lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
14 октября 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Учение с увлечением

14.10.2015 "Липецкая газета". Юрий Бакланов
// Общество

Похоже, у реформаторов российского образования творческий зуд не проходит: ну очень велико желание углубить процесс получения школьниками знаний инновациями, которые, кстати, почему-то разделяют не все педагоги да и родительская общественность. Предлагается, в частности, ввести с 5-го класса изучение двух иностранных языков. Как пошутил знакомый учитель: раньше выпускники не знали один иностранный язык, сейчас не будут знать два.


Однако не стоит столь утрированно и карикатурно характеризовать планы по улучшению качества образования или пессимистично хоронить его. Тем более что согласно мировым рейтингам по качеству образования в начальной школе Россия находится на «почетном» 13-м месте в мире. А по качеству человеческого капитала — на 26-м из 124 стран, по которым составлялся рейтинг. Жаль только, что составители этого рейтинга так высоко поставили Россию, ориентируясь на показатель доступности высшего образования и количество людей с вузовскими дипломами, видимо, не ведая, что у нас их можно получить, не особо утруждая себя накоплением знаний. К такому выводу пришел не я, а специалисты Экспертного управления при Президенте РФ, которые констатировали, что во многом наши вузы дают не знания и практические навыки для работы, а некий идеальный образ профессии.


Подтверждением тому служит только что опубликованный международный рейтинг вузов, составленный британской компанией Quacquarelli symonds, согласно которому в top-200 из российских университетов и институтов попал только МГУ, расположенный на 108 месте. Первые места привычно заняли Массачусетский технологический институт, Гарвард и Кембридж. Но обращают на себя внимание небольшие страны: из 14 университетов Нидерландов 11 попали в список лучших, в соседней Бельгии из 17 вузов — 4. Даже из совсем маленьких Новой Зеландии и Гонконга — по 3. Два университета Сингапура вообще оказались на 12-13 местах, потеснив лидирующие в общем списке американские.


Может, я ошибаюсь, но невольно приходишь к выводу, что успехи в образовании в этих странах связаны с разным отношением к ученикам по сравнению с российскими школами и ранним началом обучения: в Новой Зеландии — с пяти-шести лет, в Нидерландах — вообще с четырех. Здесь решили, пожалуй, самый больной вопрос школьного образования: как поддерживать непрерывный интерес к учебе на протяжении всех 11, а то и 13 лет. Он, как говорят липецкие педагоги, начинает теряться у малышей уже в четвертом классе. И виной тому не гормональный всплеск.


Почему пропал интерес к точным наукам, и не только в России? Но у нас — особенно. О какой модернизации экономики и инновациях может идти речь, если не будет притока молодых кадров ни на производство, ни в науку? Нужны талантливые педагоги с достойной зарплатой, чтобы они получали основной доход в школах, а не за счет репетиторства. И, конечно, чтобы школьники, которые уже могут самостоятельно принимать решения, видели свою реальную и оптимистичную перспективу.


Что же сейчас? Очень меткое наблюдение сделал корреспондент одной из центральных газет в Пензенской области. Он спросил деревенских ребятишек, которые работают на подхвате у шашлычников на федеральной трассе: почему бросили школу? «А зачем? — услышал в ответ. — Вон Николай закончил институт, работает агрономом, зарплаты нет, скоро жена из дома выгонит. Братья Ивановы пришли из армии, две недели в охране в Москве проспят, две недели — дома. Сорок тыщ на карман, гуляй — не хочу!»


Наши ученые, как педагоги, так и медики, утверждают, что ранняя учеба может отрицательно сказаться на здоровье ребенка. Но почему же новозеландские и голландские университеты лидируют в рейтингах? Спросил об этом внучку, которая сегодня живет в Новой Зеландии. Сына она отдала в школу с шести лет, дочку проводила в ее день рождения в феврале, когда той исполнилось пять. В первый же день на уроке физкультуры детей учили держать ракетку для большого тенниса, на второй день — фитнес, на третий — плавание, потом — аэробика. Физкультура — каждый день. В стране — культ здорового образа жизни. Кроме физического развития — здоровое питание, чистые вода и воздух. Обязательный контроль за состоянием организма. Никаких отклонений не обнаруживается. Иначе в стране забили бы тревогу.


И школы здесь детям нравятся. По 20 учеников в классе. В начальных можно сидеть на полу, кому как удобнее. Вставать с места и ходить, если устал. Занятия проводятся в игровой форме. И никакого хулиганства. Учитель и ученики уважают друг друга. Уже в начальной школе ученики знакомятся с архитектурой, наукой, основами законодательства. Обязательны уроки музыки, танцев, рисования. Считается, что надо развивать творческие способности, которые нужны и гуманитариям, и инженерам. В старших классах — изучение социальных стандартов, практическая кулинария, искусство, криминалистика, язык по выбору. Дети не устают потому, что нет домашних заданий. После школы — время на репетиторство, сын, например, ходит дополнительно на математику в русский православный центр. Потом еще на плавание (это уже платное) и на музыку. В начальной школе детям дают возможность позаниматься разными видами спорта, чтобы каждый потом выбрал, что ему нравится. Каждые полгода родители получают Report, в котором отмечено, на каком уровне компетентности по национальному стандарту находится ученик.


Принципиальное различие от российских школ в том, что здесь сосредотачивают внимание не на недостатках, а на сильных сторонах ученика, которые и рекомендуют развивать. Больше хвалят, чем ругают.


Полезный опыт, без сомнения, надо изучать. Но без знания английского языка это вряд ли получится. Поэтому надо не критиковать инициативу ­Минобрнауки об изучении двух языков, а приветствовать, создавая повсеместно условия для учебы. Профессор экономики РЭШ Андрей Бремзен подчеркивает, что в России «катастрофически низкий средний уровень подготовки по английскому языку, без чего невозможно вхождение в число лидеров мирового образования». Именно по этой причине у нас не выполняется программа «Глобальное образование», сотни выпускников не проходят тестирование по языку и лишаются возможности за федеральный счет учиться в лучших университетах мира. В Казахстане это уже поняли, здесь подготовлено за рубежом в несколько раз больше специалистов, чем у нас.


Кто-то скажет, что это перекос, но опыт Китая и Индии, которые в ряде отраслей, в том числе высокотехнологичных, достигли лидерства, проучив тысячи студентов и аспирантов в лучших университетах, а затем открыли свои на новой основе, говорит в пользу такого подхода к современному образованию.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 18 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вместо ёлки – букет

Алёна Кашура
// Общество

Партнёров выбирают

Мария Завалипина
// Общество

Красота бескорыстного служения

Наталья Сизова
// Общество

Уроки заботы

Дарья Шпакова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Секрет на миллион. Евтягины

Марина Кудаева // Общество

Этот «страшный» Дед Мороз

Елена Бредис // Общество

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин // Общество

Под Ельцом вновь били Гудериана

Сергей Банных // Общество

Афиша

// Культура



  Вверх