lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
27 августа 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Дети и чтение

27.08.2015 "Липецкая газета".
// Образование

Когда-то чтение было одним из главных детских развлечений. Принцессы, рыцари и пираты, увлекательные приключения в просторах саванны или зарослях джунглей, фантастические миры, пробуждающие мысли о будущем, и герои, живущие, как и ты сам, в обычной деревне или городской квартире и решающие те же проблемы, что волнуют и тебя, — все это приходило в жизнь ребенка со страниц книг. Оторваться от всего этого великолепия было тяжело. А чем является книга для современных детей? Нужно ли их приучать к чтению и как это правильно сделать? Как вести себя родителям, если их чадо не горит желанием одолевать десятки и сотни страниц — ведь за это время можно заработать много баллов в компьютерной игре? И действительно ли современная школа отбивает, не прививает любовь к литературе? Эти вопросы мы обсуждаем сегодня в нашем «Родительском собрании».


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ


Читатель воспитывается еще до рождения


Лариса Иванова, заведующая отделом продвижения чтения областной детской библиотеки:


— Каждый ребенок индивидуален и приходит к чтению в свое время: один раньше, другой позже. Но чтобы это вообще произошло, книголюба надо воспитывать. В нашей библиотеке, например, есть читатели, которые находятся еще в животе у мамы. Это не шутка. Многие будущие мамы приходят к нам, берут детские книги и читают вслух своему еще не рожденному малышу. И так он привыкает к голосу мамы, к ритмичности чтения. А уж трехмесячному младенцу вполне можно читать простые, мелодичные стихи, например Агнии Барто, под которые ребенку становится очень спокойно и он засыпает.


Вообще, читать с детьми вслух обязательно. Причем не только с маленькими, но и с подростками 12-14 лет. Это очень сближает ребенка и родителя. Если мама или папа вслух читает книгу ребенку, значит, в семье мир и покой. И пусть это длится недолго — десять, двадцать минут, но ежедневно. Тем более когда ребенок начинает читать сам, ему вначале очень трудно. В это время родители должны его поддержать, а не заставлять: мол, не ленись, читай сам, ты же умеешь. Так легко отбить всякое удовольствие от процесса знакомства с книгой. Наоборот, на первых порах можно чередоваться: пять строк, к примеру, читает ребенок, пять — взрослый.


По своему опыту могу сказать: самые активные читатели у нас — ребята детсадовского возраста и школьники — класса до 6-7. Потом у учеников старших классов увеличивается объем работы: тут и школа, и дополнительные занятия, и репетиторы, подготовка к экзаменам. Но они не забудут о книге во взрослой жизни, если успели полюбить чтение. Дело это сложное, особенно если мы имеем в виду серьезную литературу. И тут помогут некоторые уловки. Например, есть замечательный цикл «Коты-воители», написанный в жанре фэнтези. Это увлекательное чтение — вроде бы о котах, но на самом деле о людях. И вот библиотекарь сначала предлагает ребенку эти книги. А потом, когда он втянется, ему уже можно посоветовать что-то более проблемное — произведения, например, Дины Сабитовой, Юлии Кузнецовой, Тамары Михеевой, то, что заставляет переживать, задумываться над непростыми вопросами. Очень близки по духу нашим читателям произведения Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Детям интересно читать о своих ровесниках. Тогда становятся понятны и близки проблемы героев, и ребенок может найти ответы на какие-нибудь свои вопросы. Чтение надо не насаждать, как это, к сожалению, порой происходит в школе, а увлекать им. У библиотеки в этом плане широкие возможности: мы проводим много самых различных акций, встреч, ориентированных на ребят разных возрастов. Литературно-игровые программы, онлайн встречи с писателями, чтение вслух помогают детям понять: книги — это действительно живой мир, а писатели — интересные люди.

Вкус к книге формируется в семье и школе


Елена Кочеткова, преподаватель русского языка и литературы липецкой гимназии №1:

— Сегодня много говорят о том, что современные дети вообще не читают. Это не так. Примерно половина подростков по-настоящему интересуются литературой, а уж книги по школьной программе читают большинство. Конечно, характер чтения нынешних школьников и их ровесников 20-30 лет назад изменился. Раньше была особенно популярна героико-патриотическая литература, сегодня — фантастика, фэнтези.


В этом вопросе многое зависит от семьи. В принципе, если родители читающие, то и дети будут такими же. И видно, что в некоторых семьях ребята не просто берут книги в руки, а обсуждают их со взрослыми.


Но навязывать свой выбор, заставлять читать нельзя. Надо заинтересовать ребенка, рассказав ему о каком-то произведении, о его героях, может быть, об интересной истории его создания. Или даже схитрить, попросив ребенка: посмотри, действительно ли эта книга так хороша, как мне говорили, стоит ли ее читать?


Не нужно и жестко регламентировать время, отведенное на чтение. Часто родители записывают ребенка на разные секции, кружки. И после всего этого он выжат, как лимон, где же ему еще трудиться над освоением книги, мысли автора? Здесь нужно ориентироваться на внутреннее состояние ребенка. Может, он не читает в течение четверти, но запоем — на каникулах. Это тоже хорошо.


Увлечься чтением детям мешают и компьютер, и игры, и просто лень. Но главное — не взращенная с малых лет культура чтения. И здесь уже задача школы, учителя — дать ребенку то, что он по той или иной причине недополучил в семье. Разумеется, на уроках нужно не просто детально разбирать произведение, но показать, чем оно близко нам, живущим сейчас, связать его с той ситуацией, которую переживают дети сегодня. Классическая литература — основа школьной программы — дает для этого огромные возможности, надо только умело их использовать. Учитель должен уметь направлять чтение детей, формировать у них вкус к хорошей литературе. И самый главный результат его труда — это когда через много лет его бывшие ученики с интересом и удовольствием читают серьезные книги. За это можно им простить и то, что они не все прочитали по школьной программе.

ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ

Дмитрий Фефелов, ведущий инженер-конструктор ЗАО «Индезит Интернешнл»:


— Ребенка можно заинтересовать чем угодно. Неверно, что кому-то чтение может понравиться, а кому-то нет. Главное, найти правильный подход. Помню, когда моя старшая дочка замечала что-то занимательное по телевизору или в Интернете, я всегда говорил: в книгах об этом можно прочитать более подробно, узнать о том или ином явлении в деталях. Сейчас с радостью наблюдаю, что даже на отдых она всегда берет с собой книжки. Что касается чтения по школьной программе, то без него не обойтись. Это тот минимум, который необходим для воспитания всесторонне развитой личности. И, по-моему, произведения, с которыми знакомят в школе, достаточно интересны для подростков.


Ольга Пешкина, домохозяйка:


— Принуждение к чтению не приведет ни к чему хорошему, только усилит негативное отношение к книгам. Уверена: если подобрать детям литературу по интересам и по возрасту, то необходимости в каких-либо «воспитательных» методах не будет. А в целом родители должны с самого рождения ребенка стараться приучить его к книжкам. Малышам можно читать сказки, потешки, детские рассказы. Хорошо, если в книге несколько глав. Тогда ребенку будет интересно узнать, что произойдет дальше, и он сам попросит почитать ему еще или же попытается научиться читать. Но даже когда малыш освоит эту науку, родители не должны переставать читать ему вслух.


Светлана Хрусталева, госслужащая:


— Чтобы ребенок полюбил чтение, этим нужно заниматься с его рождения. Наша семья читающая. Читаем в любую свободную минуту, порой параллельно несколько книг. Затем обсуждаем прочитанное, делимся впечатлением. Когда у нас появилась первая дочка, мы четко определили следующие правила: до трех лет никакого телевизора; компьютер только для работы родителей. В свободное время читали ей интересные книги: сказки, повести о животных.


Детям постарше можно предложить книги, экранизированные отечественными и зарубежными режиссерами или написанные по мотивам мульт-, киноверсий. Потом хорошо сравнить книжную версию и режиссерскую, но для этого, естественно, родителям тоже придется прочитать эти книги. Вообще, взрослые должны читать детскую литературу, чтобы порекомендовать что-то своему ребенку, правильно расставить акценты.

НА ЗАМЕТКУ

-Не заставляйте ребенка читать вопреки его желанию — это отобьет у него всякую охоту к этому делу.


-Не сравнивайте его с другими детьми, которые читают, — это только укрепит сопротивление.


-Не ждите быстрых результатов: порой, чтобы в человеке раскрылся «читатель», требуются годы.


-Не навязывайте ребенку только «полезные» книжки.


-Не заставляйте дочитывать то, что ему скучно. Отложите эту книгу на потом.


-Читайте сами.

Тема следующего выпуска: «Дети и раннее развитие»


О раннем развитии малышей активно заговорили в российском обществе несколько десятков лет назад, когда в печать вышли книги, посвященные опыту семьи Никитиных. А уж сегодня в любом центре дошкольного воспитания детей обязательно щегольнут именами Марии Монтессори, Глена Домана, вспомнят о кубиках Зайцева или вальдорфской педагогике. Однако специалисты до сих пор спорят, насколько ранний старт полезен для ребенка. И как раз об этом мы и поговорим в следующем выпуске нашей рубрики.


Напоминаем: если у вас есть вопросы по той или иной проблеме, связанной с воспитанием детей, или вы хотите поделиться собственными наблюдениями, опытом, пишите нам по адресу: ул. Московская, 83 или на электронную почту lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 50-17-21.

Подготовили Софья Вобликова и Елена Панкрушина. Фото Ольги Беляковой.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 22 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +19 C°  Ночь: +5C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Микромир (ФОТО)

Евгения Ионова // Общество

Голубая точка

Евгения Ионова // Общество

«Елец» вернули с небес на землю

Иван Алексеев // Спорт

Недобросовестных игроков в реестре не держат

Светлана Николаева // Экономика



  Вверх