lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
28 июля 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
История 

Выйти из реки другим человеком

Православный мир отмечает тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира
28.07.2015 "Липецкая газета". Александр Косякин
// История
Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Фото livejournal.com

Все проходит. Пройдет и непогодь на Украине. Время заметет путаные следы революционеров, развеет лозунги майдана, люди выберутся с кривой дороги на прямую, братские народы снова возьмутся за руки, вспомнив — ради чего их предки крестили Русь на Днепре. И Украина пойдет дальше, нога в ногу с Россией. Порукой тому — многокилометровые крестные ходы киевлян, идущих на Владимирскую горку, общие молебны и достойные слова о том, что князь Владимир Красное Солнышко — он свой, родной, близкий.


Конечно, свой! Но не с киевской же пропиской! Святые «прописаны» на небесах, там они предстоят перед Господом и молятся о нас, грешных. Крещение Руси случилось в Киеве, на Днепре, а Иордань теперь в России всюду, во всякой воде, куда входит православный на Крещение.


Крещение Руси приобщило ее к уже христианскому миру, породнило с Европой, обогатив ее, наполнив новыми смыслами, дав ей возможность дорастать до христианских идеалов с помощью вновь обращенных русских. В последнее время, правда, с этими смыслами на Западе не все ладно. Вот днями была передача по ТВ: показывали, как в Голландии заброшенные храмы (а почему, кто их забросил?) приспосабливают под гостиницы, рестораны, пабы и даже для катания на скейт-борде. Звучала мысль: ведь это же хорошо, когда дети катаются на своих досках не на улице, а под присмотром взрослых в … храме. А экскурсовод вел гостя в алтарь и рассказывал про жертвенник, про кровь Христову, овеществленную в вине, и пояснял: поэтому тут и устроен теперь бар со множеством бутылок.


Так обстоят дела в насквозь просвещенной Европе. Но не возгордимся и мы из-за того, что у нас по части святости как-то по-другому, что только в липецком крае за последние годы более двухсот церквей вернули к жизни. Будем помнить, что в них было еще недавно и почему они пришли в запустение. Мой вывод такой: цветущая и пахнущая Европа с ее однополыми браками и прочими демократическими заморочками потихоньку, изнутри, загнивает, а измученная, веками битая Россия, наоборот, выздоравливает. Хотя не все просто и в этом возвращении к жизни…


Но мы отвлеклись только для того, чтобы подчеркнуть: как сложно приходится нам сегодня, но насколько сложнее было тогда, более тысячи лет назад, когда князь Владимир сделал свой выбор и повел народ к Днепру.


Как это было? Может быть, стояла жара и все живое тянулось к воде, только в этот раз — еще и по другой причине. Возможно, не все в толпе понимали, что им предстоит совершить-пережить. Но главное, понимал он — киевский князь. Летопись сообщает нам о том событии так: «Вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте...»


Наверное, все было гораздо сложнее. Русь языческая принимала веру чужую, иноземную с трудом, она выстрадала эту веру за многие века в жадном поиске Истины. И сам князь-просветитель, прежде чем собрать на берегу свой народ, многое передумал и в себе переиначил. Ведь был он многоженцем, вел разгульную жизнь, жесток бывал и несправедлив по отношению к людям... Все переменилось в нем после крещения, князь стал другим человеком, в чем была видна помощь Господа. И — женщины. Да-да, в истории христианства на Руси отчетливо видна роль женщины. Вспомним, что бабка Владимира княгиня Ольга стала первой христианкой Руси, так что пример имелся. Тем более что и сам внук, и все его войско весьма почитали Ольгу как мудрейшую женщину.


Вообще случившемуся на Днепре предшествовали удивительные события. Вот хроника тех лет. После взятия Владимиром Херсонеса (основы греческого влияния в Причерноморье) император Византии, опасаясь дальнейшего похода русских, посылает к князю свою дочь Анну, к которой тот уже сватался. Это был обычный дипломатический ход того времени. Пока она добиралась до цели, Владимир неожиданно ослеп. К ужасу всего войска — полководец буквально был для воинов поводырем. И вот невеста и будущая жена, что называется, с порога проявляет характер и ставит условие: принять Святое Крещение и только после этого идти под венец по христианскому обряду. Тогда, мол, и наступит исцеление. Велика же была вера предков — все так и произошло. Владимир прозрел во время совершения святого Таинства! Какие же еще аргументы нужны были ему в тот час?! Любовь — сначала к женщине, а потом и к Богу — вела его…


Но то был его личный нравственный выбор, но не народа, поклонявшегося языческим богам. А нужно было и его завести в реку. Тут, конечно, имело место, как теперь бы сказали, административное давление. Вот цитата по летописям сказанного князем: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Тогда такое обещание стоило очень многого. Не знаю, можно ли верить летописцу, но он отмечал, что простой народ с радостью принял княжескую волю: «Услышав это, пошли люди, ликуя и говоря: если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». Конечно, в радости этой не было, не могло быть, истиной веры. Той, ради которой, к примеру, протопоп Аввакум сидел в яме и умирал на костре, но велик был авторитет Владимира в народе. Может быть, именно он первым дал повод ученым завести в школьные учебники тему роли личности в Истории. Князь, безу­словно, был личностью, и за ним пошли. Хотя в тот июльский день на Днепре кто-то из язычников, наверное, душил в себе слезы, обреченно наблюдая, как сначала срубили, а потом выпороли и пустили по течению их главного идола Перуна, не давая пристать к берегу… Похоже, Русь приняла христианство по своему смирению и послушанию, но народ еще долго сохранял в себе двоеверие. Славяне точно знали, как правильно ставить веник в квартире, чтобы не разгневать домового, и в то же время радостно отмечали Рождество Христово. И мы здесь не о прошлом, а о настоящем, о нас с вами. Тот, кто разворачивает свое авто, завидев черную кошку, или переходит улицу, встретив тетку с пустыми ведрами, поймет, о чем я… Тысячу лет прошло, сколько примеров истинной веры, жертвенности во имя Христа впитала в себя измученная История России, а маленький злой язычник все еще сидит в каждом из нас.


Но, возвращаясь на Владимирскую горку, хорошо бы принять такую мысль: князь христианином стал не сразу и даже его чудесное, от Господа, исцеление было лишь последним толчком. Он шел к Свету мучительно и долго, продираясь через мракобесие язычества, его зверства и жуткие казни. Можно сказать, что князь сам задушил в себе язычника, преследовавшего первых христиан, и стал в конце концов распространителем новой веры на Русской земле. Не зря в сугубой молитве его сравнивают с апостолом Павлом, который тоже был гонителем христиан, а потом стал любимым учеником Иисуса.


После крещения Владимир буквально стал другим человеком. Отказался идти войной на Константинополь. Стал тихим и смиренным. Истинность своей веры он доказывал личным примером. Милосердие к подданным, постоянные милостыни нищим, строительство храмов, надежная защита государства, расширение его границ — все это привлекало к нему народ. Он даже, как говорится, забежал вперед — запретил смертную казнь. Владимир распустил свой многочисленный гарем, он написал всем своим женам письма, в которых говорил, что отныне они свободны и имеют право выйти замуж за любого славного дружинника. В те времена это стало оглушительной новостью, ведь неугодных и надоевших жен было принято… убивать.


Помимо исторической роли, для нас пример (а правильнее сказать подвиг) Владимира важен еще своей человеческой сутью: и откровенный грешник может стать праведником. Или — по крайней мере попытаться. Этот путь в православии не окончен, пока ты жив и на что-то способен. Вплоть до последнего «прости», сказанного разбойником на кресте. И вот стоит перед глазами эта картина: князь на белом коне у самого берега, а мимо, в воду, идут люди… Князь ждет, но он знает: важно не только войти в эту реку, но и выйти из нее другим человеком…


Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 16 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зимой зоопарк спит? А вот и нет!

Ольга Геннадьевна КРИВОШЕЕВА, заведующая просветительским отделом Липецкого зоопарка.
// Общество

Чиполлино с волшебной палочкой

Алёна КАШУРА
// Культура

Однажды В Сан-Марино

Алёна КАШУРА
// Общество

Узнать. Исследовать. Рассказать

Алёна КАШУРА
// Общество
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Конь на F3

Олеся ТИМОХИНА   // Общество

Шторы мастера боятся

Юлия СКОПИЧ // Общество

Кадровые проблемы областного футбола

Геннадий Мальцев // Спорт

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество



  Вверх