lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
24 сентября 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Импортозамещение и «Липецкие воды»

24.09.2015 "Липецкая газета". Софья Вобликова
// Культура
Князь Александр Шаховской
Князь Александр ШаховскойКазенная гостиница Липецких минеральных водГлавный вход в Нижний парк

Двести лет назад — 23 сентября 1815 года — на сцене петербургского Малого театра состоялась премьера спектакля «Урок кокеткам, или Липецкие воды». Постановка наделала много шума, что невольно заставляет вспомнить и театральные скандалы последнего времени.



Но правомерно ли сравнивать споры, разгоревшиеся вокруг незатейливой, казалось бы, комедии князя Александра Шаховского и, к примеру, шумиху вокруг оперной постановки «Тангейзера» Тимофея Кулябина? Почему, читая пьесу о курортной интрижке двухвековой давности, невольно вспоминаешь горячие дискуссии участников современных ток-шоу? Корреспондент «Липецкой газеты» решил перелистать страницы старинной комедии вместе с экспертами, чтобы ответить на эти вопросы.


Наш ответ Бадам


«Действие в Липецке» — гласит ремарка в самом начале пьесы. И не случайно сценой для разворачивающихся в пьесе событий был выбран этот маленький — не более шести тысяч жителей — уездный городок Тамбовской губернии. Уже десять лет здесь действовал один из первых русских курортов — Липецкие минеральные воды.


— Решение об открытии отечественного курорта имело кроме прочих серьезные политические причины: французская революция и наполеоновские войны мешали российской знати посещать западноевропейские курорты, — отмечает заведующий отделом истории Липецкого областного краеведческого музея Сергей Ненахов. — Открытию курорта в Липецке придавалось особенное значение. Об этом говорит и назначение на должность директора Ивана Николаевича Новосильцева, брата одного из приближенных в свое время императора Александра I — Николая Новосильцева; и то, что директор курорта получил право непосредственно сноситься с Министерством внутренних дел, а тамбовскому губернатору было предписано оказывать ему всякое содействие.


Липецкие воды стали, по сути, одним из первых опытов «импортозамещения». К сожалению, уже через несколько лет правительство стало терять интерес к проекту. Власти утверждали все планы его развития, но денег не давали, рекомендуя найти их на месте. А с инвестициями, говоря современным языком, было туго. В 1823 году государство передало курорт липецкому городскому управлению. Но к тому времени, опомнившись от ужаса наполеоновских войн, российская аристократия вновь устремляется на европейские курорты — Карлсбад, Мариенбад и прочие Бады и Бадены. А Липецкие воды к середине XIX века окончательно приходят в упадок — до следующего взлета.


Однако вначале патриотический подъем в обществе еще привлекал знатных гостей на молодой отечественный курорт. Говорят, в разные годы его посещали Державин, юная Наталья Гончарова с родителями, Анна Керн, поэтесса Анна Бунина, а в 1820 году здесь побывал сам император Александр I. Разумеется, был в Липецке и автор пьесы — князь Шаховской. Выпускник благородного пансиона при Московском университете, штабс-капитан Преображенского полка, выйдя в отставку в 1802 году, он посвятил свою жизнь творчеству: написал более 110 пьес, среди которых много водевилей. Его впечатления от русского курорта звучат в пьесе из уст князя Холмского: «…Мне сестра писала с восхищеньем, что воды жизнь дают, что Липецк рай земной». Лишь граф Ольгин, который, по мнению патриота Холмского, служит образцом пустого воспитания, полученного им за границей, критикует: «Липецк не похож на то, чтоб в нем лечиться, а пуще занемочь». И именно в его словах есть упоминание о той причине, которая долгое время тормозила развитие российских курортов: «Легко ль тащиться в дормезе, по грязи, смертельных десять дней». Да, добираться до «Баденов» было намного легче и комфортнее.


«Дух русской гордости»


События комедии носят практически водевильный характер. На Липецких водах отдыхают княжна Холмская с племянницей Оленькой, родной сестрой князя Холмского, героя Отечественной войны 1812 года; его сослуживец и друг полковник Пронский; молоденькая вдова и родственница Холмских графиня Лелева и еще несколько лиц, участвующих в действии. Оленька и Пронский испытывают симпатию друг к другу, но Лелева, вскружившая головы всем мужчинам-гостям курорта, имеет на полковника свои планы. По ее мнению, именно он как нельзя лучше подходит на роль безгласного мужа, который своими деньгами поправит расстроенное состояние графини, а своим честным именем — ее репутацию в свете. Искусной кокетке практически удается осуществить задуманное, но в итоге благодаря действиям Саши, горничной Оленьки, интриги Лелевой рассыпаются в прах, и все ее поклонники видят истинное, малоприятное лицо этой красавицы.


— Казалось бы, место этой истории — на полке в архиве истории литературы. Тем более что со времени ее появления каких только негативных оценок ей не давали. Но стоит начать ее читать, как понимаешь: она очень актуальна, — говорит кандидат филологических наук, преподаватель кафедры литературы Липецкого государственного педагогического университета Александр Кондратьев. — Ведь сегодня мы переживаем, в принципе, ту же ситуацию, что и российское общество в начале XIX века. Это свое­образное «прощание» с Западом, критическое осмысление европейских ценностей.


Действительно, именно на эту тему размышляют Пронский и князь, кажется, и введенный в повествование только для того, чтобы высказать такие важные для автора мысли. Например, о том, что от чужого воспитания урона больше, чем пользы: «Пора уняться нам на многих языках за вздорное болтанье, за знание во всем поверхности одной и за презрение к стране своей родной платить землям чужим постыдные оброки».


— Нужно ли нам образование, выстроенное по западным образцам, — это проблема и сегодняшнего дня, — продолжает Александр Кондратьев. — Два века назад Шаховской был обеспокоен подменой понятий в среде молодых людей, уходом их от традиционных морально-нравственных ориентиров. Вот граф Ольгин, зараженный «европейничанием». Он либерал, видит нестыковки русской жизни и привык все ругать. Но, как говорит о нем Холмский, «он остр и иногда неглупо рассуждает, быть мог бы чем-нибудь, а сделался ничем». А все потому, что когда ему говорят «о законах русских, о пользах той земли, в которой он рожден», — он зевает. Родное ему неинтересно, он не дорожит традициями, прошлым своего Отечества. Таких Ольгиных у нас и сегодня хватает. Графиня Лелева, которую воспитала мадам из Парижа, — еще один яркий образец молодого поколения, скроенного по западным образцам, когда важен лишь личный успех любой ценой. Исконно русская же модель подразумевает совсем иное: чтобы состояться самому, нужно раствориться в социуме, быть нужным другим.


Опасность слепого копирования всего иностранного стала особенно очевидной на фоне всплеска патриотизма, вызванного Отечественной войной и победой в ней. Недаром Холмский отмечает «в обществах большое превращенье: к всему чужому страсть и к своему презренье нашел в посмешище у знатных тех людей, где прежде говорить по-русски в стыд вменяли». Даже Лелева, стараясь понравиться Пронскому, демонстрирует, что она «без памяти от русского всего», вводит штраф для тех, кто заговорит по-французски и читает историю России, правда, написанную французом Левеком. Но у нее это все показное. А вот молодежь, отстоявшая честь праотцев, освободившая Родину и Европу от наполеоновских войск, вызывает особые надежды автора, говорящего устами Холмского, что именно она «воскресит собою дух русской гордости, приличный нам во всем».


Скандальный «Урок»


Представление «липецкой» комедии князя Шаховского наделало немало шума. Как писал драматург Михаил Загоскин, «тупые эпиграммы, иронические сатиры, ругательные куплеты посыпались на автора; в них старались уверить публику, что «Липецкие воды» — дурная комедия. Упрямая публика не хотела им верить...» Бурную полемику в литературе, вызванную пьесой, Александр Пушкин назвал «Липецким потопом» и в шутку вел отсчет от года ее премьеры. «В лето 5 от Липецкого потопа»,— писал он в июле 1821 года Александру Тургеневу.


— Комедия отразила перелом в русской жизни, необходимость утверждения национального миропонимания в противовес мироперениманию. И это вызвало живую полемику в обществе. Но ее нельзя сравнивать с современными скандалами вокруг тех или иных театральных постановок, — убежден Александр Кондратьев. — Она ничего общего не имеет со спорными изысками эстетизма, которые порой демонстируют нынешние театральные деятели.


С последним нельзя не согласиться. Пусть «Липецкие воды» и не стали шедевром, как появившаяся позже комедия Грибоедова «Горе от ума», но их уроки до сих пор заставляют задуматься хотя бы над тем, почему в истории нашей страны повторяются периоды наивного восхищения всем чужеродным, «кокетничанья» с Западом и неизбежного отрезвления. А вот что останется от нынешних «шумных» постановок, вспомнят ли о них через два столетия — большой вопрос.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 23 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: -5 C°  Ночь: -3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 



  Вверх