lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
29 июля 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Слово о победителях

29.07.2015 "Липецкая газета". Андрей Снегов
// Культура

Все чаще о Великой Отечественной пишут сегодня литераторы уже невоевавших поколений: дети, внуки и даже правнуки фронтовиков. Это закономерно. В конце концов, автор «Бородино» появился на свет после «грозы двенадцатого года», да и создатель «Войны и мира» сражался не против наполеоновского нашествия.


Не стоит гадать: придумал или узнал от кого-нибудь из ветеранов историю о том, как наш офицер не стал расстреливать немца, услышав его молитву за жену и детей, прозаик Николай Карасик, опубликовавший под названием «Битва за остров» отрывок из большого романа. Не смогу ответить и на вопрос, что натолкнуло Александра Титова написать трогательные и очень достоверные по атмосфере рассказы «Про Сапрона». Их герой — сперва разведчик, затем солдатский кашевар. Он то спорит с немецким коммунистом об участи Германии и России, то плачет над павшей кобылой, которая протрусила рядом с ним полвойны. Зато вполне понятно, из чего возникла повесть «Чистые Ключи». Несомненно, Александр Владимиров поведал в ней о своем военном детстве. Так или иначе, но тема войны, память о войне, отгремевшей без них или до них, не отпускают многих, кому довелось родиться незадолго до рокового сорок первого или вскоре после Победы. И оживает эта память в сердце отнюдь не только в преддверие майских праздников.


В первых двух номерах липецкого литературного журнала «Петровский мост» за нынешний год публикации, связанные с военным лихолетьем, занимают, естественно, особое место. Причем авторы не боятся всматриваться в самые трагические сюжеты, судьбы, отношения, пытаясь постичь, объяснить и меру ответственности, и силу верности, и степень вины, если кто-то не выдержал безжалостного испытания на излом. К примеру, не пробуя, разумеется, соперничать с Распутиным, Анатолий Морозов сделал центральной фигурой своего рассказа-были «Леша Подземельный» не героя, а труса, дезертира, который за малодушие до конца дней оставался чужим среди своих.


А вот Анатолий Коновалов вновь возвращается к «последним свидетелям» войны — детям. Фабула его короткого рассказа «Валькино письмо на фронт» почти исчерпывается самим названием. Сын солдата отправляет это самое письмо отцу на передовую с почтовым голубем, свято веря, что оно должно непременно дойти. А еще одна быль вышла из-под пера Юрия Рудакова — «Портрет солдата».


Отзывается тревожное эхо семидесятилетней давности и в поэтических строчках. Вместе с ушедшим в Красную Армию добровольцем в 1944-м Павлом Бессоновым подвигами солдат Победы вдохновились Владимир Фалин, Андрей Фролов, Михаил Трубицын, Юрий Ширяев, Наталья Ушакова и другие. Как будто о той эпохе все уже сказано, но каждый из них отыскал свой ракурс, свою интонацию. У Бессонова и Ширяева — открытая публицистическая патетика, обобщающий взгляд на славное минувшее Руси, России, Советского Союза:


Святая Русь,


Ты все слыхала:


Звон сабель и набата звон,


И от пожаров полыхала,


Ревущих с четырех сторон.


А вот у Фролова звучит протяжная, горькая, смиренная и тихая, как вздох, мелодия русской песни о выстоявших, да не доживших:


А за полюшком — овин


Да две хаты-мазанки,


У родителей был сын,


У войны — все пасынки.


Не упустили в «Петровском мосте» и возможность предложить читателям мемуары фронтовиков. В первом номере — записки политрука и инденданта «Тяжелые версты» Михаила Дунаева, во втором — «Рейды пикирующего бомбардировщика» Героя Советского Союза Гавриила Елецких. Эти далекие от литературных изысков исповеди — камертон. По нему поневоле проверяешь, насколько убедительны и честны беллетристические произведения о тех судьбоносных и страшных днях и ночах.


Разбираться в удачах и просчетах всей этой многоликой прозы и поэзии — дело долгое. Замечу лишь мимоходом, что иным авторам недостает мастерства, а кому-то — элементарного писательского ремесла. Не всякому романисту хватает дыхания на марафонскую дистанцию многостраничного текста. И тогда появляется газетная очерковость, тогда натыкаешься на откровенные штампы и банальности типа: «Человек должен быть всегда там, где труднее, где этого требует долг».


Любопытно: единственный писатель-ветеран Великой Отечественной Анатолий Баюканский представлен в «Петровском мосте» не окопной и не «лейтенантской» прозой, а фрагментом исторического романа на материале последних десятилетий аж позапрошлого века. «Соколиный полонез» — рассказ о сахалинской каторге, сумрачно-экзотический и на свой лад романтический. Баюканский переплетает судьбы участников Польского сопротивления, коренных сахалинских обитателей-гиляков, знаменитых уголовников вроде Соньки Золотой ручки и полновластного хозяина каторжного ада генерала Кононовича по прозвищу Указующий Перст. Повествование в духе Пикуля будет интересно любому, кто раскроет журнал.


Если продолжить обзор публикаций, не привязанных к юбилею Победы, то надо упомянуть достойные внимания работы публицистов и литературоведов. Обнаружит читатель и редкий для периодики жанр — драматургический. «Остановка» — «дуэтная» пьеса Ирины Тануниной. Она занимается театром давно и всерьез. Ирина руководила самодеятельными театральными коллективами. То есть драматургические опыты для нее не случайность и уже не проба пера. В «Остановке» всего два героя — Он и Она. Сперва между ними возникает как будто бы ни к чему не обязывающий разговор случайно встретившихся на автобусной остановке людей. А далее — нарастают и сложность отношений, и накал чувств...


В обоих номерах, помимо уже названных, множество стихов: от миниатюр старейшего поэта-земляка Бориса Шальнева, в которых главное — заостренная до афоризма мысль (кажется, такие короткие стихотворения Маршак окрестил «лирическими эпиграммами»), до подборок Татьяны Скрундзь, Михаила Червякова, Андрея Новикова. У них, напротив, до мысли, до сути иной раз добираешься с усилием, пробиваясь сквозь густую, переизбыточную и причудливую метафоричность.


В этих заметках, понятно, даже бегло не перечислишь всего опубликованного. Что отнюдь не означает: это не следует читать, а то и — рассматривать. Последнее относится к выразительным цветным вкладкам с фоторепортажем о шествии «Бессмертного полка» или со снимками «лесных скульптур» одаренного человека, мастера и фантазера Юрия Гусева.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 18 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Встают «кордоны» на дорогах

Сергей Константинов
// Общество

Союз под патронатом Меркурия

Владимир Михайлов
// "Липецкой газете" - 100 лет
Даты
Популярные темы 



  Вверх