lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
18 сентября 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Рояль в горах…

18.09.2015 "Молодежный вестник".
// Культура
Очередная победа
Очередная победаЛучше гор могут быть только горыИскусство требует времениЕлена Корнеева
со своими ученицамиМузыка нас связала

В начале августа на местных информационных порталах появилась новость: «Липецкая пианистка выступила в Альпах на высоте 1600 метров». Сразу представилась картина: сияющие ослепительной белизной величественные горные хребты, окружающие живописное плато, вековые ели, вечнозелёные кусты можжевельника, в кустах, как водится, рояль, девушка над обрывом в красивом платье с вдохновенным лицом исполняющая «Элегию» Рахманинова, и где-то на заднем плане ухоженные альпийские пейзане, блаженно жмурящиеся от эстетического удовольствия. Ну, а какую ещё картину могло нарисовать сознание современного российского обывателя, вынужденного получать представление о мире из рассылок групп «ВКонтакте» и хит-парадов телеканала RU.TV? На самом деле всё было гораздо интереснее. 


Елена Корнеева, замечательный музыкант, педагог, интересный человек, нашла несколько свободных минут в своём плотном графике и любезно согласилась рассказать «МВ» об этой запоминающейся поездке.

Странный концертмейстер

– В горы часто отправляются альпинисты, горнолыжники, пастухи, на худой конец, бородатые боевики, но чтобы пианистки… Русская девушка, играющая во Французских Альпах на фортепиано… Подобное только в поэзии Игоря Северянина можно встретить. Как и зачем вы там оказались?

 – Поехать получилось совершенно случайно. В марте этого года в Суздале проходил музыкальный фестиваль «Золотое кольцо». Со своей ученицей Соней Семёновой мы принимали в нём непосредственное участие. Один из членов жюри – пианист, композитор, профессор, доцент Московской государственной консерватории Василий Фёдорович Щербаков – обратил внимание на мою игру и предложил совершенствоваться в исполнительском мастерстве под его руководством. 

Уже после фестиваля я приезжала в Москву, брала у него уроки. В итоге было решено ехать во французский Лез-Ор, – городок в Верхних Альпах, популярный горнолыжный курорт – где ежегодно, как бы это кому-то и не показалось странным, вот уже 14 лет подряд проводится творческая школа для исполнителей классической музыки. На время из номеров местных отелей вытаскивают кровати и завозят туда инструменты. Каждый день там идут занятия с профессорами. Оттачивается исполнительское мастерство (практически все инструменты в Лез-Ор представлены) уже самостоятельно. Вечером – концерты.

– Вот. Именно эти концерты и не дают покоя воображению. В Альпах играть! Да такое, может, раз в жизни бывает! Должно быть, для такого исключительного случая вы приготовили особенный репертуар?

– Увы, действительность более прозаична. Исполнитель зачастую находится в строгих временных рамках, так что пришлось выбирать именно те произведения, продолжительность звучания которых укладывается в определённый временной стандарт. 

На этот раз играла прелюдию и фугу си бемоль минор из первого тома цикла «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, первую часть сонаты Шуберта, танго Сэмюэля Барбера. Там же сложился интернациональный ансамбль. В шесть рук – ваша покорная слуга, молодой человек двадцати четырёх и девочка четырнадцати лет, молодые французские пианисты, – исполнили романс Рахманинова. 

Там вообще весьма любопытная история вышла с моим участием в концертах и репертуаром. В Лез-Ор приехал очень талантливый скрипач, Роман Решёткин – юноша русского происхождения, который сейчас учится в Вене. Он собирался исполнять скрипичный концерт Чайковского. Француз-концертмейстер, всем аккомпанировавший, почему-то не смог это произведение сыграть. Попросили меня. Так сложился ещё один ансамбль. После двух репетиций зал услышал первую часть вышеозначенного произведения. К моему удивлению, по окончании концерта ко мне подошла девушка-француженка, и из её слов я поняла, что и она хотела бы сыграть то же самое. Странный концертмейстер только улыбался, мне же вновь пришлось аккомпанировать. Потом хитрый француз долго за мной бегал и говорил мерси. До поездки некоторое время я занималась с репетитором французским языком и попыталась объяснить человеку, что выполняла его работу, что вести себя подобным образом непорядочно. То ли мой французский был настолько плох, то ли он просто сделал вид, что ничего не понял. 

Есть чему поучиться

 – Этот хитрован-француз прямо по горам за вами гонял? В Интернете написали, что липецкая пианистка дала концерт в Альпах, на высоте 1600 метров. Вы что же, действительно, прямо на горной вершине, доступная всем ветрам, музицировали? 

 – Было бы странно расположиться музыкантам на каменистых альпийских кручах и несколько дней кряду услаждать слух местных языческих богов. Концерты проходили в помещениях, но от этого они не стали менее романтичными. 

Мы выступали в католических церквях Ёмбрана и близлежащих горных городков (всего их было четыре), находящихся на высоте 1200-1600 метров. В храмах очень хорошая, весьма чувствительная акустика, так что с педалью следовало обращаться очень аккуратно: звук и без неё тянулся довольно долго. 

Концерты проходили при полных залах. Вполне вероятно, что местные жители и туристы курсировали вместе с музыкантами. Я это поняла, потому что меня часто узнавали, спрашивали, что я на этот раз собираюсь исполнять. Видно, классическую музыку здесь любят и понимают. 

Этому немало способствует и тот факт, что творческая школа проводится здесь каждый год на протяжении уже многих лет. Как бы это странно ни показалось, интерес к мероприятию вызывает ещё и то, что состав участников год от года не сильно меняется. Другими словами, у зрителей и слушателей есть любопытная возможность наблюдать за творческим ростом исполнителей. А расти, прямо скажем, есть куда. Не без гордости замечу, что профессиональный уровень российских молодых музыкантов заметно выше остальных. Я не случайно упомянула возраст участников. Этот музыкальный форум предназначен преимущественно для молодых, но музыка, как известно вне времени и границ. Краем глаза я наблюдала за одной участницей-француженкой. С виду ей, казалось, лет семьдесят. Её очень заинтересовало моё исполнение. Женщина подошла, села рядом со мной и долго смотрела, как я играю. Так что слушать и играть во Французских Альпах есть кому.

 – В общем, вы оказались в своей стихии, получили весьма интересный опыт выступлений в залах католических храмов, перезнакомились с кучей музыкантов со всех концов земного шара. Самое время задать вопрос: ну, а культурная программа какая-нибудь была?

 – Действительно, туда ежегодно съезжаются участники со всего мира – Европы, США, Ближнего Востока и Азии, – все очень интересные люди, но времени для полноценного общения, к сожалению, не хватает. На этот раз познакомилась с замечательной скрипачкой из Боснии. Она сейчас живёт в Ницце, но очень хорошо говорит по-русски. После этой поездки, кстати, и многие французы добавляются ко мне в друзья в Фейсбуке. Теперь будем общаться, только вот язык подучу немного. 

Возвращаясь к культурной программе, о которой вы спрашивали… Проблема та же: интересно, конечно же, было бы куда-нибудь сходить, но если хочешь показать высокий уровень, следует по несколько часов сидеть за инструментом. К тому же там, в Альпах, погода меняется каждые пять минут. Тем не менее, один раз мы всей русской компанией все-таки выбрались в горы. Поднимались на подъёмнике, спускались пешком до озера Святой Маргариты. Надеюсь, в будущем программа эта может стать более насыщенной: Василий Фёдорович предлагает поступать в магистратуру. Сейчас я обдумываю это предложение. Вполне вероятно, что во Французских Альпах я стану бывать чаще.


























Беседовал Евгений КОЗЛОВ

P.S. В июне этого года Елену Корнееву отметили в администрации города Липецка в акции «Трудовая слава молодёжи». На награждении, узнав, что Лена – пианистка, ей, как это у нас водится, предложили сыграть. На скрипке. Рояля в городской администрации не нашлось. Впрочем, и скрипки тоже. Пришлось везти из дома электроинструмент. С репертуаром, правда, наша героиня немного не рассчитала: Бах и Лист явно пришлись не всем по вкусу. Посыпались предложения и вопросы: 

 – А чего-нибудь повеселее нельзя?

 – «К Элизе» вот, например, знаешь? А «Мурку»? А вот так, чтобы это теперь вместе соединить? 












Лена сыграла попурри из популярных классических мелодий. Все остались довольны, а Михаил Владимирович Гулевский очень радовался и громко аплодировал, узнавая знакомые мелодии.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 18 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +14 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика



  Вверх