lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
21 августа 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Смотреть на мир большими глазами

21.08.2015 "Липецкая газета". Исаак Розенфельд
// Общество

Студентки в него влюблялись. Они видели в нем рыцаря без страха и упрека. Ребята не только учились на его лекциях ориентироваться в хитрых лабиринтах высшей математики. Общаясь с ним, они начинали понимать, что мужество не имеет ничего общего с жестокостью, а доброта — с мягкотелостью. Зато в сумме то и другое дают справедливость, без которой цена педагогу — ломаный грош. И еще: строгость мышления, логика избранной ими науки не исключают романтического отношения к своему призванию. Однажды кто-то из студентов спросил, зачем они изучают материал, не входящий в школьную программу. После мгновенной паузы он ответил: «Изучаем для того, чтобы смотреть на мир большими глазами. Учитель должен знать в сотню, в тысячу раз больше, нежели ученик».


Признаюсь: когда я получил из Ельца один из ста экземпляров (тираж, конечно, очень скромный) книжки «Воспоминания о Трофиме Ильиче Поподько», фамилия на обложке мне ни о чем не говорила. Но потом я почувствовал, какой личностью, каким лидером, каким наставником был этот человек. Он принадлежал к когорте блистательных советских педагогов, заставивших в шестидесятые годы минувшего века американцев, уверенных, что они превосходят всех, во всем и всегда, растерянно и тревожно констатировать: образование в СССР — лучшее в мире.


Читая сборник о Поподько, я невольно думал и о других современниках, коллегах, учениках Трофима Ильича. Вдруг пришло в голову: как редко называем мы улицы именами учителей, даже выдающихся. В Липецке, например, есть, слава Богу, улица Ушинского. Про улицу Макаренко — не помню. Зато есть улица Константина Москаленко, педагога-революционера. Он перевернул все традиционные представления об уроке. С его легкой руки знаменитый «липецкий опыт» побудил работать по-новому тысячи учителей на одной шестой части земного шара. А вот улица Сталя Шмакова нет. А ведь это о нем говорили: «всесоюзный пионервожатый». Идеи Сталя Анатольевича озонировали воздух «Артека» и «Орленка». Он заново оценил колоссальный потенциал игры, которая проверяет и проявляет подрастающих граждан, готовя их к будущим взрослым испытаниям.


Полюбопытствуйте у друзей и сослуживцев: что они слышали о Сергее Шарове? И почему на одном из корпусов Липецкого техуниверситета открыта мемориальная доска в его честь? Почти со стопроцентной вероятностью можно предугадать ответ: ничего не слышали. Между тем он был первым директором только что созданного липецкого филиала Московского института стали и сплавов. Он заложил фундамент будущего «политеха». Этой осенью исполнится сто десять лет со дня рождения Шарова. Удостоится ли он чести, чтобы к юбилею его имя появилось на уличных табличках? Не уверен.


А уж Трофим Ильич Поподько и подавно долгое время оставался в забвении. Даже в «Липецкой энциклопедии» о нем ни слова. Хотя специалисты, разумеется, понимают, что совершило его поколение педагогов. И пытаются достучаться до нас, объяснить, пробудить чувство благодарности. Предположим, в Липецком педуниверситете бескорыстная энтузиастка Людмила Шопина подготовила несколько книг о творческом наследии того же Шмакова. Что-то издано, что-то дожидается счастливого случая, когда удастся найти средства на издание.


Замечу как бы попутно: речь идет не о ритуальной признательности. Сейчас, во время кризиса в сфере образования и воспитания, стоит отдать себе отчет, от чего мы с легкостью необыкновенной отказались, что приносим в жертву ради бездумного, бездарного пересаживания на русскую почву иностранных образцов, моделей, в которых вместо просвещения в ходу совсем иное выражение — «образовательные услуги». Нетрудно догадаться, как бы оно возмутило и Сергея Ивановича Шарова, и Трофима Ильича Поподько. Что касается затянувшегося молчания о последнем, хорошо, что в Ельце наконец сумели выпустить о нем книгу. Плод терпеливых стараний ее составителей профессоров В. Золотарева (он же ответственный редактор) и А. Ненахова стал достоянием читателей.


Говорят, любой человек, сколь бы ни был он далек от литературных занятий, не поэт, не прозаик, не драматург, способен написать хотя бы одну достойную книгу. О себе, о деле, которому служит, об отрезке общей нашей истории, совпавшем с его жизненной историей.


Трофима Ильича, однако, до мемуаров руки не дошли. А рассказать-то Поподько было о чем. Вопреки мифам, а точнее, вранью, неолиберальной публики, будто в советские годы неизменно торжествовала номенклатурная замкнутость, а социальные лифты поднимали на верхние этажи демагогов, приспособленцев и карьеристов, биография его свидетельствует: талантам давался «зеленый свет». Крестьянский сын, интеллигент в первом поколении, Трофим Ильич десять лет возглавлял Елецкий учительский институт и полтора десятилетия — Липецкий педагогический. А начинал еще до революции — трудился в провинциальной начальной школе. Учительскую миссию он исполнял в разных, нередко экстремальных обстоятельствах. В разгар Гражданской войны вел просветительскую работу в Красной Армии. В самые тяжкие месяцы Великой Отечественной обеспечивал эвакуацию детей из Орла, когда враг вот-вот мог захватить город.


Он получил диплом прославленного педагогического вуза — Ленинградского института имени Герцена. Преподавал в техникуме и на рабфаке, был деканом в Орловском пединституте. А в сорок втором оказался в Ельце, еще не успевшем распрямиться после освобождения от немецкой оккупации. Спустя два года нарком просвещения РСФСР назначил Поподько директором местного вуза.


Война еще продолжалась, а новый директор готовил кадры для послевоенного возрождения экономики, культуры, образования.


Да, он мог бы оставить нам интереснейшие мемуары. В том числе и о том, как защищал студентов, не позволяя катку суровых лет ломать, сминать их судьбы. Но Поподько оставил не книгу, а учеников, друзей. Они-то и взялись сделать то, чего не сделал он сам. Их сборник — портрет Трофима Ильича на фоне эпохи. Очень личные воспоминания соседствуют с исследовательскими статьями. Они посвящены не только Поподько, но и людям, что были с ним. Полтораста страничек восполняют ощутимый пробел в хронике отечественного образования. И так хочется надеяться, что нынешние молодые учителя будут делать с Трофима Ильича жизнь, воспримут сердцем его простой завет: смотреть на мир большими глазами.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 20 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх