lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 июля 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Император, ставший тортиком

16.07.2015 "Липецкая газета". Исаак Розенфельд
// Общество
Рисунок Андрея Исупова

Одноклассник моей жены затеял маленький эксперимент. Он вдохновился монологами на ТВ Михаила Задорнова. Кто их видел, в курсе: выступления юмориста прерываются чисто репортерскими кадрами уличных опросов. Журналисты задают простенькие смешные вопросы и получают чудовищно смешные по своей нелепости ответы. Нашего знакомого особенно впечатлил разговор с молодыми людьми о Наполеоне. У них интересовались, кто был все-таки императором Франции — Наполеон или Бонапарт. Кто-то смущенно ухмылялся, кто-то разводил руками или чесал в затылке, кто-то удивлялся: да разве Наполеон — это человек? Ведь так тортик называется.



И вот, рассказал нам упомянутый товарищ, позвонил он приятелю. Тому уже за пятьдесят. В школьные времена он был отпетым двоечником, едва переползал из класса в класс. Но, услышав про Наполеона и Бонапарта, разозлился: «Ты что, совсем тупой? Это ж один и тот же человек!»


Господа, я не удивлюсь, если попавшие в телеобъектив славные ребята благополучно сдали ЕГЭ, набрали приличные баллы, поступили в вузы. И неважно, что их реакция на бедного Наполеона, как минимум, свидетельствует, во-первых, о том, что они ухитрились либо не учить, либо забыть и мировую, и русскую историю. Во-вторых, не читали лермонтовское «Бородино», а кто и читал, ни бельмеса в нем не понял. И в-третьих, наверняка не держали в руках «Войну и мир». То есть баллы — отдельно, знания — отдельно. Постаревший советский двоечник, выходит, осведомленнее постсоветских троечников, а то и хорошистов с отличниками.


Эрудиция молодых в исторической науке — повод для бесчисленных анекдотов. Но смеяться над ними грешно, потому как анекдоты-то эти из жизни. И насчет участия маршала Жукова в военном совете в Филях в 1812 году. И насчет Ленина — главного олигарха России. И насчет битвы за Сталинград, начавшейся, оказывается, прямо 22 июня 1941-го. Причем немецкой армией командовал сам Адольф Гитлер.


Невежество, впрочем, не ограничивается историей. На том же ТВ очаровательную барышню просят сообщить, сколько частей света ей известно. «Шестнадцать!» — радостно провозглашает она. Не знать азы из школьной программы уже не стыдно. А чего стыдиться-то? Я как-то наблюдал «звезд» эстрады и телеэфира в передаче про то, как заработать миллион. Они несли несусветную ахинею и обаятельно улыбались. Так что и для самого несообразительного подростка это было моментом истины: по жизни популярность и бабло — отдельно, а элементарная образованность — отдельно. Одно с другим не связано. Одно от другого не зависит.


Собственно, все начинается, а правильнее заметить — ничего не начинается задолго до школы. Сорок или пятьдесят лет назад детсадовец уже запоминал имена Суворова, Володи Дубинина, Юрия Гагарина. Взрослые читали им тоненькие книжечки с крупным шрифтом и обилием картинок про Пушкина и Арину Родионовну, про храброго князя Александра Невского, про пограничника Карацупу и его умного пса. «В первый раз в первый класс» малышня приходила уже с каким-то, пусть небольшим, но багажом. А сегодня у меня возникает ощущение, мамы с папами хлопочут лишь о том, чтобы дитятя читало по складам и считало до десяти. Да и в детсадах развитие, похоже, толкуют иной раз узко и прагматично.


Да что в детсадах! Наш земляк, летчик-испытатель, Герой России Александр Петров часто ездит в город Вольск Самарской губернии. Он там рос, учился, ему даже присвоили звание Почетного гражданина земли вольской. Естественно, его везде ждут, везде просят выступить, он буквально нарасхват.


Случалось Петрову встречаться и с учениками школы имени Талалихина. В ее стенах — культ этого действительно легендарного Героя Советского Союза. Портреты Талалихина, музей Талалихина. Наверное, любой первоклашка не хуже завзятого экскурсовода подробно изложит, что именно совершил Талалихин на войне. Но однажды Петров попробовал выяснить, что знают «талалихинцы» о другом летчике — Николае Гастелло. Его судьба, к слову, тоже связана с Вольском. И в классе наступило молчание. Петров увидел потупленные глаза. О Гастелло здесь слыхом не слыхивали. А зачем? Может, где-нибудь школа носит имя этого самого, как его, Гастелло. Вот ее ученикам и полагается вникать в историю его подвига. А у нас — Талалихин. За Талалихина, не исключено, учителя и оценки ставят. А за Гастелло ни пятерки, ни тройки не получишь.


По-моему, это психология, сформированная эпохой ЕГЭ. Учить следует только то, без чего не справишься с тестами. Остальное побоку. Знания в итоге дискретные, как теперь выражаются, пиксельные, не связанные между собой. Бал правят баллы. Они и порождают бессвязность, безмыслие, отсутствие интереса.


Не люблю теорий о всякого рода заговорах. Но тут поневоле задумаешься о заговоре против образования. А вдруг кому-то нужен и выгоден человек, чьи мозги как чистая доска? Раз чистая, стало быть, пиши на ней что угодно. Невежды и даже полузнайки беззащитны.


Заглянут они, предположим, в книжку и натолкнутся на фразу про «бездарность советского военно-политического руководства» в годы Великой Отечественной. Брошено вроде бы мимоходом. Дескать, ну кому это неизвестно, так оно и было, здесь и доказывать нечего. И паренек про «бездарность» Жукова, Рокоссовского, Конева запомнит, благо в голове у него вместо достоверной информации о войне — пустота. А природа пустоты не терпит. Или попадется все тому же молодому гражданину России в Интернете гнусная резолюция Парламентской ассамблеи ОБСЕ, что поровну раскладывает вину за войну, геноцид, преступления против человечества на нацистскую Германию и Советский Союз. Да к тому же по ТВ ему покажут пару-тройку сериалов типа «Штрафбата» или «Молодой гвардии», так сказать, для закрепления материала. Почитает он все это, посмотрит и сильно засомневается: а надо ли писать с заглавных букв слова «Великая Победа»?


Эти сомнения, зафиксированные на «чистой доске», касаются не только войны и Победы. Тролли неустанно выискивают, что бы еще развенчать, обнулить, обгадить. Вожди, военачальники надоели? А давайте напишем что-нибудь поганенькое об Антоне Макаренко. А давайте сочиним дурацкие обвинения Михаилу Шолохову. Те, кто не заглядывал ни в «Педагогическую поэму», ни в «Тихий Дон», глядишь, и поверят. И у них навсегда отложится: и кумиры в России гнилые, и герои сомнительные, и вся страна никуда не годится.


Когда мы разговаривали с Александром Петровым, он недоумевал: почему у нас просветительских и патриотических каналов раз, два и обчелся? И неужто просвещать, а не запутывать входит в обязанности исключительно специализированного телевещания — каналов «Культура» да «Звезда»? А остальной эфир свободен от таких обязательств?


Вопросы по существу. Но ответов мы с моим гостем Героем России так и не нашли...

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 18 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Придумай, сделай, прикати!

 Анна СОЛНЦЕВА
// Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Арт-терапия в красках

 Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ
// Общество

Зарядились «Энергией лета»

Ирина ОВЧИННИКОВА
// Спорт
Даты
Популярные темы 



  Вверх