lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
2 ноября 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Живые образы игрушки (фото)

02.11.2015 "ЛГ:итоги недели". Татьяна Щеглова
// Культура
Фоторепортаж Николая ЧЕРКАСОВА

На Всероссийском фестивале народной игрушки призовые места заняли мастера из Липецка. Свои игрушки на фестиваль привезли 150 мастеров из 32 регионов России, включая республики Дагестан, Крым, Башкортостан, Мордовия, города России – от Краснодара до Омска. Помимо конкурса состоялись мастер-классы, творческие лаборатории, презентации, выставка-ярмарка для гостей, а также «круглый стол» по проблемам и перспективам развития народных промыслов.



ФОТО




От глины и до бересты


Конкурсанты состязались в нескольких номинациях: глиняная игрушка, текстильная кукла, игрушка из растительных материалов, из дерева, из бересты, из войлока. Наибольшее число участников было зарегистрировано в «глиняной игрушке». Соответственно, внимание публики и зрителей в большей степени сконцентрировалось на этой номинации, в ней же развернулись жаркие конкурсные баталии.


Первое место поделили основатель Центра романовской игрушки Виктор Маркин (село Троицкое) и Елена Смолеевская (город Липецк)


Надо сказать, Елена Геннадьевна пользуется большим авторитетом в кругу профессионалов и ценителей народного искусства. Известный коллекционер глиняной игрушки Александр Быков, член жюри фестиваля, выразил своё мнение: «Елена Смолеевская подняла народную традицию на уровень высокого искусства».


Мы попросили Елену Геннадьевну, народного мастера России, члена Союза художников РФ, преподавателя ЛГПУ (кафедра декоративно-прикладного искусства), прокомментировать форум, выделяя наиболее важные акценты и имена.


– Фестиваль получился праздничным, красивым и ярким. В пространстве областного выставочного зала были сконцентрированы выставочные и ярмарочные площадки, выделена зона для выступлений и презентаций. Мастера привезли свои лучшие работы. Объединяло всех чувство сопричастности к общему делу сохранения традиций в их разнообразии.


Лично для меня самое главное при подведении итогов фестиваля – «официальное» признание «ветви Гункина» и его учеников в истории развития промысла романовской игрушки.


Уже давно благодаря Виктору Васильевичу Маркину утвердилась и расцвела современная романовская игрушка, в большей степени опирающаяся на музейное наследие промысла, на работы безымянных мастеров и творчество Ивана Павловича Митина. Это правильно и замечательно. Но так сложилось, что в 1970–1980 годы никто из потомственных мастеров-игрушечников не работал, а был только Гункин–гончар, оказавшийся ещё и талантливейшим игрушечником. Многие не знают, что именно он «вернул» в промысел архаичные крестьянские сюжеты (среди них «Жаворонок»), переодел куклу в романовский костюм – создал «романушку», работал творчески, изобретая новые сюжеты. Иными словами, подхватил знамя угасшего промысла.


Мне повезло не только научиться у мастера основам традиционной формы игрушек, но и получить творческий импульс, усвоить состояние игры в процессе создания игрушки.


Третье место на конкурсе получила липчанка Анна Ширшова, студентка ЛГПИ, моя ученица. Про неё вот так сказали: «Живой автор с живой игрушкой». Для меня призовое место Анечки – полный сюрприз и большая радость. Она первый раз участвовала в конкурсе и, как говорится, сразу – в дамки. Это подтверждает правильность нашего пути.



Шесть Львов Николаевичей


Участникам фестиваля предложили подготовить и выставить работы по двум направлениям: «Традиционная глиняная игрушка» и «Литературные образы в традициях игрушек». С первой номинацией всё понятно. Елена представила известные сюжеты: «Мужик с медведем борется», «Олень с мужичком на рогах», «Козёл», «Пара на лошадке», «Мужик с медведем», «Пахарь», «Индюк». Это, как говорится, классика жанра, все фигуры выполнены «по Гункину»: выдержаны форма и цвет свинцовой поливы.


Готовясь ко второй номинации, Елена вылепила Льва Толстого в традиционных вариантах: «Лев Толстой пишет», «Лев Толстой с женой» («Пара»), «Лев Толстой с книгой», «Лев Толстой – пахарь», «Лев Толстой – всадник на коне»… Но наибольший интерес у посетителей и членов жюри вызвал сюжет «Лев Толстой в кресле с собачкой». На эту лирическую композицию сразу нашлись покупатели. Но Елена расстаться с нею так и не решилась.


– Самой очень нравится, надо ещё додумать, домыслить... – считает она.


Кстати, когда один из членов жюри спросил: «А почему именно Лев Толстой?» – Елена бодро ответила: «На словах он – Лев Толстой и на деле – Лев Толстой». А там уж, дескать, понимайте, как знаете. Думаю, очевидно, что в Год литературы обращение к персоне великого русского писателя обусловлено не только тем, что именно в Липецкой области находится станция Астапово (ныне Лев Толстой), где знаменитый писатель окончил свои дни, но и давним воплощением его образа Иваном Павловичем Митиным в стиле романовской игрушки.


Рядом с пишущим Львом Толстым художница представила фигуры героев его литературных произведений: Анну Каренину, Хаджи Мурата, Наташу Ростову и Пьера Безухова. Из сказочных персонажей – Ивана-царевича на Сером Волке, а также харизматичных и очень узнаваемых Дон Кихота и Санчо Панса.


Что удивило Елену Смолеевскую на этом фестивале, о чём заставило задуматься?


– Мне очень понравилось, что есть ещё династии, – рассказывает она. – Когда народный промысел, глиняная игрушка, является семейным занятием, это великолепно. Наглядный пример – семья Орловых из Тулы, занимающаяся филимоновской игрушкой. У них преемственность в несколько поколений, они работают, сохраняя традиции, и привносят своё, новое. Во времена СССР, когда многое в русских народных промыслах было утрачено, перед мастерами стояла задача «собирать и сохранять». А сейчас, через несколько десятков лет, появилась новая цель: «сохранять и развивать» промыслы.


Порадовала своим творчеством Ольга Андреева – неистощимая фантазёрка. Её композиции в традиции городской тульской игрушки «12 стульев» и «Шерлок Холмс» – верх юмора и элегантности.



Цеглик-Цацик


Знающие люди подсказывают: в наше время в любом жанре важна легенда, история – это, если угодно, тренд.


– Летом этого года я была на Кубани в станице Холмская, где проходил фестиваль, – вспоминает Елена. – И один из мастеров глиняной игрушки, Анатолий Иванович Квашин, рассказывал, что его бабушка лепила глиняные фигурки за «балачкой» (от слова «балакать» – «рассказывать»). Делала она это с любовью, рассказывая внуку сказки и населяя их общий мир новыми персонажами, вспоминала забавные истории, услышанные от предков, что-то сочиняла сама.


Традиция глиняной игрушки на Кубани практически не сохранилась. Но за такими сезонными «балачками», которые, как правило, случаются после сбора урожая, оживают старинные милые образы и появляются новые, помогающие жить и творить. В том числе Анатолий Иванович поведал нам историю про «Цеглика-Цацика». (Это глиняный человечек, или дух глинища, помогающий мастерам в их ремесле). Или взять хотя бы услышанный сказ про Гончара, который летал в Париж на своём горшке – диво дивное, расчудесное!.. Хорошо, что есть люди, желающие вернуться к своим корням через изучение фольклора.



«Сладкая парочка» в режиме он-лайн


Один из конкурсов фестиваля предстал перед зрителями в формате он-лайн. Тематика самая что ни на есть галантная – «Дама и гусар». За два часа соискателям надо было изготовить, каждому в своей технике (глиняная, деревянная игрушка, тряпичная кукла, «валяние» и так далее), нечто оригинальное. Неожиданностью для всех стал тот факт, что жюри отдало предпочтение мастерице, изготовившей миниатюрную брошь из войлока.



Куклы, кукуруза и интерактивные «деревяшки»


Отдел тряпичных кукол радовал глаз мастерски исполненными традиционными и авторскими изделиями. Замечательная коллекция народных кукол «Круг женской судьбы» Элины Максютовой из Уфы (Башкортостан) была отмечена денежной премией. Участникам фестиваля посчастливилось побывать на мастер-классе кандидата культурологии и известной мастерицы Марии Александровны Мишиной из Санкт-Петербурга. Мария Александровна – прекрасный художник, воплощение высшей степени профессионализма в сфере теории и практики традиционной куклы.


В номинации «игрушка из растительных материалов» работы Лианы Юсубовой (Воронежская область) из золотистой соломки первое место получили по праву. Удивительное впечатление произвели игрушки Татьяны Асановой (Краснодарский край) из непривычного для нашего региона материала – кукурузного початка и листьев, они выглядели очень тепло и привлекательно.


Деревянных и берестяных игрушек на выставке было немного, и представляли их мастера-мужчины. Кони-каталки, повозки и весёлые кораблики звали в путешествие, механические игрушки радовали хитроумным устройством. Трудно было устоять, чтобы не приобрести себе и друзьям подарки.


Наибольшее оживление на выставке вызвали работы Николая Муравьёва из Нижегородской области и Виталия Пасенко из Воронежской области. Самым активным участником фестиваля был Андрей Полежаев, проводивший занятия и игры с ребятишками.



Коммерция и вкус несовместимы?


Основная проблема промыслов – рынок. Были на выставке мастера, которые честолюбиво и, возможно, по-своему искренне пытались доказать, что если они вылепят много глиняных фигурок и ярко раскрасят их акриловыми красками, то это, дескать, отлично. Изготовят на потребу публике побольше и подешевле, и всё раскупят! Но даже неискушённый зритель чувствует, что сделано с душой, а что – нет. Наверное, этим можно объяснить опыт поколений, опыт сердца…


За круглым столом именно об этом и говорили профессионалы, члены жюри. Об ответственности мастеров за творения рук своих. О формировании потребительского вкуса. О серьёзном отношении к традиции и чётком разделении народного искусства, самодеятельного творчества и сувенирных изделий. Самая маленькая игрушка должна быть изготовлена талантливо и с любовью, с учётом свойств материала по принципу: «чем цельнее, условнее и проще, тем лучше». Она должна быть функциональна, будить фантазию, давать мотивацию к действию. Ведь что такое народная игрушка? На вид – сущая безделица, не хлеб насущный. Но есть в её образе нечто неуловимое, сверх того, что нам нужно для обычной жизни, именно то, чего не хватает для радости бытия.


….Фестиваль завершён. И его организаторы – Министерство культуры РФ, администрация Липецкой области, управление культуры и искусства Липецкой области, ОБУК «Областной Центр романовской игрушки» – надеются, что он станет визитной карточкой Липецка на культурном и туристическом поле России. Осуществится ли это? Время покажет. Но уже сейчас у наших мастеров появился мощный стимул для изучения культуры Липецкого края и дальнейшего развития. .



Марианна Обоева (г. Москва), член жюри фестиваля:

- Народные промыслы в разной степени сохранили своё аутентичное лицо (так или иначе изменилось всё, но есть эволюция, а есть и мутация, я бы это так определила).


Мы не можем помешать появлению новых сюжетов, способов декора и так далее. Но в одних случаях эти изменения убедительны, исходят из общей логики развития промысла, а в других появляются спонтанно, из одного желания удивить, выдумать что-то. Порадовало, что на фестивале было несколько мастеров, занимающихся восстановлением промыслов, уже практически утраченных. И эти люди обладают большим чувством ответственности, они внимательны к сохранившимся образцам и относятся к нашему наследию с большим уважением. Жюри постаралось дипломами отметить все такие случаи. Это была одна из точек особого внимания.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 19 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Быть первой во всем

Лицей поселка Добринка отмечает 50-летие
Ольга Шкатов, shkatovao@list.ru // Образование

Уроки Октября. Сто лет спустя

Елена Таравкова // История

Не дань моде, а просто класс

Лариса Пустовалова, larapustovalova@yandex.ru // Культура



  Вверх