lpgzt.ru - Спорт Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
17 сентября 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Спорт 

Ведь это — для мужчин

17.09.2015 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Спорт

Хамар-Дабан — звучит так же романтично и загадочно, как названия сказочных городов из повестей Александра Грина: Зурбаган, Каперна… На самом деле это горный массив на юге Прибайкалья. С северного его склона стекает один из самых крупных и многоводных притоков Байкала — река Снежная, изобилующая порогами и водопадами. По ней-то в этом году и сплавлялась команда липецких «водников».


Тому, кто никогда не интересовался спортивным туризмом, маршрут пятой категории сложности ни о чем не говорит. «Посвященный» же сразу поймет: это — для профессионалов высокого уровня, это — на пределе физических возможностей, это — с реальным риском для жизни. Именно такой маршрут и выбрали наши спортсмены. Обыватель изумится: зачем?! Такой, с позволения сказать, отдых обошелся участникам тысяч по сорок. Да за эти деньги можно было и на пляжах популярных курортов отдохнуть! Но разве плавиться под солнцем возле бассейна с бокалом виски в руке — это для настоящих мужчин? Председатель Липецкой федерации гребного слалома, рафтинга и спортивного туризма, мастер спорта по водному туризму Владимир Собетов так не считает.


— Если человек хотя бы раз сходил в самый простенький поход по той же Карелии, он вряд ли захочет иначе проводить свой отпуск. У нас были ребята, которые на следующий год ехали на курорт, но возвращались разочарованными и снова просились к нам. Но если человек прошел один порог на реке, если он испытал этот восторг, получил дозу адреналина, преодолел себя и свои страхи, ему непременно захочется попробовать себя в более сложных условиях. Ну а для этого уже нужны регулярные тренировки.


— Сейчас все большую популярность получает рафтинг. Объясните, чем он отличается от водного туризма?


— Рафтинг — это соревнования, в которых зачастую на первый план выходит гребля. Понятно, что форма соревнований более зрелищна, что победа в них «играет» на престиж области. А на туристическом маршруте зрителей быть не может, да и победа там одерживается над собой, а не над соперником. В наше время, когда особенно ценятся успех, лидерство, личные амбиции, спортивный туризм, увы, начинает уходить на второй план. Опять же, народ хочет зрелищ в виде соревнований. Хотя мы пока держимся.


— Но ведь спортивный туризм — это еще и прикосновение к дикой природе, это испытание себя именно в условиях дикой природы. Это масса впечатлений, это непередаваемые эмоции и воспоминания. В конце концов, это знакомство с родной страной…


— Безусловно, но сейчас уже начинают говорить, что при современной технике невозможно доказать, что ты там был, что ты это прошел — дескать, все смонтировать можно. Хотя кому это надо? Мы же не ради регалий ходим. Но поскольку отчетность стали ставить под сомнение, то и звания кандидата в мастера спорта и мастера спорта решили убрать. Нам, старшему поколению, это и не нужно, но для молодых-то важно. Да, природа все больше уходит из нашей жизни. Возьмите хотя бы соревнования по скалолазанию, которые теперь все чаще проходят в спортзалах на искусственных скалодромах. И тем не менее с две тысячи третьего года у нас человек по сто ежегодно выезжает на реки Кавказа, где отличная вода, интересные сплавы. Каждый год к нам приходят новые люди: где-то «сарафанное радио» сработало, у кого-то уже дети или внуки подросли, которые тоже хотят водным туризмом заниматься. Очень радует то, что у нас очень много молодежи до двадцати пяти лет.


— А как же вы финансовые проблемы решаете?


— Крутимся. Скажем, едем на Кавказ не на поезде, а заказываем автобус. Ну, и народ весь год денежки на сплав копит. Подрабатываем арендой катамаранов, чтобы было потом на что свои чинить, новые приобретать. Конечно, в советское время спортивный туризм был доступен любому инженеру, для этого и копить не приходилось. Но тогда и дорога в разы дешевле обходилась, и питание на маршруте. Даже вертолет для доставки можно было арендовать. Да и государство на это деньги выделяло. И все равно мы умудряемся даже сегодня выживать. За мизерную плату организуем маршруты. Вот в этом году пятьдесят человек в Карелию ходило, и не только новички, но и «старички», которым уже просто не хочется забивать себе голову оргвопросами. А без этого наша федерация просто не выжила бы. Те же весла постоянно ломаются, их надо покупать, катамаран за три-четыре года рвется.


— Сейчас в альпинизме практикуется такое: дядя с толстым кошельком платит большие деньги, и инструктор хоть на закорках затаскивает его на вершину…


— Такую коммерцию я не приемлю. Во-первых, это девальвация любого вида спорта. Во-вторых, капитан команды отвечает за всех головой. Я могу взять новичка с условием, что все сложные участки реки он будет обходить по бережку. Мы можем позволить ему пройти несложный порожек, поскольку будем страховать его. Но обязательно объясним, что это не он такой герой, а просто мы — профессионалы. И самодеятельным командам хочу сказать: придите, заявитесь, оставьте маршрут. Чтобы в случае чего мы хоть знали, где вас искать. А лучше — приходите к нам заранее тренироваться, овладевать техникой.


— Ну, а если все-таки затронуть тему соревнований. Они у нас проходят?


— Обязательно! Более того, у нас в районе Ельца есть уникальное место — Ольшанская плотина, по течению Быстрой Сосны, где соревнования чаще и проходят. Подобного вы ни в одном близлежащем регионе не найдете, поэтому к нам съезжается множество команд из других областей, до пятисот человек доходит. Мы там уже четыре года проводим Всероссийские соревнования по рафтингу на Кубок Черноземья. А лет пятнадцать там же проводится чемпионат области по технике водного туризма.


— Похоже, когда речь шла о поиске бренда для нашей области, вот это как-то не учли…


— Что вы, и Ольшанская плотина, и Воргольские скалы — это уже давным-давно бренд Липецкой области, который известен далеко за ее пределами. И те мероприятия, которые проходят в этих местах, надо усиленно развивать! Раз уж сама природа сделала нам такой подарок. Ведь нигде поблизости вы не найдете порога третьей категории сложности, который есть у нас. А пройти его необходимо и для того, чтобы иметь потом право на более сложный поход. Вот к нам и съезжается до двадцати команд.


— Ну, а про Хамар-Дабан подробнее расскажете?


— До начала маршрута добраться было не очень легко: после поезда ехали двумя автобусами, потом перегрузились на гусеничный вездеход, который и довез нас до Снежной. Места в Бурятии, конечно, невероятной красоты! Мы ожидали, что вода будет небольшая, но она из-за дождей поднялась, пороги стали очень мощными, по-грозному красивыми. Да, такие реки непредсказуемы. На основном пороге — Мангугольском — мы вынуждены были сутки пережидать, пока вода чуть спадет. Потом был потрясающий водопад Полет Белки. Официально он восемь метров высотой, но, когда смотришь вниз, кажется, что все двадцать. Но он вообще непроходим. Зато за ним идут два порога шестой категории сложности: Жаба и Снежинка. Первый мы прошли, а вот второй не рискнули. Нам не себя стало жалко — мы бы сумели, — но катамаран бы угробили. Там и по берегу лежали кучи искореженных рам от катамаранов. Высота у шестерочного порога метров пять, но главное, что их там целый каскад: проходишь слив, оказываешься в «бочке», где тебя крутит, потом слабый разгон — и опять «бочка» с обратным закрутом. Короче, испытание. Но мы из намеченного все прошли, кроме Снежинки. Особенно понравились два нижних кань­она: Красный и Мрачный, который заканчивается порогом Серая Ямка. Мы долго на него смотрели, чтобы тактику прохождения выбрать: там поворот крутой, скорость огромная. Проходили под таким углом, как мотоциклисты. Первый экипаж прошел, а второй потоком просто придавило к скалам, они с трудом там выскочили. Этот порог здорово запомнился. Главное, капитан заранее должен предусмотреть самые худшие варианты событий и действия команды.


— А какая там природа?


— Это не описать. Потрясающей красоты скалы, много кедра, лиственницы, но и берез хватает. А какая река! Надо видеть.


— Как бы вы сформулировали основные ваши проблемы?


— В нынешнее кризисное время про деньги я и говорить не буду. Но нам сегодня нужна полноценная областная секция, в которую мы могли бы собирать ребят не только из Липецка, но и из районов, в которой был бы тренерский штаб, занимающийся подготовкой сборных команд области. Хотя начинать готовить желательно со школьников: организовывать им тренировочные сборы, выезжать на тот же Кавказ. Но для этого нам нужна база. Все остальное у нас есть: и катамараны, и рафты, и байдарки. У липецкого водного туризма славное прошлое, так что сейчас наша задача — продолжать расти, учитывая и такие новые направления, как рафтинг.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 22 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +18 C°  Ночь: +4C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Микромир (ФОТО)

Евгения Ионова // Общество

Голубая точка

Евгения Ионова // Общество

«Елец» вернули с небес на землю

Иван Алексеев // Спорт

Недобросовестных игроков в реестре не держат

Светлана Николаева // Экономика



  Вверх