lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
7 сентября 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Всё начинается с Заново

07.09.2015 "ЛГ:итоги недели". Дарья Шпакова, фото автора
// Общество
Семья Белкиных всегда спешит из Москвы в ЗановоВасилий Иванович Лыков всю жизнь отдал железной дороге
Галина Ивановна Лыкова работала в Заново продавцомПод стук колёс со своей женой Марией Андреевной бывалый железнодорожник Владимир Николаевич Бадулин живёт уже почти шестьдесят лет. Вырастили троих детей.

На железнодорожной станции Заново в Чаплыгинском районе никакой новой жизни не ожидается. Старый колодец, несколько домиков вдоль путей, барак с выходом на платформу, где была касса, и маленький вокзальчик. Одно в этом месте каждый день повторяется заново – пролетают мимо поезда, а в них люди, спешащие навстречу жизни


Жители станции уже привыкли и к вагонным спорам на платформах, и к разлукам, и к счастливым встречам влюблённых. Уже никто не гоняет женихов, что оборвали всю сирень в округе, встречая своих возлюбленных. Жители станции стоят на перепутье семи дорог и понимают: ехать за счастьем незачем. Жить в Заново всё равно что находиться где-то между пунктом А и пунктом Б. У зановцев и улицы были без названий и дома не пронумерованы. Раньше их звали будочниками. По железнодорожным нормам «Будка 325 км». Но и здесь гнездилось счастье, раз не разъехались будочники на все четыре стороны.


Уезжали жить заново только их дети, а сама станция, она же большая коммуналка, со временем опустела сама. И теперь те, кого поманила дальняя дорога, частенько навещают свои дома, в которых уже никто не живёт, кроме детства, пахнущего раскалёнными рельсами. Семья Белкиных – Марина с мужем и дочкой – приезжают в Заново из Москвы при любой возможности. Марина здесь выросла. Мама, Галина Ивановна Лыкова, работала на станции продавцом, отец, Василий Иванович, больше сорока лет отдал железной дороге – и стрелочником трудился, и дежурным по станции.


– На Заново тогда жило около двадцати человек, шумно всегда было, весело. Поездов ходило много и днём, и ночью. Мы детьми бегали их встречать, любили пассажиров разглядывать. Тогда на станции продавали самый вкусный хлеб в округе, и с окрестных деревень каждое утро спешили люди за душистым караваем. По выходным дням к нам приезжал вагончик-клуб, в котором стояли лавочки и крутили кино. Это было настоящее волшебство на колёсах, – вспоминает Марина Белкина. – А ещё мы очень любили астраханский поезд – проводницы продавали нам самые вкусные арбузы и гигантских сомов. Торговали прямо на платформе.


Чтобы изменить расписание железнодорожников в Заново, по праздникам в размеренную жизнь людей, путей и дорог врывался ещё один весёлый вагончик – с артистами. На платформу выносили диванчики, и все, кто оказывался поблизости, смотрели концерты с танцами и песнями. Жили на станции без засовов и замков. Двери были открыты для тех, кто случайно отставал от поезда или не успевал предъявить свой заветный билетик.


Наш отец всегда утешал опоздавших: приносил молока, хлеба, заводил душевные разговоры. Папа был добродушным человеком и не представлял своей жизни без железной дороги. Каждое утро начищал мундир, до блеска натирал пуговицы и отправлялся на свой путь. Днём и ночью он был готов к любой внештатной ситуации. С мамой они жили, как два голубка, и умерли почти в один день. Отец пережил маму всего на три месяца. А секрет их счастья был прост – они всё делали вместе. Если в доме затевалась стирка – отец носил воду, помогал развешивать чистое бельё . Картошку копали вместе с мамой. Неразлучники они у нас были, – вспоминает родителей Марина Белкина.


Неразлучно жили много семей на станции Заново. Держались друг за дружку. До ближайшей деревни четыре километра – впереди рельсы и шпалы. Вроде и от мира отрезаны, и в то же время – в самом его центре. Будочники-стрелочники на маленьком полустанке, словно часовые любви, встречают составы и никогда не жалеют, что очередной поезд ушёл.



Станция удачи


Для молодого начальника железнодорожной станции Заново Максима Лапшина поезд всегда в пути. Он приезжает на работу каждый день из Тамбовской области на электричке, чтобы обеспечивать безопасность пассажиров и беспрепятственное следование поездов. Максим Лапшин виртуозно владеет фонариком, с ним он просматривает каждый сантиметр состава. Для него регулировать движение поездов на юго-восточном направлении всё равно что отправлять самолёты в небо.


– В каждом поезде едут сотни человек, и от меня тоже зависит их жизнь. Все вагоны я тщательно осматриваю на предмет каких-то неполадок. Каждый день надеваю сигнальный жилет и обхожу свой участок дороги на случай предупреждения террористических актов. Жизнь в Заново течёт размеренно, но время неспокойное, – рассказывает Максим Лапшин. – Я здесь работаю всего два года, но уже приходилось сталкиваться с аварией на дороге. На переезде на полной скорости «Мерседес» врезался в состав электрички. Слава Богу, из пассажиров никто не пострадал. Водитель скрылся с места происшествия на попутке. Хорошо, что моя аптечка никому не пригодилась. Но мы обучены оказывать первую помощь, и если «скорая» задерживается, то я обязан действовать.


Начальник станции всегда сидит на своём посту за пультом – встречает поезда. Основная задача Максима Лапшина – в чрезвычайной ситуации оперативно отреагировать, оценить обстановку и предупредить о ЧП по специальной рации. Например, локомотив «летит» без тормозов. Пока, к счастью, подобные случаи отрабатываются только в голове начальника, а каждый день в Заново проходит спокойно.


– Мне нравится встречать составы, которые отправляются на юг, к морю. Пассажиры в них всегда счастливые в предвкушении отпуска, улыбаются, машут из окон рукой. Радуются, что проезжают свой путь заново. А бывают случаи, когда кто-то опаздывает на свой поезд или проводники по ошибке высаживают пассажира на нашем полустанке. Я стараюсь помочь в такой ситуации. Связываюсь с начальством, и мы определяем людей в другой поезд в том же направлении. Вот уж точно для них путешествие в тот момент начинается заново, – улыбается Максим Лапшин.


Сегодняшний начальник станции не знает, откуда взялось название этого участка железной дороги. Но он верит, что оно приносит удачу. И Максим Лапшин готов каждый день заново ехать туда, где ждёт его вроде бы однообразная работа, но в любой момент железнодорожный путь может развернуть жизнь человека и начать её заново.


Железнодорожное братство


Историю возникновения станции нам поведал Владимир Николаевич Бадулин. Сорок шесть лет он отдал путям и рельсам, пассажирам и поездам. Такое бодрое название появилось в этом месте случайно, как и всё хорошее. В 1908 году строить новую железнодорожную станцию задумали за два километра отсюда. Уже был готов проект небольшого вокзала, но при строительстве оказалось, что возвести здание невозможно – выбрали слишком неподходящее место. Решили перенести станцию на два километра вперёд и заново разработали весь проект нужного участка железной дороги. Над названием станции долго не размышляли, оно было очевидным – построили Заново. По словам железнодорожника, нравы на станции были крутые. Владимир Бадулин помнит, как мускулистые, крепкие железнодорожные рабочие после смены или во время перерыва устраивали настоящие кулачные бои. Просто ради забавы, показать свою удаль молодецкую.


– У меня отец тоже всю жизнь проработал на железной дороге. Я мальчишкой ходил на его участок, вместе со всеми крутил болты в рельсах и траву на путях косил. Железнодорожники – народ суровый. Я работал и монтёром путей, и дорожным мастером, и бригадиром. И хорошо знаю наше братство. Приедешь на соседнюю станцию, люди с тобой поговорят, приветят. Но слова лишнего про «своих» никогда не скажут, ни одной сплетни не пустят. Развито было чувство свой – чужой. А в Заново свои порядки царили, – вспоминает Владимир Бадулин.


Владимиру Николаевичу 78 лет, но он хорошо помнит, как в военные годы жилось в Заново. Станцию немцы один раз бомбили, сбросили два снаряда, но ни один из них на железнодорожные пути не попал.


– Мы с ребятами как раз в этот момент играли неподалёку. И я хорошо запомнил даже не саму бомбежку, а как мы с мальчишками с голыми попами оказались в гуще крапивы.


– А почему с голыми? – спрашиваю я.


– А вы думаете, в то время у всех штаны были? Иметь свои портки – эта роскошь не каждому по карману.


Я помню, как зимой в хате стояли наши солдатики. Спали на печке. А один совсем юный мальчик сильно обморозил ноги – всё не мог согреться. Тогда моя мама сняла свои последние носки и отдала парню. В деревне все старались помочь красноармейцам. Сами мяса не ели, а всем селом собрали для них говядину и мешок сухарей. Я с печки наблюдал, как отец взвешивал на весах ровные кусочки мяса и клал каждому солдату в личный котелок. Потом поделили поровну сухари, а один сухарик оказался сломанным, и его добрые гости отдали мне. Моему счастью не было предела, – вспоминает Владимир Николаевич.



Предан рельсам и мазуту


Бывалый железнодорожник много рассказывал о временах Сталина, Брежнева. О налогах, которые платили крестьяне, оставаясь голодными. Но говорит, что тогда все понимали: после войны государство не может помочь всем, только лишь надеждой на лучшее. И они верили и в светлое будущее, и в свою страну.


– Мы тогда действительно осознавали, в какое время живём. Всем было тяжело, но не сомневались, что светлое будущее придёт. Наше поколение не сетовало на свою долю, готово было терпеть трудности. А сейчас у людей нет этого понимания, все живут только для себя. О судьбе страны мало кто задумывается, – считает железнодорожник Владимир Бадулин.


Под стук колёс со своей женой Марией Андреевной бывалый железнодорожник живёт уже почти шестьдесят лет. Вырастили троих детей. Они не по­шли по стопам отца, выбрали другие пути-дорожки. Мария Андреевна говорит, что быть женой человека, преданного своей работе, непросто. Днём и ночью муж срывался по любому звонку начальника станции. Аварии, пожары – везде требовался опыт дорожного мастера.


– Мы пережили с ним даже настоящее крушение. В 1991 году поезд врезался в дрезину с рабочими. Они в тот момент меняли рельсы и не успели отъехать. Двое погибли в той страшной аварии. А Володя в счастливой рубашке родился, вернулся домой без царапинки, – вспоминает Мария Андреевна.


Двери их дома всегда были открыты для людей, отставших от поезда. Привечали, кормили, спать укладывали.


– Однажды осенью иду по рельсам, смотрю – кто-то в парадной шинели все пути собрал. Оказалось, пьяненький лётчик не успел прыгнуть в свой вагон. Шинель новую всю в мазуте перепачкал. Привёл его домой, он проспался. Мы потом всей семьёй его форму керосином оттирали. Выяснилось, что пассажир в вагоне-ресторане оставил свой заветный чемоданчик, но документы, как и полагается военному, были с собой. Ему стыдно было в таком виде ехать домой в отпуск, и молодой лётчик решил вернуться обратно в часть привести себя в порядок. Такие были военные, такое было счастливое время, – с улыбкой рассказывает Владимир Николаевич.


Сколько раз Мария Андреевна просила мужа вернуться в её родное село Журавлёвку, где они жили в молодости, но Владимир Николаевич даже мысли такой не допускал. Его жизнь должна быть в Заново. Здесь его крепкое мужеское дело, поезда и рельсы, уходящие за горизонт, риск и мазут. Не моряк выбирает море, а море моряка.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 13 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сбор спортсменов на малой родине

Вячеслав ХОРОШИЛОВ, Тербунский район
// Спорт

Новый уровень и старые проблемы

Иван Афанасов, фото автора
// Спорт

Почти середина

Юлия Исанова
// Спорт

Полёт и пролёт

Дмитрий Ржевский
// Спорт
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ // История

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

Олимп героизма

Ольга Головина // Общество



  Вверх