lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
4 августа 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Взлетная полоса для рыжика

04.08.2015 "Липецкая газета". Юрий Бакланов
// Экономика

Рыжиковое масло уже несколько лет идет за рубежом на производство биодизельного топлива и авиационного керосина. Первый полет гражданского самолёта на таком инновационном топливе совершила крылатая машина японской авиакомпании JAL ещё в 2009 году.


На биотопливе из растительного сырья в 2010 году начали летать самолёты ВВС США на базах Лэнгли, Эдвардс, Эглин и авиация военно-морских сил. А через год и гражданские самолёты Boeing с двигателями крупнейшей корпорации Нoneywell совершили трансатлантический перелёт на смесевом топливе, в том числе из рыжикового масла.


Сегодня авиационное биотопливо выпускается уже в четырёх странах: США, Франции, Финляндии и Китае. Причём, как считают в компании Ноnеуwеll, военная авиация США через несколько лет перейдёт на реактивное топливо HRJ из масла рыжика или ятрофы. По данным корпорации Boeing, реактивное топливо, которое производится из рыжикового масла или биоэтанола, наиболее экологически чистое, при его использовании на 85 процентов меньше выбрасывается парниковых газов, особенно двуокиси углерода, и совершенно нет вредных окислов серы.


Топливо из рыжика одобрено международными стандартами ASTM Intеrnаtional, эта культура наиболее предпочтительна для его производства из всего растительного сырья. EC утвердило план авиаперевозок на биотопливе до 2020 года, для чего потребуется его не менее двух миллионов тонн. Кроме того, в Европе введена национальная система торговли квотами на выброс парниковых газов (ETS). За каждую тонну выбросов углекислого газа сверх квоты придётся платить штраф 100 евро. Согласно этой системе самому крупному российскому перевозчику «Аэрофлоту» до 2025 года придется уплатить 800 миллионов евро. Грузовая авиакомпания «Волга-Днепр» за полёты в Европу станет платить штраф по пять миллионов долларов в год. Разумеется, если они будут продолжать полёты на традиционном авиакеросине с солидными выбросами парниковых газов.


Поэтому в Европе резко возрос спрос на семена и масло из рыжика. По словам заместителя начальника управления сельского хозяйства Липецкой области Виктора Шилова, заявки на семена приходят из разных регионов России, а также из Республики Беларусь: кто-то собирается делать из них масло, кто-то отправлять на экспорт. За последние годы его посевы в России выросли в 2,5 раза и достигли почти 300 тысяч гектаров. Первое место по валовым сборам занимала Саратовская область, Липецкая — седьмое. Но вот и пензенские земледельцы намерены выйти в лидеры, уже в этом году довести площадь посевов ярового и озимого сортов рыжика до 50 тысяч гектаров.


В Пензе прошел международный семинар с участием местных НИИ, немецкой авиакомпании «Люфтганза», финской нефтяной компании Neste Oil, занимающейся авиационным топливом, компании CasusOil, созданной для коммерческого продвижения российской продукции в Европе в соответствии со стандартами качества, Института энергетики Гамбургского технического университета, представителей крупных российских агрохолдингов, зaнимающихся выращиванием и переработкой масличных культур, в том числе липецкого «Либойла». Проектом, озвученным в Пензе, взялась руководить фирма «Биоиннова» под управлением инвестиционной компании «Сберинвест». Им заинтересовались другие банки, венчурные фонды, «Сколково», «Роснано», крупнейшая китайская телекоммуникационная компания Нuawei и другие партнёры.


Член совета директоров «Сберинвеста» Олег Дьяченко на международном конгрессе «Биомасса-2015» в Москве озвучил первые итоги работы в этом направлении в Пензенской области. Конечной целью реализации проекта является не только увеличение экспорта рыжикового масла в Европу, но и выпуск отечественного биокеросина для авиации. Пока у нас синтетическое топливо из угля, природного газа и биотоплива создали только в ЦИАМ (Центральном институте авиационного моторостроения) и успешно испытали его в полётах транспортных самолётов и вертолётов.


Наверное, «Биоиннове» придётся начинать с биодизельного топлива для автомобилей. Уже не первый раз в нашей стране. Для производства биодизеля были спроектированы и изготовлены образцы установок на волгодонском «Aтоммаше» вместe с учёными ростовских НИИ. В Рязанской области заправлялись трактора и КамАЗы чистым рапсовым маслом. Как в Германии, где действовала программа «100 тракторов». После подорожания растительного масла оказалось, что его лучше использовать в пищевой промышленности или отправлять на экспорт. Первые опыты заглохли, несмотря на уже утверждённый ГОСТ на этот вид топлива ещё в 2009 году.


Надо надеяться, что второй заход по использованию масла из рыжика для производства биотоплива и побочной продукции будет более успешным. В агропромышленном парке города Сердобска недавно был открыт маслобойный завод мощностью по переработке 18 тысяч тонн семян рыжика и получения шести тысяч тонн масла. Вероятно, ещё один завод появится в городе Кузнецке. Для увеличения валовых сборов ценной культуры Пензенский НИИ сельского хозяйства заключил договор с институтом сельского хозяйства Крыма.


При производстве биодизеля в виде побочной продукции получается 10 процентов глицерина. Но требуется его очистка. Чистый глицерин востребован на международном рынке на предприятиях фармацевтики и производства косметики. На самом крупном заводе в немецком городе Шварцхайде генеральный директор Саша Раденович убеждал нас, что после введения энергетического и экологического налогов (вместо наших акцизов) только очень чистый глицерин даёт возможность предприятию работать с минимальной рентабельностью.


Имея огромные возможности для производства глицерина, Россия импортирует его свыше 80 тысяч тонн, а 1,2-пропиленгликоля — 60 тысяч тонн. Промышленного производства эпихлоргидрина, как заявил на том же конгрессе «Биомасса-2015» руководитель управления инновационного развития госкорпорации «Росатом» Дмитрий Дмитриев, у нас вообще нет, оно только создаётся. Вместе с тем эти соединения необходимы для производства эпоксидных, ионно-обменных, полиэфирных смол, наливных полов, пластификаторов, антифризов, герметиков и другой продукции, которую тоже приходится импортировать. Отечественная технология позволяет получать из 1 тонны глицерина продукции с добавленной стоимостью в 200—400 долларов.


Начало этим доходам даст работа земледельцев на полях рыжика посевного, который нужен всем, включая авиаторов. По расчётам агентства IEА Bioenergie и корпорации Boeing, только для авиации к 2050 году потребуется от 36,8 до 57,5 миллиона тонн авиационного биокеросина. Поэтому российские учёные и производственники и ведут активную работу по культивированию этой ценной культуры, занимающей всё больше места на полях.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 24 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: -5 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Постигая Бунина

Владимир Михайлов
// Культура

Ликбез для велосипедистов

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Образование

«Спасибо, что не бросили...»

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru
// Власть

Даже с самолета можно разглядеть

Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru
// Сельское хозяйство

Успех начинается с «Согласия»

Виктор Манаенков
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 



  Вверх