lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
3 ноября 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Корни единения

03.11.2015 "Липецкая газета". И. Неверов
// Общество
Коллаж Николая Черкасова

Накануне отмечаемого 4 ноября Дня народного единства на имя главы администрации Липецкой области Олега Королёва поступила телеграмма от Президента России Владимира Путина.


«Этот праздник уходит своими корнями в глубь веков, знаменует преемственность традиций народного единения и сплоченности. Сегодня мы отвечаем на сложные вызовы современности, черпая силу в истории России, в делах и заветах наших предков. По праву гордимся их ратными подвигами, трудовыми свершениями, искренним стремлением верой и правдой служить Отечеству», — говорится в поздравлении Президента Российской Федерации.


С предстоящим праздником Олега Королёва и всех липчан также поздравили Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, руководители Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов. Руководители государства пожелали Олегу Королёву и всем жителям нашего региона успехов, здоровья и всего самого доброго.



Для кого-то День народного единства уже праздник, который стоит отмечать искренне и осмысленно. Для кого-то еще не праздник, поскольку человек плохо осведомлен о его исторических корнях и нравственной сути.


Одни не могут примириться с тем, что четвертое ноября стало красной датой в календаре, чтобы отодвинуть в сторону, заслонить и заменить главный советский праздник седьмого ноября. Другие недоумевают: а что, собственно, произошло в тот день далекого 1612 года, о чем необходимо хранить память четыре века спустя? В конце концов, гарнизон польских захватчиков бежал из русской столицы не четвертого, даже не пятого числа, а через двое суток. Третьи уверены: с не меньшим основанием символом национального единения можно считать и победу над Наполеоном, и разгром гитлеровских захватчиков под Москвой холодной зимой 1941—1942-го…


Масла в огонь подлили поляки. Дескать, учредив новый праздник, русские продемонстрировали вопиющее недружелюбие к их стране. Это обвинение в полонофобии звучит парадоксально на фоне откровенных русофобских настроений в самой Польше. Когда там оскверняют могилы советских воинов, ломают памятники освободителям Варшавы и Кракова, ничего страшного и кощунственного в том не усматривается. Зато поминать, например, о вероломных попытках Речи Посполитой посадить на трон русских царей своего ставленника, истребить на Руси Православие, о варварском сожжении Москвы — верх нетолерантности.


В общем, поводов для дискуссий хоть отбавляй. Азартнее всех спорят не слишком хорошо ориентирующиеся в истории политики и журналисты. Не зря Мопассан иронизировал касательно последних: журналист мало что знает, но обо всем пишет с большим воодушевлением.


Вот почему в канун Дня народного единства «ЛГ» обратилась за комментариями к серьезным ученым-историкам, привыкшим анализировать факты, а не повторять поверхностные пропагандистские банальности. Слово — Вячеславу Фомину, доктору исторических наук, профессору, заведующему кафедрой отечественной истории Липецкого государственного педагогического университета.


— Каким бы ни был первоначальный импульс, День народного единства нельзя воспринимать как противовес седьмому ноября. Назовите революцию Великим Октябрем или октябрьским переворотом, но значение ее для судеб России и мира невозможно приуменьшить. Последствия революционной ломки, революционных преобразований масштабны и неоднозначны. Однако я не думаю, что без них жизнь человечества была бы лучше, счастливее, справедливее. Скорее все-таки наоборот.


Теперь о приближающемся Дне народного единства. По инерции его считают новым праздником. Это не так. Насколько мне известно, среди экспертов, которых попросили предложить какое-либо крупное событие минувшего в качестве символа объединения всех сословий, всего народа, был возглавлявший тогда Институт российской истории авторитетный ученый Андрей Николаевич Сахаров. Мне повезло в ту пору работать под его руководством. И он обратил внимание на праздник в честь Иконы Казанской Божией Матери, испокон веков входивший в церковный календарь. Естественно, Сахаров был в курсе, что Икона эта особо почиталась патриотами-ополченцами князя Дмитрия Пожарского, русскими людьми, что осенью 1612-го находились на подступах к Москве, где в Кремле засели три тысячи иноземцев.



В своем стремлении изгнать оккупантов воины уповали на помощь и покровительство Божией Матери, поэтому с ее иконой и шли освобождать Первопрестольную.


И так случилось, что как раз в четвертый день ноября ополченцы предприняли героическую и успешную атаку на Китай-город. А это — центр Москвы, Зарядье, Красная площадь. Им пришлось нелегко. Поляки ожесточенно оборонялись. Китай-город тогда представлял собою, как мы сегодня бы сказали, укрепрайон, обнесенный мощной стеной, которую не пробивали пушечные ядра. И все-таки был взят верх над интервентами. То есть речь идет об узловом моменте, о решающем шаге к прекращению Смуты, раздрая, безвластия или, по страшному и горькому выражению современников, «Московского разорения». Так что не надо спрашивать, какому событию мы отдаем дань памяти четвертого ноября.


И еще: если польские соседи на нас за это в обиде, то зря. Наши предки сражались не столько против поляков, сколько за возрождение русской государственности. А к тому времени она была подорвана, все ее скрепы сломаны. Что предшествовало «Московскому разорению»? После семисотлетнего правления прервалась династия Рюриковичей. Основать новую царскую династию законно избранному Земским собором Борису Годунову оказалось не суждено. Против него было всё: бояре, крестьяне, иноземцы, зарившиеся на русские территории, сама природа. Приключились страшные неурожаи. Вообразите себе: в августе ударили такие морозы, что реки встали. Настал голод («глад велий»). Население вымирало. Недовольство нарастало. А за Годуновым не было авторитетных предков, у него не было сакральной ауры, защищавшей его род, его власть.


Неудивительно, что за рубежами России уже при его жизни почуяли запах добычи. Несмотря на заключенный Годуновым двадцатилетний мир с Речью Посполитой, тамошняя честолюбивая, жадная шляхта вынашивала планы захвата российских земель. И не случайно паны приветили Лжедмитрия, готовя свою кровавую авантюру. Не дремали и шведы. Им тоже не терпелось отхватить свой кусок пирога. Предав союзнический долг, они стали захватывать и грабить северозападные русские города: Новгород Великий, Псков и другие. А поляки осадили Смоленск. Но он держался двадцать один месяц. Смоляне погибали, однако не сдавались.


Зато в Москве нашлось немало знатных бояр, жаждавших шкурной выгоды и готовых предать свою страну, свой народ да и свою веру. Власть зашаталась, и они сочли, что руки у них развязаны. Эти люди изменяли, предавали, продавали и продавались, примыкали то к одному, то к другому лагерю, служили любому авантюристу, самозванцу, на чьей стороне фортуна. Именно они открыли врагу ворота Москвы.


Но что поразительно: государство фактически уже уничтожено, а в глубинах народного самосознания жило убеждение, что его надо спасать и восстанавливать! Вот у Маркса и Ленина государство определяется как аппарат насилия, принуждения, угнетения. Пусть даже так. Однако простые русские люди чувствовали: не будет государства — не будет ничего: ни России, ни ее народа, ни Православия. И весь груз ответственности, все труды и жертвы взвалил на свои плечи народ, собирая силы для отпора и захватчикам из-за рубежа, и собственным предателям, разбойникам, проходимцам.


Здесь я подчеркнул бы два принципиальных обстоятельства, говоря о русских, объединившихся для спасения Отечества и государства, жертвовавших последним, не жалевших себя, я имею в виду не только русских по крови. Наше государство всегда было многонациональным, но единодушным. И в час величайших испытаний рядом со славянами встали татары, мордва, чуваши и другие народы. Потому как они тоже верные дети России, ее граждане. Они дорожили ее самостоятельностью и свободой. И до них, как и до православных, доходили призывы митрополита Гермогена: «Идти на Москву и страдати до смерти». Гермогена услышали. За патриотизм и непреклонность враги до смерти замучают его голодом, а потом он по праву станет русским святым.


И второе. Безусловно, на долю России не единожды выпадали тяжелые потрясения, когда все держалось на волоске. Так было в 1812-м году, когда московские мостовые топтали сапоги чужих солдат, так было в начале Великой Отечественной войны. Но государство, власть тогда оставались прочными. Они и выступали организаторами сопротивления врагу. А вот в эпоху Смуты «верхи» изменили своему долгу. И народ боролся один, он самоорганизовывался, находил средства для создания ополчений, выдвигал собственных лидеров и военачальников, преодолевал разобщенность.


В этом заключается своеобразие, если хотите — уникальность пережитого страной в начале семнадцатого века, в этом величие и сила подвига, уроки которого нам завещаны как самое бесценное достояние.


А польские обиды и претензии... Это результат комплексов, которые сформировались на протяжении столетий. Польша, к сожалению, с ними носится, их лелеет. Перед нею, получается, все виноваты, а Россия — больше всех. Но если по примеру наших польских соседей мы начнем загибать пальцы, подсчитывая, в чем они грешны перед нами, то еще неизвестно, у кого обид наберется больше. Только мы этого не делаем. Не считаем мы и сколько раз приходили в самых отчаянных ситуациях на помощь славянам, которых привыкли считать братьями, да и неславянам тоже. А они сперва трогательно благодарили, встречали как спасителей, освободителей, а после предавали, присоединяли свои голоса к тем, кто объявлял Россию центром мирового зла, страшной, бесчеловечной империей, врагом цивилизации.


Между тем в этой империи ни один народ, который мы как будто бы колонизовали, не ушел из исторического бытия. Напротив: все народы, нации и в государстве Российском, и Советском Союзе с помощью русских развивали свою культуру, экономику. Никто не разделил участи американских индейцев в резервациях. А разве случайно сербы до сих пор видят в нас опору и защиту? Знаете, какая там есть поговорка? Бог на небе, Россия на земле.


Но это уже другой сюжет. Хотя и он по-своему связан с темой народного единения.


Другим моим собеседником стал Леонид Земцов, тоже доктор наук, профессор педуниверситета. Но так сложилось, что поговорить с ним нам удалось совсем коротко. Тем не менее он, долгие годы изучающий различные аспекты крестьянской жизни, обратил внимание на тот нравственный фундамент, который был опорой российской государственности.


— Во второй половине девятнадцатого века ученые и публицисты активно обсуждали проблему власти, ее происхождения, ее достоинств и пороков. Один знаменитый историк написал, что власть на Руси якобы укреплялась вопреки воле народа. Но он был не прав. Что, в частности, подтвердили и события 1612 года. За сильную власть, за крепкое государство выступил, прежде всего, крестьянский мир. Община. И это закономерно: община была неотъемлемой частью государственного устройства России и нуждалась в строгом порядке, в мироустройстве, придающем надежность и смысл ее существованию. Исповедуя коллективистские начала, законы общежития, крестьянская Россия, в отличие от Запада, испытывала потребность в единении. Коллективизм, единение — таковы ментальные предпочтения русского человека. Это и стало основой, благодаря которой Смуту удалось преодолеть, не позволить превратить Россию в нечто совсем иное, окатоличить, бросить под ноги завоевателям.


Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 24 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: -5 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Постигая Бунина

Владимир Михайлов
// Культура

Ликбез для велосипедистов

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Образование

«Спасибо, что не бросили...»

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru
// Власть

Даже с самолета можно разглядеть

Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru
// Сельское хозяйство

Успех начинается с «Согласия»

Виктор Манаенков
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 



  Вверх