lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
19 октября 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Всё, что люблю, – рядом

19.10.2015 "ЛГ:итоги недели". Татьяна ЩЕГЛОВА
// Культура
Фоторепродукции картин Нелли Бурлей автора

Пейзажи и натюрморты с натуры.


Свет и цвет


При всеобщем нашествии радикальных перфоманс, инсталляций и «цифры» особенно трогают привычные живописные подходы, получившие новое авторское наполнение. Природа – как Божий храм и наша среда обитания, фигуры людей и животных – их новое, без патологии сознания прочтение – «цепляет», становится знаком качества. Полотна художника Нелли Бурлей пульсируют светом. В её пейзажах небо и поле «прозрачно» накладываются друг на друга, туда же легко вписывается деревенский сруб, живописная линия тянется и звучит или закручивается в «вихри», и это удивительное свойство – слияние всего и во всём – даёт работам особое настроение и чувство.


Большое уважение у меня вызывает тот факт, что художник годами продолжает честно ходить на этюды и создаёт свои экспрессивные миры из нашей реальности, несмотря на то, что Малевич и Ротко, казалось, когда-то поставили на этом большую живописную точку.


Есть в пейзажах и пленэрных натюрмортах Нелли Бурлей и вольное дыхание, и неуловимая мягкость, простор и некая незавершённость. Глядя ни них, обязательно скажешь: «Да. Это моя Родина».


У художника состоялись две персональных выставки, работы хранятся в частных коллекциях России и за рубежом.



Между музыкой и живописью


Говорят, если человек талантлив, то он талантлив во всём. В теории синтеза искусств музыка, литература и художество сходятся воедино. И, тем не менее, чтобы развиваться в профессии, когда-то приходится делать выбор. У Нелли Бурлей выбор случился ещё в детстве. Она оставила музыкальную школу ради живописи.


– На занятия в первую детскую художественную школу всегда бежала с удовольствием, – вспоминает Нелли. – И если в общеобразовательной школе у меня вдруг падала успеваемость, то мама говорила: «Не исправишь оценки, значит, бросишь «художку». Это было серьёзным наказанием.


Таким же, как если запрещали читать. К чтению приобщил отец Владимир Гордеевич. По специальности он был финансист, человек эрудированный и разносторонний, в доме имелась большая библиотека. Среди широкого круга общения отца – художники, журналисты.


В Липецком педагогическом институте педагогом и дипломным руководителем Нелли стал Владимир Леонидович Злобин.


– Он сначала объяснял новую тему, а потом ставил этюдник и писал вместе с нами, это было лучшим уроком. Теперь я так же работаю со своими учениками, главное – личный пример.


Мы часто выезжали на пленэры, и там начинали писать даже те, у кого прежде не получалось. Стиль письма Владимира Леонидовича не был академичным, он прививал нам свободу самовыражения. Рисунок преподавал Рюрик Григорьевич Ломоносов, человек интеллигентный, деликатный, не оправдать его доверие было стыдно. Он побуждал к творчеству даже самых слабых учеников, тех, кто пришёл в институт не за мастерством, а, как говорится, «ради диплома». Историю искусств читала Наталья Андреевна Примкова и заложила очень системную базу, я пользуюсь ею до сих пор. Живопись преподавали Александр Серафимович Колыхалов и Татьяна Евгеньевна Жебылёва, и тоже многому научили, я очень благодарна своим педагогам.


Конечно, как и все, начинала с копирования, в период ученичества это неизбежно. Подражала постимпрессионистам – Гогену, Ван Гогу, своим педагогам. Но подражала «через себя», пропуская художественные задачи через свой внутренний мир.



Педагогическая поэма


Художник Нелли Бурлей теперь уже сама почти двадцать лет занимается педагогической деятельностью. Сначала – в общеобразовательной школе, потом – в ДХШ № 2 и одновременно с этим – в ЛГТУ, преподаёт ландшафтную архитектуру.


– Чтобы быть педагогом, надо быть подвижником, фанатом, – считает она.


И ей это удаётся. Ученики Нелли из художественной школы активно участвуют в международных, общероссийских и региональных художественных конкурсах и завоёвывают призовые места. Многие её выпускники поступили на архитектурный факультет ЛГТУ, в вузы Санкт-Петербурга и Москвы на архитектурные факультеты. Нелли дважды становилась призёром регионального конкурса «Лучшая по профессии».


При этом педагог не мыслит себя без живописи. И любит цитировать одного православного святителя: «Учить – это маленькие камушки с колокольни кидать. А учиться – большие камни на колокольню таскать». Нелли не верит в педагога-теоретика, а верит в художника-педагога, который сам постоянно пишет и учит своим примером.



Взгляд с «живописной колокольни»


– Для меня живописный пейзаж – это прежде всего пейзаж своей души, – размышляет Нелли. – Главная задача – помимо художественных красот донести до зрителя своё состояние. Мой «внутренний пейзаж» неброский, это пред­утреннее или предвечернее состояние. Любимая масляная краска – «волконскоит», с виду зелёная, зато, добавив её в любую другую, добиваешься особого «мягкого» звучания.


Любуясь красотами русской природы, Нелли любит надолго «укореняться» в одном месте. Десять лет писала пейзажи на даче у мамы в Капитанщино.


– Меня тогда все окрестные рыбаки узнавали, – вспоминает с улыбкой. – Вместе в осоке и в высокой крапиве на берегу реки Семёновки стояли. Обычный мой рабочий «прикид» – телогрейка, высокие сапоги. Мне очень нравилось там писать, взвесь воды в воздухе давала особый эффект таинственности.


Ещё семь лет – с этюдником на даче у подруги в Кривце, теперь холсты и мольберт обосновались в доме у свекрови в Кувязево. Темы неисчерпаемы, их подсказывает окружающее, утро и вечер, смена погоды, коза вдалеке, а на переднем плане в траве чайник валяется… Задача художницы, по её словам, – отсечь лишние подробности, чтобы сохранить свою идею.


Пленэрные натюрморты Нелли Бурлей чаще всего состоят из тех же предметов, что находятся в старинном доме, «живут» в той же среде. Прошлогодние подсолнухи, картошка и лук, керосиновая лампа, мясорубка, неожиданно найденный заржавленный якорь…


– Люблю цвет старого дерева, старой сосны, когда она «заветривает» и получает серую окраску, это созвучно нашему свинцовому небу, – рассказывает художник. – Очень нравится цвет сухой травы под осень, пытаюсь включить его в свои натюрморты… Мне не нужны экзотические море и горы, всё, что я люблю, находится рядом.


Как удаётся совмещать педагогическую работу, семейные обязанности и живопись? Ведь творчество требует много свободного времени, уводит от быта. Наверное, это одна из причин, по которой в профессиональном Союзе художников женщин – по пальцам пересчитать.


– Я не могу без живописи, – просто отвечает художник. – Весной, летом и осенью выезжаю на пленэры, зимой что-то подкрашиваю в работах. Вы правы. Жизнь не даёт комфортных условий для искусства, их не было никогда и ни у кого в любую эпоху. Зато искусство преображает жизнь. Это главное.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 17 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +28 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

С МИРом в Крым


// Общество

Праздник животноводов пройдет ярко

Михаил Зарников
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 



  Вверх