Сб, 16 Февраля, 2019
Липецк: -2° $ 66.70 75.25

Цена безоглядной погони за прибылью

Кирилл Васильев | 07.08.2015

Однажды молодой липецкий предприниматель решил заняться перевозками и открыл свою транспортную компанию. Однако уже в первые дни работы его автобус попал в аварию. При разборе ее причин выяснилось, что у парня большие пробелы в знании законодательной базы в области транспортной безопасности. За разъяснениями он тут же пришел в управление Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Эта служба как раз и занимается контролем за безопасностью перевозок на разных видах транспорта.

К сожалению, примеров столь же серьезного отношения к требованиям Федерального закона «О транспортной безопасности» не так много. Только с начала нынешнего года до середины июля управлением было проведено 17 проверок предпринимателей, занимающихся перевозками, в результате были привлечены к административной ответственности 17 хозяйствующих субъектов. Так, на одном из елецких предприятий был зафиксирован случай фальсификации документов: руководители уверяли, что технику уже продали и занимаются другим видом бизнеса, а по факту оказалось, что перевозки они продолжали осуществлять. Нередки случаи и эксплуатации транспортных средств для перевозки особо опасных грузов без соответствующих разрешений. Не всегда добросовестны и организаторы междугородних маршрутов: по закону они обязаны продавать билеты исключительно по предъявлении паспорта гражданина и подавать данные о пассажирах в специальную государственную базу данных.

— Результаты подобного отношения перевозчиков всем известны: гибель пассажиров теплохода «Булгария», пожары в Перми и Казани, теракт в волгоградском троллейбусе, унесшие десятки жизней, — говорит государственный инспектор управления Николай Лебедев. — На первое место у предпринимателей зачастую выходит получение максимальной прибыли, а вовсе не желание выполнить требования законов. Разумеется, материальные затраты на осуществление безопасности граждан немалые, но правительство постоянно принимает меры по снижению финансового бремени для бизнеса.

Вся эта информация особо актуальна в свете активного обсуждения на центральных телеканалах и страницах многих изданий вопроса о сокращении проверок со стороны контрольно-надзорных органов, — продолжает Николай Владимирович. — Сообщества предпринимателей в один голос заявляют, что их бизнес «кошмарят», и просят спасти от «назойливых инспекторов».

Однако при этом не выполняются даже те положения закона, которые не требуют особых материальных затрат, но при этом способствуют обеспечению безопасности. В их числе, к примеру, проведение учений и тренировок для персонала, информирование граждан о действиях в случаях чрезвычайных ситуаций, охрана транспортных средств, задействованных на перевозке пассажиров и опасных грузов. Даже эти мероприятия осуществляются многими предпринимателями лишь после привлечения к административной ответственности. То есть в бизнес-собществе нет понимания того, что все действия, обозначенные федеральным законодательством, нужны вовсе не для отчета инспектору при проверке, а для выстраивания системы повседневных мер, которые позволят предотвратить чрезвычайные ситуации на транспорте либо максимально снизить их последствия.

— Мы уверены: сегодня не может быть и речи о замене эффективной контрольно-надзорной деятельности государственных структур другими механизмами регулирования (добровольной сертификацией, аудитом, членством в саморегулируемых организациях), — полагает Николай Лебедев. — По данным Минэкономразвития, подобные опыты в строительной отрасли уже имели плачевные результаты: обрушиваются жилые дома и производственные объекты. Это в очередной раз подтверждает мысль о том, что сознание нашего бизнес-сообщества еще далеко до того уровня, чтобы можно было отдать на самоконтроль такой жизненно важный вопрос, как безопасность людей.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных