцевские пейзажи, запечатлевшие забор, церковь, сад, дорогу, будь то вид в окно или возвращение с охоты. Проза повседневности оборачивается негромкой поэзией, раскрывает притягательную мудрость бытия, которой не нужны контуры, сложные сюжеты, самодовлеющее любование натурой.


Он и в жизни был таким же естественным, непретенциозным и глубоким. Ему не кружили голову ни награды, ни звания, ни должности — включая руководство Союзом художников СССР и мандат депутата Верховного Совета. Он не старался угодить, когда писать так, как ему хотелось, было полузапрещено. И не бежал  впереди паровоза,  когда в годы перестроечного «праздника непослушания» все стало разрешено. На съезде Союза художников левые бунтари, жаждавшие зачеркнуть не только соцреализм, но и реализм в целом во имя беспредельного авангарда, много говорили, кричали, разоблачали «совковых» коллег-ретроградов. И тогда Андрей Васнецов произнес с трибуны всего две пушкинские  строчки: «Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво». Воистину — они и эпиграф, и итог творческой, да и человеческой судьбы Васнецова из рода выдающихся художников Васнецовых.
Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 22 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +32 C°  Ночь: +19C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Космос станет ближе


// Социальная жизнь

К новому учебному году готовы

Лариса Пустовалова
// Образование

Флаги на башнях

Андрей Снегов
// Общество
Даты
Популярные темы 

«Волонтёры»-обманщики

 Юлия СКОПИЧ // Общество

От Москвы до Владивостока

 Юлия СКОПИЧ // Общество

Жизнь хороша, когда крутишь не спеша

Олеся ТИМОХИНА // Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

В молодёжном «РИТМе»!

 Сергей БАННЫХ // Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ // Общество

Прокуратура даёт доБРО

Олеся ТИМОХИНА    // Общество



  Вверх