lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
30 июля 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Игры всерьез

30.07.2015 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Общество
Фото Ольги Беляковой

Все прекрасно понимают, что ребенок в приемной семье – это и радость, и неизбежные проблемы, с которыми надо разбираться, которые надо решать. К сожалению, далеко не всегда и не во всех случаях интуиция подскажет родителям, как найти выход из сложной ситуации. И тут на помощь приходит областной Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ». Его специалисты-психологи не только ведут индивидуальные консультации с замещающими семьями, но и проводят групповые занятия с детьми, отдыхающими в летних лагерях. О том, что представляют собой эти занятия, рассказывают педагоги-психологи Центра Татьяна Давыдова и Жанна Глазунова.


Давыдова: Вообще летние каникулы, и уж тем более такие лагеря, — прекрасная возможность в свободной и непосредственной атмосфере помочь ребятам проработать те проблемы, которые мешают им легко находить контакт со сверстниками, адаптироваться в новой для них среде, побыстрее почувствовать себя органичной частью новой семьи. И то, что занятия эти проходят не индивидуально, а в группе, во многом помогает. Мы выезжаем в детские оздоровительные лагеря «Чайка», «Елочка» и «Олимп», где как раз и отдыхают дети из приемных семей.


— У вас заранее есть какой-то запрос от родителей или самих детей по поводу той проблемы, которую надо проработать?


Давыдова: Нет, с такими запросами мы чаще работаем на индивидуальных консультациях. Что же касается групповых занятий, то тут мы по большей степени обращаем внимание на развитие эмоциональной сферы, поскольку у таких детей она очень часто недостаточно развита.


Глазунова: Эти дети в той или иной степени пережили психологическую травму, которая в той или иной степени отражается на эмоциональной сфере: у кого-то это — потеря родителей или негативный опыт проживания в кровной семье; кто-то с рождения жил в организации для детей-сирот, а потом обрел приемную семью. Очень часто ребенок не только не умеет проговаривать свои эмоции, он даже не способен их идентифицировать, попросту говоря: он не понимает, что в данный момент чувствует. Поэтому приемные родители нередко удивляются: «Мы ему игрушку подарили, а он заплакал». А малыш просто не знает, как выражать радость. Вот этому мы и стараемся учить их на таких занятиях.


— А можно объяснить, как это происходит на каких-то конкретных примерах?


Давыдова: Мы сначала говорим с ним о том, что же это за эмоция – радость, в каких ситуациях они ее испытывали. Мы рисуем эту «радость», потом дарим рисунки друг другу, то есть учимся делиться положительными эмоциями. Очень важно научить ребенка распознавать не только свои эмоции, но и эмоции других людей, понимать, чем они вызваны. Группы детей делятся у нас по возрастам, так что и формы работы разные: у дошколят – по большей части игры, у подростков – более сложные упражнения и задания.


Глазунова: Знаете, любые попытки описать тренинг неизбежно упрощают его, сводят к какой-то формалистике. Мы можем рассказать, в какие игры мы играем с малышами, но внешне при этом будем выглядеть как аниматоры. А ведь все гораздо сложнее, и многие решения принимаются прямо в процессе занятия. Допустим, я вижу, что ребенок очень стеснителен, что у него занижена самооценка. Значит, я постараюсь выделить именно его, подчеркнуть его успехи. Тогда и он начнет чувствовать себя более значимым, и ребята станут воспринимать его по-другому. И вот таких задач, которые возникают по ходу тренинга, масса. Мы учим детей общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Мы обязательно касаемся нравственных аспектов. Взять ту же сказку «Незнайка», которую малыши так любят. Например, мы разбираем тот эпизод, где Незнайка карикатурно изобразил своих друзей, говорим о том, почему они на него обиделись, что он сделал плохо и неправильно, на что вообще люди могут обижаться и как надо себя вести, чтобы не лишиться окружения.


— Мне кажется, то, о чем вы говорите, было бы очень полезно всем детям, в том числе и из родных, кровных семей…


Давыдова: Очень может быть, потому что многие родители сегодня не умеют общаться с собственными детьми, не умеют выражать свои эмоции и понимать эмоциональное состояние своих родных детей. Им нередко кажется, что их главная задача – обеспечить ребенка материально, а в школе полагают, что главная задача – подготовить к ЕГЭ. В результате бывает и так, что такие дети сами просятся к нам на занятия, потому что им тоже становится интересно. Но для нас самое важное, чтобы детки из приемных семей научились с нами контактировать, нашли точки соприкосновения, общие темы для общения. Мы предлагаем им специальные игры, которые как раз и помогают наладить такое общение.


Глазунова: Нашим детям очень важно чувствовать, что они и на период отдыха не остаются без поддержки взрослых, им вообще очень важно и внимание взрослого человека, и его оценка.


Давыдова: Кстати, на занятиях мы сразу говорим им, что они могут обращаться к нам по именам и на ты. Знаете, как это быстро сближает?


Глазунова: А еще мы обязательно проводим занятия, которые помогают раскрыть творческое начало в каждом ребенке. Например, предлагаем им придумать, как нестандартно можно использовать самый обычный предмет. Знаете, такие упражнения помогают в будущем находить нестандартные решения в сложных ситуациях.


— А вы не могли бы привести какой-то пример типичных проблем у подростков именно из практики ваших занятий?


Глазунова: Вот такое интересное наблюдение. У нас есть задание: «Расскажи, кто ты». И на первых порах ты слышишь в ответ: «Я хороший, я послушный, я умный». То есть идут характеристики себя. Видимо, именно то, что они хотели бы слышать в свой адрес от взрослых. Но у них нет осознания собственных социальных ролей. Ну, например, никто не скажет: «Я сын, я мамин помощник» или: «Я брат, я защитник сестры». Потому что в детском доме у них не было таких ролей, они к этому не привыкли. Более того, ведь увлечение человека – это тоже часть его личности, поэтому можно сказать:«Я люблю рисовать», «Я люблю музыку», но это тоже редко приходит в голову. И мы начинаем с ними разговаривать о том, кем они ощущают себя в новой семье, за что они теперь отвечают, то есть помогаем определить новые социальные роли…


Давыдова: … и тогда из коротенького списка, состоящего из двух-трех пунктов, вырастает целое сочинение на двух сторонах листа. Как правило, такие проблемы бывают у детей, которых совсем недавно взяли в приемную семью. Многие родители не понимают, что это в любом случае эмоциональный стресс. Им кажется, что если они искренне любят приемного ребенка, то он тут же должен почувствовать себя родным. Увы, так не бывает, все равно какой-то адаптационный период должен пройти. У меня в практике был случай, когда приемная мама из самых лучших побуждений сразу же записала ребенка в несколько кружков и секций, наняла репетиторов, чтобы поскорее подтянуть его в школе. И пришлось объяснять, что на первых порах куда важнее не интеллектуальное развитие, а налаживание тесного эмоционального контакта, а уж всем остальным позже можно заняться.


Глазунова: Быстрее всего дети интегрируются в многодетных приемных семьях, где существуют свои семейные традиции, где установлены определенные правила жизни, сложились отношения. Там дети начинают ориентироваться на старших братьев и сестер, тянутся за ними и очень быстро встраиваются в систему этих отношений. А уж если родители с самого начала стараются вовлекать их в какую-то совместную деятельность, то им еще проще осознать и определить свою роль.


— Давайте вернемся к вашим групповым занятиям в лагерях. На что еще вы обращаете внимание?


Глазунова: Мы уже говорили о том, что у наших детей необходимо развивать эмоциональную сферу. А это означает: умение анализировать собственные эмоциональные переживания, владения ими, понимание эмоций других людей, ответственности за свои реакции и поступки, осознание того, что поведение другого человека может быть объяснено разными причинами. Очень важно объяснять им, что такое конфликт, что конфликты возможны и между близкими людьми. Очень часто приходится помогать им даже в том, чтобы подобрать правильные слова для выражения своих негативных эмоций, своего внутреннего несогласия с чем-либо. Их надо научить тому, что любая конфликтная ситуация – это возможность постараться понять другого человека, возможность самому рассказать о том, что тебя не устраивает или задевает. И что самое главное в любом конфликте – это суметь договориться, вместе найти тот вариант поведения, который устраивал бы все стороны. Мы моделируем с ними самые разные виды конфликтов, вместе ищем конструктивные способы их разрешения. То есть ребята уже заранее получают знания того, как правильно вести себя в той или иной сложной ситуации.


Давыдова: Мы очень серьезно готовимся к каждому тренингу, перерабатываем огромное количество литературы, нередко адаптируем упражнения именно к нашим детям, чтобы каким-то словом не задеть их. Если ребенок-сирота недавно пришел в приемную семью, то слова «мама» и «папа» пока еще могут причинять ему боль. А тут упражнение предлагает: «Как ты думаешь, что бы сказала о тебе твоя мама?» Вот и приходится «маму» менять на «Таню» или «Жанну». Короче, надо учитывать все тончайшие психологические нюансы, чтобы занятия на самом деле приносили только пользу. И знаете, к нашей радости к концу смены мы замечаем, как меняются ребята, насколько более коммуникабельными и уверенными в себе они становятся, насколько им проще после занятий общаться и со взрослыми, и друг с другом.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 18 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +16 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика



  Вверх