lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
9 ноября 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
История 

Ярмарки местного значения

09.11.2015 "ЛГ:итоги недели". Виктор Елисеев
// История
Иван КУЛИКОВ «Ярмарка»
Иван КУЛИКОВ «Ярмарка»
Станция Добринка в 1869-1870 годах. 
Фото хранится в музее железнодорожного 
транспорта в Санкт-ПетербургеПо данным 1878 года, в Усмани и уезде уже насчитывалось двадцать ярмарок, в том числе восемь крупных с привозом на сумму 871 тысяча рублей и продажей – 500 тысяч рублейКупец А. К. Морозов со своей семьейП. Ковалевский «Конская ярмарка»

Торговать на Руси умели и любили всегда. Ярмарки были настоящими праздниками с шумным весельем, угощеньем и… огорчением. Тут уж никуда не денешься – и обманывали народ, и обворовывали. Такие вот издержки


К сожалению, место и время первой ярмарки, прошумевшей на добринской земле, неизвестно. Информация эта стёрлась во времени. Но поскольку самым старинным населённым пунктом района является Талицкий Чамлык, история его рождения относится к началу XVIII столетия, можно предположить: именно здесь прошла первая ярмарка.


Привезли-продали


По данным 1843-1846 годов, среди двух городских ярмарок в уездной Усмани встречаются сведения о ярмарке в Талицком Чамлыке, которая собиралась 30 июня по старому стилю.


В 1843 году на Талицкую ярмарку привезли товаров на 3689 рублей, а продали всего на 1269 рублей. Через год привоз увеличился – 3917 рублей, а реализация уменьшилась – 1225 рублей. Более-менее удачным выдался 1846 год – на ярмарку в Талицкий Чамлык доставили товара на сумму в семь тысяч рублей, а продали на пять тысяч
рублей. То есть предложение – в России производили всё, что можно себе представить – очень сильно опережало спрос.

В начале 70-х годов XIX века на добринской земле уже проводилось несколько ярмарок: две Косьмо-Дамианские и Воздвиженская в Талицком Чамлыке, в Новочеркутино – Троицкая, в Нижней Матрёнке – Воздвиженская, в Тихвинке – Покровская, в Ивановке, она тогда находилась в Липецком уезде, – Предтеченская ярмарка.



Ярмарочная конкуренция


Во времена оные инициаторами проведения ярмарок были сами крестьяне и, конечно, помещики.


В сентябре 1868 года в уездное земство обратилась генеральша Анна Ильинична Мазараки, владевшая имением при селе Хворостянка. Она просила разрешения открыть еженедельный базар по субботам и две четырёхдневные ярмарки – Покровскую с 1 по 5 октября и Варваринскую со 2 по 6 декабря. Но против учреждения предложенных генеральшей ярмарок выступили опекуны над имениями князей Голицыных. Надо полагать, князья не хотели иметь у себя под боком конкурентов – в Новочеркутино, где было владение этого рода, собиралась своя ярмарка и базар. Земство помещице отказало, чтобы не подрывать торговлю в Новочеркутино. Депутаты порекомендовали Анне Ильиничне Мазараки выбрать для торговли другие месяцы.


В  1870 году крестьяне деревни Доб­ринской (ныне райцентр Добринка), входившей в состав Талицкой волости, ходатайствовали об открытии в их селе Введенской ярмарки – 21 ноября. Одновременно с ними крестьяне Лебедянских Выселок (ныне село Лебедянка) Березнеговатской волости попросили устроить две ярмарки – Михайловскую с 7 по 10 ноября и Сретенскую с 1 по 4 февраля. В этом же году «доверители» князей Голицыных также обратились в земство об открытии в Новочеркутино ещё одной  трёхдневной ярмарки – Михайловской. В этом случае земство решило вопрос по справедливости – открыть ярмарку в Добринке и одну в Лебедянке.


В 1870 году Талицкое волостное правление представило в земскую управу прошение крестьян, в котором они ходатайствовали об открытии в  их селе базара по воскресеньям и трёх ярмарок – 2 февраля, 1 октября и на Преполовение (отмечается на 25-й день по Пасхе). Народ рассчитывал проводить эти ярмарки в течение целой недели.


По данным 1878 года, в Усмани и уезде уже насчитывалось двадцать ярмарок, в том числе восемь крупных с привозом на сумму 871 тысяча рублей и продажей – 500 тысяч рублей. По сведениям за 1886 год, самые крупные ярмарки по товарообороту были в Добринке, Нижней Матрёнке, Новочеркутино, Талицком Чамлыке.


Согласно «Ведомости базарным и ярмарочным площадям Усманского уезда» ярмарочная площадь в Нижней Матрёнке в 1878 году составляла одну десятину. Привезённый на продажу товар оценивался в 325 рублей (продано на сумму 162 рубля).


В  1894 году  в городе Усмани проводились две ярмарки, а в сельской местности – четырнадцать. Привоз на них составил 1132 тысячи рублей, продажа – 271 тысячу рублей. В 1902 году, согласно статистике, в городе и уезде  насчитывалось уже двенадцать ярмарок с привозом на 518 тысяч рублей и продажей – 250 тысяч рублей.


Добринка в это время становится крупнейшим торговым центром. В 1902 году отсюда было отправлено 22300 пудов живой птицы и 8300 пудов битой птицы, 22 тысячи пудов куриных яиц. Кстати, крупным поставщиком птицы и куриных яиц был Малахов двор – своего рода компания братьев Малаховых из Талицкого Чамлыка. Из Добринки, где было своё зернохранилище на 30 тысяч пудов, ушло примерно 1800000 пудов грузов, преимущественно хлеба.



Торговцы


Крупными торговцами в Добринке считались Фёдор Аркадьевич Ушаков, Павел Самойлович Копелевич, Михаил Тимофеевич Костомаров, Михаил Антонович Чепуков, Михаил Николаевич Логунов, Михаил Павлович Сорокин, Григорий Иванович Горбачёв, Павел Филиппович Логунов, Илья Гаврилович Буданцев. В селе Чуевка (ныне входит в состав Добринки) в торговых делах верховодил купец Василий Дмитриевич Фёдоров, основавший в начале XX века табачно-махорочную фабрику в Усмани. Василий Дмитриевич не жалел денег на строительство Никольского храма. Был награждён медалью за усердие.

Торговали в Добринке и евреи, с которыми постоянно воевали русские купцы. Евреев обвиняли в разных «преступлениях», вплоть до жертвоприношений. Чтобы очернить своих конкурентов в глазах властей, русские торговцы слали на имя губернатора разные жалобы и доносы.



Закат


В начале двадцатого столетия ярмарочная торговля стала постепенно затухать. Сборник-календарь Тамбовской губернии за 1903 год отмечал: «Ярмарочная торговля в Тамбовской губернии с проведением в ней целой сети железных дорог, облегчивших торговые сношения местного населения, из года в год начала всё более падать и заменяется лавочною  торговлей. Из существующих же ярмарок некоторое значение в экономическом  отношении продолжают ещё удерживать лишь городские, производящие преимущественно оптовую торговлю, сельские же ярмарки, за малым исключением, существуют почти для крестьянского населения и являются  поэтому местом продажи и купли, главным образом предметов, необходимых  в сельском быту. Наиболее значимы и важны конские ярмарки…». 


Ярмарка глазами писателя


Что же раньше представляла собой ярмарка? Её красочно описал писатель, неоднократно посещавший наш нынешний район и бывавший в уездной Усмани Александр Иванович Эртель. В романе «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги» есть такие строки: «Вот длинный ряд холщовых и рогожных навесов. Толпятся бабы со свёртками холста… Рядом словно цветник волнуется, это – красный ряд. Жёлтые, зелёные, алые, пёстрые, малиновые, голубые платки – то отливают, то приливают в просторные балаганы, где прилавок гнётся под грузом ситца, где рябит в глазах от «узоров» и «рисунков», где до хрипоты, до ярости выбиваются из сил краснорядцы, обольщая добротой, дешевизной и модностью своего товара. Такой же цветник переливается в галантерейном ряду: иголки, булавки, зеркальца, перстеньки, бусы, мыло, белила, всякая дрянь, столь соблазнительная для женского пола, раскидана  на столах, разложена в скверно сбитых лавчонках. В панском ряду меньше шума и меньше яркости; там продавцы учтивые, благоприятные и скользкие, как лини с манерами; там сукна, шелка, драп, кашемир, бахрома, стеклярус… В десяти шагах – громыхание железных полос, лязг жести, удар молота, пронзительный  звук пилы, брошенной в воздух, божба, ругань, крики. Квас, сбитень, груши, селёдки, лук вопиют о себе нестерпимо звонкими голосами». Интересно и то, что в так называемом «панском ряду» продавали ткани и в конце XIX–начале XX века. Для купцов и дворян торговец на  ярмарке предлагал «панские товары» – шёлковые, шерстяные, бумажные, суконные ткани, меховой и пушной товар. А для простого люда предназначался так называемый «чёрный товар». Был ещё и «красный»товар. Он обозначал материал для одежды, который покупался на меру длины и фактически совпадал по значению с «панским» товаром. 


Из воспоминаний старожила


По воспоминаниям старожила села Талицкий Чамлык Анастасии Андреевны Окороковой, ярмарка в селе проходила, со слов её матери, таким образом. 27 сентября в самом центре села собирались селяне. Сюда приезжали подводы с товарами из близлежащих сёл, из соседнего Бобровского уезда Воронежской и Тамбовского уезда Тамбовской губернии. Там, где сейчас расположен детский сад, устанавливали карусель, вручную раскрашивали её, украшали лентами и бубнами. На ярмарке шла бойкая торговля скотом, продуктами, изделиями из кожи, керамикой. Детям покупали сладости и свистульки. Одевались селяне празднично – мужчины в белые рубахи и суконные кафтаны. На голове – картуз. Женщины были ещё наряднее – юбки из шерсти, шёлка или атласа, украшенные лентами. Многие  в блузках из белого батиста, сатина с кружевными рюшками и тесьмой. Модными головными уборами были газовые шарфы и шелковые платки. Жители нашего села могли позволить это, ибо считались самыми зажиточными в уезде. Молодёжь на ярмарке приглядывала себе женихов и невест.


Конные торжища


Славился наш  Добринский район и своими конными, или, как тогда называли, «конскими» ярмарками. Среди селений, где проводились такие торжища, выделялись Ивановка и Талицкий Чамлык. В 1892 году, согласно Обзору Тамбовской губернии, в Усмани и уезде одновременно проводились и конные ярмарки. В городе на две такие ярмарки было приведено 2700 лошадей, а продано 1500 коней на сумму 120 тысяч рублей. А в уезде в этот год прошли семь ярмарок – в Мордово, Полетаево, Княжей Байгоре, Демшинске, Новочеркутино, Талицком Чамлыке, Нижней Матрёнке. На эти ярмарки было приведено 9220 лошадей, а продано около 6 тысяч на сумму 510 тысяч рублей. Средняя продажная цена лошади – 80-85 рублей. 


Цена на лошадь зависела от неурожаев, которые, к сожалению, приводили к падежу животных. В засушливом 1876 году крестьяне были вынуждены не только разобрать хлеб из запасных магазинов, но и снять солому с крыш, чтобы прокормить скотину. Стоимость сена возросла в несколько раз. Если до 1876 года один пуд сена стоил 15-20 копеек, то в 1876 году его цена подскочила до рубля. Скот продавали за бесценок. Рабочую лошадь можно было купить за три рубля, а годовалого жеребёнка – за 30-60 копеек.


В 1891 году губерния и уезд особенно пострадали от голода. Специальный комитет по борьбе с голодом, который возглавлял цесаревич, будущий император Николай II, был вынужден закупать рабочих лошадей и направлять их на Тамбовщину. 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 19 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Такие «свидетели» нам не нужны

Кирилл Васильев // Общество

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх