lpgzt.ru - Спорт Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
10 августа 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Спорт 

Спорт начинается во дворе (фото)

10.08.2015 "ЛГ:итоги недели". Ольга Глушкова
// Спорт

Философия Ивана Коротаева, инструктора-методиста по физической культуре, проста: люди должны быть здоровыми, чтобы быть счастливыми

ФОТО


Возможно, если бы детство Иван Коротаев провёл не в селе Павловка Добринского района, а в Липецке, он не стал бы настоящим физкультурником. Во многих городских школах уроки физкультуры в последние годы были сведены к игре в баскетбол или волейбол, пробежке вокруг школы. Причём сами ученики, в основном старшеклассники, воспринимали этот урок как нечто ненужное. Но ходили как на праздник – можно отсидеться на лавочках, «прикрывшись» забытой спортивной формой, плохим самочувствием или официальным освобождением от врача на целых две недели после ОРЗ.


В Павловке физкультурой с ребятишками занимались основательно и по полной программе. Плюс дополнительные секции для самых увлечённых. Иван Коротаев – из таких. В местной школе активно развивали лыжный спорт. Иван, увлёкшись им во втором классе, записался в секцию по лыжным гонкам.


– Зимой мы катались каждый день, ведь вокруг села такие просторы, снежные поля, – рассказывает Иван Коротаев. – На лыжах в походы ходили из Павловки в другие сёла. Однажды даже заблудились, я был в третьем классе. Нам домой возвращаться, а мы не по той дороге пошли. Плутали всю ночь по бескрайним просторам и в Павловку вернулись в пять утра. В селе никто не спал – нас искали. По всем подсчётам, прошли мы на лыжах километров шестьдесят, не меньше. Учитель физкультуры меня спрашивает: «Ну что, выжил?». Я отвечаю: «Конечно!». После этого меня стали посылать на районные соревнования по лыжным гонкам, а потом и на областные. Уже в младших классах я выполнил второй юношеский разряд.



Как эколог стал физинструктором


Среднюю школу Иван Коротаев оканчивал уже в Липецке. А дальше пошёл в педагогический вуз. Специальность выбрал актуальную – эколог. Но, получив профессию, понял, что по душе ему совсем другая стезя – спорт. Он постоянно тренировался: лыжи, баскетбол, футбол, гимнастика. В общем, почти всё свободное время Иван проводил на спортплощадках.


– Случайно узнал, что в Липецке появилась организация, занимающаяся массовым спортом, – говорит Иван Коротаев. – Я пришёл в «Спортивный город», попросился поработать инструктором. Опыт самостоятельных занятий у меня большой, могу и детей, и взрослых чему-нибудь научить. Так я стал инструктором-методистом.


Новая работа требовала и новых знаний. Иван поступил на отделение физкультуры и спорта ЛГПУ. Учился с удовольствием. Когда пришло время писать выпускную квалификационную работу, у Ивана не было сомнений в выборе темы. Она для него была продиктована практикой и жизненным кредо. И звучала так: организационно-методические основы работы инструктора-методиста с жителями города Липецка.



Физкультура в системе


Физическая культура ещё с древнейших времён была частью жизни людей. Метание копья или булавы, плавание, стрельба из лука, кулачный бой, верховая езда – все эти единоборства практиковали все народы, населяющие нашу огромную страну. В конце XVII века в русской армии сложилась система военно-физической подготовки, в военных и некоторых гражданских учебных заведениях ввели обязательные занятия со специальными комплексами физических упражнений.


В начале прошлого века видный русский учёный-антрополог Пётр Францевич Лесгафт ввёл такое понятие, как функциональная анатомия, в основе которой единство формы и функций. Пётр Лесгафт считал возможным воздействовать функцией –  «направленным упражнением» на развитие органов человеческого тела и всего организма в целом.


Учёный писал: «Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Так же, как Иван Михайлович Сеченов, Пётр Францевич Лесгафт считал, что физические упражнения – уникальное средство развития познавательных возможностей школьников. И, по мнению антрополога, «школа не может существовать без физического образования. Физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями».


С первых лет Советской власти физкультурно-спортивные организации были ориентированы на программу развития массовой физической культуры и профессионального спорта. В начале 1920-х годов состоялись первые чемпионаты РСФСР по плаванию, футболу, первые Всесоюзные праздники физкультуры и Спартакиада, в финале которой участвовали более семи тысяч человек, из них – 600 зарубежных спортсменов из тринадцати стран.


В 1931 году разработан и внедрён физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который стал нормативной основой физического воспитания. В разные годы на разных этапах ЦК КПСС издаёт постановления, направленные на развитие физкультуры и спорта. К примеру, «О задачах партии в области физической культуры» (1925 год), «О физкультурном движении» (1929 год).


Советская власть понимала, что без широкого приобщения к физической культуре нация не может быть здоровой. И делала всё возможное для пропаганды спорта. Тогда и профессии, связанные со спортом и физической культурой, были популярными и востребованными. А практически во всех школах работали спортивные кружки и клубы.


Сегодня – что инструктор-методист по физической культуре, что тренер – пока ещё не самые популярные профессии. В спортивных школах, которые относятся к учреждениям дополнительного образования, зарплата тренера, мягко говоря, небольшая. Строго фиксированная ставка у всех – от начинающих педагогов до опытных тренеров, в своё время блиставших славой высоких спортивных достижений в стране и мире. И часто уходят специалисты из спортшкол в фитнес-клубы или открывают свой бизнес.



Работа – в радость


Но настоящие инструкторы и тренеры продолжают работать «за идею».


– Инструктор-методист – человек идейный, энтузиаст. Нужно искренне любить своё дело, людей, быть преданным спорту, а без этого ничего не получится, – уверен Иван Коротаев. – Я получаю удовлетворение от работы, радуюсь, когда вижу достижения своих ребят и тому, что дети не бегают бесцельно по двору, а приходят на занятия. Я наблюдаю, как у них появляются интерес и спортивный азарт. Некоторые дети агитируют своих родителей. Мамы, папы, даже бабушки и дедушки выходят на спортплощадку, расспрашивают меня: чем им лучше заниматься, чтобы сохранить здоровье. Я расписываю им комплексы оздоровительной гимнастики, подсказываю, какие упражнения кому подойдут. Использую методику советских времён, проверенную десятилетиями. В основном, это щадящая гимнастика, которая не должна навредить человеку, особенно пожилым людям.


А начинать было нелегко. Объявления на подъездах, спортплощадках, первые занятия, на которые приходили самые «смелые». И находилось таких два-три. Их друзья были заинтригованы и тоже смелели – шли вслед за пионерами. А вскоре уже площадка не вмещала всех желающих погонять в футбол, поиграть в баскетбол – приходилось разбивать детей на несколько команд и играть таймы по очереди.


– Постоянно провожу турниры по игровым видам спорта, единоборствам, – рассказывает Иван Коротаев. – Каждому хочется показать себя, доказать, что он сильнее или его команда, получить грамоту и медаль или сладкий приз.


Если инструктор видит, что ребёнок талантлив в спорте, советует ему пойти учиться в спортшколу, чтобы развиваться и стать профессиональным спортсменом: сегодня – физкультурник, завтра – олимпиец.


Танец как спорт


Уже второй год подряд Иван Коротаев ведёт занятия по брейк-дансу и фитнесу во Дворце спорта «Молодёжный». Заниматься спортивными танцами приезжают ребята из разных районов города. Секция бесплатная для всех.


– У меня есть ученики, которые успешно выступают на всероссийских и международных соревнованиях по брейк-дансу и входят в восьмёрку лучших танцоров, – делится инструктор. – Тренировки провожу ещё и в посёлке Матырский. Местные ребята очень заинтересованы, занимаются упорно, с азартом.


Брейк-данс – спортивный танец, который требует от танцора серьёзной физической подготовки. Элементы брейк-данса тренируют всё тело. Различные вращения, зависания, выпрыгивания и другие «фишки» танца способствуют развитию координации и гибкости. Особенно захватывающий и зрелищный – сложный вид нижнего брейка. Это – PowerMoves, он отличается силовой нагрузкой и объединяет несколько экстремальных элементов.


– Я начал заниматься в 1998 году. Всё произошло случайно – друзья пригласили на соревнования по брейк-дансу, которые проходили в липецкой школе № 9, – вспоминает Иван Коротаев. – Когда увидел выступления, просто ахнул. Движения, энергия, сила, красота – я проникся всем этим. И понял, что это – моё. Раньше не было инструкторов, которые преподавали брейк, мы учились по видеозаписям, музыкальным клипам, где присутствовал этот танец.



Вперёд к былому величию спорта


Сегодня мы начинаем движение назад – к советской спортивной идеологии. Не к строю, а именно к тем основам физического воспитания, системе, которые были заложены талантливыми тренерами, педагогами, спортсменами и проверены многолетним опытом. СССР, победив фашизм, поднявшись из военных руин, быстро восстановил города, промышленные предприятия и был славен на весь мир. И славны были победы наших спортсменов на чемпионатах мира, Олимпиадах. Советский спорт уважали, его величие покоряло.


Сейчас наступила новая эра развития отечественного спорта, массового и профессионального. Физкультуру, здоровый образ жизни пропагандируют на самых разных уровнях. Государство заинтересовано в улучшении качества жизни своих граждан, власти взяли курс на оздоровление нации, привлечение людей разных возрастов к физической активности.


– Физкультура – это жизнь. Нельзя потренироваться год-два и думать, что теперь ты всегда будешь здоров. Заниматься нужно постоянно, ежедневные физические упражнения должны стать нормой для каждого человека, – считает инструктор-методист Иван Коротаев. – И если ты вышел на этот путь, то уже не свернёшь с него. Физкультура, спорт – это совершенствование человека не только на телесном, но и на духовном уровне. В каждом человеке от природы заложено стремление двигаться вперёд, работать над собой. Нужно только развивать его.



Спортплощадка плюс энтузиазм


ЗОЖ – понятие широкое, уверен инструктор. Это не только упражнения, но и позитивное отношение к жизни, к себе, правильное питание без излишеств, отказ от вредных привычек, понимание ответственности за своё здоровье.


– Главная задача сегодня, я считаю, –обеспечить все дворы города спортивными площадками, чтобы они располагались в шаговой доступности, – убеждён Иван Коротаев. – Есть хороший пример – микрорайон «Университетский». Там прекрасный стадион и спортгородок. Детям не приходится переходить дорогу, чтобы позаниматься. Возводя новые микрорайоны, нужно сразу планировать в них спортивные объекты, грамотно их разместить.


В старых районах проблема со дворовыми стадионами пока стоит остро. Кроме того, спортплощадка должна «зазывать» ребёнка – быть яркой, современной, с резиновым покрытием. Вытоптанная земля, ржавые турники вряд ли привлекут ребят. Можно возразить: мол, в советские времена дети сами строили хоккейные коробки и турники, в футбол играли где придётся – и ничего, даже здоровей были. Да, всё так. Потому что не было компьютеров, смартфонов и планшетов, да и телевизор не каждая семья могла позволить себе купить.


Времена меняются. Современные дети живут в более комфортных условиях. Но двигаются они меньше. Тот же компьютер, Интернет ограничивают их жизненное пространство. Вытащить из дома – задача непростая, но выполнимая, считает Иван Коротаев. Классная, «зовущая» спортплощадка плюс энтузиазм инструктора – тогда всё получится.


И получается ведь. Благодаря тому, что в городе и области заработала целая система привлечения молодёжи к спорту. Бассейны – в каждом сельском районе, строятся ледовые дворцы, новые стадионы. В Липецке создана и развивается сеть дворовых спортплощадок. Там, где были пустыри, появляются хоккейные коробки. И на лёд выходят и дети, и взрослые. Инструкторы-методисты «Спортивного города» регулярно занимаются с детьми, чуть ли не каждый выходной проводят состязания по футболу, хоккею, баскетболу.


– Моя профессия очень важна, – возвращается Иван Коротаев к началу разговора. – Привлекая мальчишек и девчонок к занятиям физкультурой, я вношу свою лепту в здоровье будущего поколения, а значит, будущего своего города и страны.


Инструктор – прежде всего пропагандист, первое звено большой цепочки, ведущей к формированию у людей основ здорового образа жизни, развитию массового спорта, воспитанию будущих чемпионов и олимпийцев. А значит, спорт всё-таки начинается во дворе.


Фото из архива Ивана Коротаева

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 19 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +11 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина
// Общество

Не тяни резину

Марина Кудаева
// Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева
// Общество

На отдых досрочно


// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество



  Вверх