Сб, 23 Февраля, 2019
Липецк: -8° $ 65.51 74.33

Космическая одиссея Вадима Колобовникова

Екатерина Лёвина, фото автора | 16.11.2015

Его миры особенные — вне времени. И где они находятся, знает только автор «Открытых пространств» — липецкий художник Вадим Колобовников.

В областном выставочном зале сейчас главенствует космос: среди пейзажей, которые мы можем ежедневно наблюдать, присутствуют и явно не принадлежащие к земному ландшафту. По словам автора, идея, ставшая основой концепции «Открытых пространств», занимала его очень давно.

— Еще в детстве я пытался осмыслить тот факт, что мы не одни во Вселенной, задумывался о множестве галактик, особом течении времени. Это казалось загадочным, немного пугающим, но притягательным, ведь не одни — означает не одиноки. 

В юные годы подобные темы особенно значимы, недаром дети (и мои почемучки тому подтверждение) задают столько вопросов. Пытливый ум не засорён заботами, приходящими лишь с возрастом. Взрослые о высоких материях почти не спрашивают, оно и понятно: быт, карьера, деньги не оставляют свободного места, гасят саму попытку остановиться хоть на минуту и поразмышлять о чем-то отвлечённом. 

Космос всегда завораживал меня и манил. Вызванная им гамма чувств — в работах, на которые ты сейчас смотришь, все эти сюжеты, линии, комбинации оттенков. В них — мои детский восторг и волнение.

— Ты представил несколько пейзажей фантазийных миров. Какие они? Кто-то, посмотрев на нашу хмурую осень, наверняка позавидует таким ярким краскам.

— Мне очень хочется верить, что где-то далеко эти места всё же существуют, их обитатели так же пытаются осмыслить бесконечность Вселенной. Глупо было бы полагать, что наша крошечная планета единственная обитаемая. Представь только — мириады звёзд! 

Миров много, они разные, но каждый по-своему прекрасен, нужно только присмотреться. Не зря говорят, что удивительное — рядом. Необязательно ехать за тридевять земель, ведь и в окружающем можно найти и красоту, и радость, и счастье. В нашей области таких мест не перечесть.

— Расскажи хотя бы об одном.

— Село Перехваль Данковского района, мы выезжали туда на пленэр. Природа изумительная, а какие люди! Идёшь по улице, все здороваются, расспрашивают, нравится ли тебе у них, как работается, отдыхается, и такая искренняя заинтересованность во взглядах! Конечно, в деревенской жизни свои проблемы и хлопоты, но там я увидел настоящую гордость за свою землю, стремление сделать её лучше, краше.

— У тебя не возникало желания, как многие коллеги, перебраться в столицы? 

— Отвечу словами кота из мультика про попугая Кешу: «Нас и здесь неплохо кормят!» 

— И всеё же, считается, что там можно прыгнуть «выше, дальше, быстрее», да и само искусство отличается высокой степенью избирательности и актуальности. В провинции востребованы другие сюжеты (что не хорошо и не плохо — это данность). Отталкиваясь от тематики твоей выставки, можно назвать крупные города и периферию разными вселенными, причём безотносительно арт-пространства. 

— Ты права, такое определение подходит под любую сферу, от культурных тенденций и журналистики до продуктовой корзины и ЖКХ. В мегаполисах более чёткая селекция, искушённая публика, которую трудно удивить, высокая динамика всех процессов в арт-сообществе. К слову, поэтому там востребован перформанс, а у нас нет. 

Да, считается, что в крупных городах прыгают «выше, дальше, быстрее», но и время там бежит наперегонки с конкуренцией, об этом тоже забывать не стоит. Твои мозги должны работать в разы быстрее и напряжённее. 

Что же до меня... Впрочем, мы сейчас затронули тему уже не искусства в чистом виде и даже не категорий «спроса-предложения», а расстановки приоритетов лично для художника. Что он предпочтёт: постоянное ускорение в попытке догнать те самые тенденции и стать востребованным или развиваться в своём собственном ритме? Первый вариант часто чреват отказом от того, к чему душа лежит, в угоду актуальности, ведь хороший художник далеко не всегда означает коммерчески успешный. 

Конечно, есть люди, по характеру и мироощущению — бегущие, им как раз комфортнее в мегаполисах, там они реализуют себя, не ломая и не ломаясь. Очень удачное сочетание, я считаю, потому что давить свои творческие порывы — настоящее преступление. Главное — оставаться собой и не терять лицо в любой ситуации.

Мне тоже повезло. Это же классно — жить, любить, растить детей, работать там, где легко и радостно. Вообще, один из ключевых моментов — понять, где у тебя всё получается не ценой отказа от своих стремлений, а с улыбкой, хорошим настроением, желанием сделать приятное близким. Твой микромир не должен вытягивать из тебя силы до истощения, наоборот, его цель — давать импульсы, подпитывать, побуждать к созиданию. 

— Микромир здорово помог тебе с названиями, они удивляют поэтичностью и юмором.

— Это не менее ответственная часть творческого процесса. Родители не дают ребёнку первое пришедшее на ум имя, выбирают, спорят, размышляют. Каждая картина для художника — тот же ребёнок.

Я взял за правило не спешить с названием, пусть оно придёт само. Так лучше, правильнее и честнее перед тем, кто создавал, тем, что создано и тем, кто это созданное будет воспринимать. То есть перед самим собой, работой и зрителем. Все три субъекта творческого процесса взаимосвязаны и способны влиять друг на друга, формируя арт-пространство. 

— То есть для тебя выбор названия предполагает особую степень ответственности?

— Разумеется! К тому же «имя» должно быть максимально ёмким и точным, иначе образность работы потеряет в достоверности. Мне часто говорят о «сложносочинённости» моих названий (у меня сейчас вообще период «гиперболизации», образной многослойности), но поверь, это не дань оригинальности, моде или стремлению выделиться. Я не выпендриваюсь, не пытаюсь эпатировать. Словесная многогранность — способ мыслительной мотивации, чтобы люди попробовали увидеть отсылку к своим индивидуальным ассоциациям. Ты даёшь повод порассуждать, копнуть поглубже.

Моя задача как художника — не просто предоставить к просмотру собственные образы и сюжеты, а побудить людей выйти из круга привычного, регламентированного, чтобы мыслить иначе, свободнее, яснее. Арт-процесс тем и значим, что правильного и ошибочного ответов там нет. 

P.S. Взгляд «из космоса», перетекание форм — Вадим не копирует, а трансформирует реальность. Сейчас она такая, а через мгновение уже иная, и не уловить ту границу, где заканчивается одна и начинается другая. Словно песчаные дюны, текучие как само Время, неподвластное никому, кроме художника, изящного колориста «крайних состояний», оставляющего нам бескрайнюю свободу восприятия своих миров. 


"Художник и зритель дарят друг другу самое ценное — своё время, основное мерило всего, потому что это невосполнимая категория" 

Вадим Колобовников


"Если внимательно вглядеться в центр Вселенной, там можно увидеть только холод. Пустоту. Вселенной в конечном счёте нет до нас никакого дела. И времени нет до нас никакого дела. Вот почему мы сами должны заботиться друг о друге".

Дэвид Левитан


"Мы мечемся с всё возрастающей скоростью в крохотной тесной Вселенной, переполненной просроченными желаниями и отложенным на завтра счастьем"

Илья Кормильцев

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных