lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 июля 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
История 

Первый полёт

16.07.2015 "Липецкая газета". Александр Артемьев
// История
Иллюстрации из личного альбома Александра Артемьева
Иллюстрации из личного альбома Александра Артемьева

Сорок лет назад в космос отправились пилотируемые корабли двух государств — советский «Союз» и американский «Аполлон»

Это событие оставило заметный след в истории мировой пилотируемой космонавтики. Впервые две великие державы, преодолев политические противоречия, смогли решить сложнейшую техническую задачу стыковки на орбите и совместной работы советского и американского экипажей. Этот полет стал также демонстрацией возможностей, которые открываются перед человечеством при объединении усилий многих стран в деле изучения и освоения космического пространства в мирных целях. И конечно, экспериментальный полет «Союз»—«Аполлон» («ЭПАС») дал очень много для укрепления доверия между нашими странами, способствовал развитию взаимопонимания и дружеских связей между двумя народами.


Путь к «ЭПАС»: политика, техника, люди


В апреле 1970 года в ходе космического полета «Аполлона-13» к Луне произошла серьезная авария, поставившая на грань жизни и смерти экипаж корабля. Благодаря мужеству, высочайшему профессионализму и слаженности работы астронавтов Ловелла, Хейза и Суиджерта, а также наземных служб трагедии не случилось, спускаемый аппарат «Аполлона-13» благополучно вернулся на Землю. Когда шла напряженная борьба за жизнь американских астронавтов, Советский Союз предложил свою помощь США: советские суда, находившиеся поблизости района приводнения «Аполлона» в Тихом океане, были готовы принять меры по спасению астронавтов, все радиопереговоры в эфире на частотах американских средств управления полетом и поиска спускаемого аппарата были прекращены, чтобы не мешать спасательной операции. Именно тогда в Советском Союзе и США и зародилась идея создания систем, которые обеспечили бы взаимное спасение космических экипажей в ходе пилотируемых полетов. Первые рабочие контакты специалистов космической отрасли СССР и США вылились в договор между нашими странами, заключенный в 1972 году в ходе переговоров лидеров двух мировых держав Леонида Брежнева и Ричарда Никсона. Он пре­дусматривал осуществление первого совместного полета двух кораблей наших стран со стыковкой на орбите.


Надо отметить то, что помимо преодоления сложных политических противоречий между нашими странами было необходимо решить еще огромный комплекс технических проблем. При создании космических пилотируемых кораблей принимались технические решения, не позволяющие «с ходу» выполнить стыковку «Союза» и «Аполлона» на орбите и совместные работы экипажей. Среди таких проблем, например, были: разная атмосфера в космических кораблях, разная конструкция стыковочных узлов, радиотехники, связи...


Все эти сложности были благополучно преодолены. Оба корабля прошли необходимую модернизацию. Понимая важное политическое значение совместного эксперимента в космосе, советская сторона приняла ряд дополнительных мер для успеха космического полета. Так, космический корабль «Союз» прошел ряд испытаний в беспилотных полетах, а в декабре 1974 года на орбиту стартовал «Союз-16», на борту которого находились космонавты Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников. В ходе этого испытательного полета были проверены все системы корабля, имитировались маневры на орбите и даже стыковка с американским кораблем.


В советский и американский экипажи были включены опытные космонавты и астронавты. Командиром «Союза» был назначен Алексей Леонов, первый в мире человек, работавший в открытом космосе в 1965 году. В конце 60-х Алексей Архипович проходил специальное обучение на базе Липецкого авиацентра, участвуя в подготовке к высадке на Луну. Затем в качестве командира корабля «Союз» он готовился к полетам на орбитальные станции «Салют». Бортинженером стал Валерий Кубасов, в 1969 году участвовавший в групповом полете трех наших кораблей «Союз», а затем вместе с Алексеем Леоновым проходивший подготовку к полетам на орбитальные станции «Салют».


«Аполлон» пилотировали Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дик Слейтон. Стаффорд уже четвертый раз стартовал в космос. До этого он участвовал в полетах по программе «Джемини», летал на «Аполлоне-10» к Луне и провел генеральную репетицию высадки на ее поверхность. Вэнс Бранд и Дик Слейтон полетели в космос впервые, но это не значит, что они были новичками в космонавтике. Бранд был дублером нескольких лунных экипажей, готовился по программе «Скайлэб» в качестве командира спасательного корабля. А Слейтон был вообще легендой американской астронавтики: ветеран Второй мировой войны, военный летчик и летчик-испытатель, он состоял в первой «великолепной семерке» пилотов кораблей «Меркурий», но по состоянию здоровья (медики нашли у него отклонения в работе сердца) был снят с подготовки к космическому полёту. В дальнейшем Слейтон возглавлял отряд американских астронавтов, занимался отбором и формированием экипажей, в том числе и экипажа «Аполлона-11», члены которого выполнили первую посадку на Луну. Но Слейтон оставался человеком целеустремленным и упорным. Он много занимался, провел необходимые процедуры лечения, физически укреплял свой организм и добился возвращения в отряд астронавтов как активный пилот. К моменту старта «Аполлона» к «Союзу» Дику Слейтону был уже 51 год.


Оба экипажа тщательно готовились к совместному полету, изучали корабли партнеров, проходили тренировки в подмосковном Звездном городке и в американском Центре подготовки в Хьюстоне (штат Техас). Они взаимно освоили языки: наши — английский, а американцы — русский. И самое главное — в ходе подготовки к космическому полету космонавты и астронавты по-настоящему подружились, научились хорошо понимать друг друга, создали единую и сплоченную команду.


Встреча над Эльбой


15 июля 1975 года. Первым с космодрома Байконур стартовал «Союз-19». Через семь с половиной часов, когда «Союз-19» пролетал над космодромом имени Кеннеди (штат Флорида, США), к нему навстречу вылетел «Аполлон». Через двое суток над Западной Европой, а если точнее, над Эльбой (очень символичный знак в год 30-летия встречи союзных войск на берегах этой реки и победы над фашистской Германией!) два корабля встретились в космосе и успешно состыковались. Затем в течение трех суток совместного полета астронавты «Аполлона» «ходили в гости» к космонавтам «Союза» и наоборот, проводились совместные научные исследования и эксперименты, на Землю велись телевизионные передачи о работе на орбите, организовывались пресс-конференции.


Нашлось время и для отдыха и шуток. Так, во время первого «визита» американских астронавтов на борт корабля «Союз» в отсутствии связи с Землей Леонов и Кубасов решили угостить Стаффорда и Слейтона по русскому обычаю. Откуда-то из тайника были извлечены тубы, на которых красовались этикетки русской водки. Американцы поверили и всерьез собрались вместе с нашими космонавтами отметить успех. Каково же их было удивление, когда в тубах они обнаружили совсем не водку, а суп и борщ, то есть именно то, что там и должно быть. Это здорово всех развеселило.


Не обошлось и без неприятностей. Ещё при старте нашего корабля «Союз-19» вышла из строя телевизионная система. Срывались репортажи с орбиты. Поэтому Леонов и Кубасов вместо отдыха и сна искали причину отказа и с помощью подручных средств и при поддержке наземных служб провели ремонт сложной телевизионной техники. Все вздохнули с облегчением, когда на Земле увидели первую цветную телевизионную картинку с борта «Союза».


И у американцев возникли проблемы сразу после старта. Долго астронавты не могли открыть люк шлюзового отсека. Его заклинило. Это не мешало стыковке, но тогда бы не состоялись переходы астронавтов и космонавтов в корабли партнёров. Срывалось выполнение главной цели совместного полёта. В конце концов, приложив огромные физические усилия и смекалку, астронавты смогли выйти из затруднительного положения и справились с капризным люком.


После проведения совместных работ корабли расстыковались, а потом космонавты и астронавты вернулись на Землю. Но при возвращении «Аполлона» возникла еще одна нештатная ситуация: в отсек экипажа просочились ядовитые пары топлива двигателей ориентации, астронавты стали задыхаться. Положение спас Стаффорд. Он экстренно надел кислородные маски себе и остальным членам экипажа. Таким образом удалось избежать серьезного отравления, хотя астронавты успели надышаться токсичными парами и потом достаточно долго приходили в себя.


Экспериментальный полет «Союз» — «Аполлон» подтвердил возможность создания совместных средств спасения космонавтов на орбите вокруг Земли, стал основой реализации в дальнейшем грандиозных планов международных пилотируемых экспедиций.


Судьба экипажей и программы


По-разному сложилась дальнейшая судьба экипажей «Союза» и «Аполлона». Алексей Леонов больше в космос не летал. Ему было присвоено звание «генерал-майор», и он долгое время возглавлял один из отделов Центра подготовки космонавтов, занимаясь вопросами отработки стыковки космических кораблей и станций.


Алексей Архипович до сегодняшнего дня, несмотря на свой возраст (ему в конце мая исполнился 81 год), остается активным человеком. По его инициативе и с его постоянным участием проходят традиционные «Гагаринские чтения» на родине первого космонавта планеты. Он не раз бывал в нашем городе, посещал Липецкий авиацентр. Он остается прекрасным художником, пишущим картины на тему космоса.


Валерий Кубасов еще раз поднялся в космос в 1980 году, уже командиром космического корабля «Союз», в экипаже которого был первый венгерский космонавт Берталан Фаркаш. В дальнейшем Кубасов много работал в НПО «Энергия», занимаясь техническими вопросами, а также разрабатывая методики подготовки космонавтов к полетам. В 2014 году Валерий Кубасов умер.


Томас Стаффорд долгое время в чине генерала возглавлял самый престижный испытательный авиационный центр Америки — базу «Эдвардс». Был и остается консультантом правительства США по вопросам пилотируемой космонавтики. Был одним из руководителей проекта Международной космической станции с американской стороны. Кстати, его отношение к нашей стране сыграло весьма положительную роль в развитии этого совместного проекта: у нас не все клеилось с запуском первых модулей этой станции, и в Конгрессе США возникли претензии и недоверие к российскому партнеру. Слово Стаффорда в нашу поддержку было очень важно и своевременно. Уважение к нашей стране, к нашему народу осталось у Стаффорда навсегда. Так, в 2004-м ветеран американской астронавтики принял на воспитание двух детей-сирот из России. Один из внуков Стаффорда носит русское имя Алексей.


Дональд Слейтон больше в космос не летал. Он занимался активно публичной деятельностью, участвовал в международных форумах. К сожалению, сегодня Слейтона в живых уже нет: он умер в 1993 году.


Вэнс Бранд оставался долго активным астронавтом. Он еще три раза поднимался в космос на кораблях «Спейс Шаттл». В настоящее время на заслуженном отдыхе.


Каково же было дальнейшее развитие программы «Союз» — «Аполлон»? Успех этого полета открывал возможность для новых совместных экспериментов в космосе. И уже велась подготовка к полетам американского многоразового корабля «Спейс Шаттл» к советским орбитальным станциям «Салют». Однако к концу семидесятых годов в отношениях наших стран наметились серьезные осложнения. Тому было несколько причин: ввод советских войск в Афганистан (1979 год), сбитый советскими средствами ПВО корейский пассажирский «Боинг», объявление президентом США Рональдом Рейганом Советского Союза «империей зла» и под шумок начало работ над проектом «звездных войн». В 80-х СССР и США были на пороге космической гонки вооружений. Ясно, что в это время уже было не до совместных проектов.


Политические изменения в мире в начале 90-х годов дали возможность России и США вернуться к теме совместных пилотируемых полетов, и то, что задумывалось ранее, стало реальностью в 1995 году, когда впервые к российскому орбитальному комплексу «Мир» причалил американский «Шаттл».


Следующим этапом развития совместных работ в космосе стала Международная космическая станция. Первый ее модуль — российский блок «Заря» — был построен на американские средства и запущен в ноябре 1998 года. А сегодня, спустя уже семнадцать лет с начала строительства, Международная космическая станция стала многомодульной орбитальной лабораторией, общая масса которой превысила 400 тонн! На МКС постоянно с 2000 года работают совместные экипажи космонавтов не только России и США, но и других стран-участниц проекта (их всего 16), проводятся уникальные научные исследования и технические эксперименты, открывающие огромные перспективы для мирного освоения космоса.


Правда, периодически возникают серьезные трудности в ходе реализации проекта. Так, в 2003 году катастрофа «Колумбии» и гибель семи американских астронавтов потребовали остановки эксплуатации «Шаттлов». На два с половиной года задержалось дальнейшее строительство станции. А в 2011 году состоялся последний полёт этого многоразового космического корабля, программа закрыта. Теперь уже Россия спасает положение: наши «Союзы» и «Прогрессы» стали надёжным средством смены экипажей и снабжения станции. Постепенно американские частные компании, а также Европа и Япония со своими грузовыми кораблями становятся «космическими извозчиками».


Что будет дальше в международном сотрудничестве в пилотируемой космонавтике? Пока реальных планов нет. Однако этот вопрос дискутируется как в научном сообществе, так и на уровне правительственных организаций различных стран. Есть перспектива начала совместной деятельности в космосе России и Китая. Изучаются предложения России о создании совместной программы пилотируемых полётов в рамках международной организации БРИКС. В новой Федеральной космической программе России на 2016-2025 годы есть конкретные планы пилотируемых полётов к Луне. А там уже вырисовываются и марсианские экспедиции.


Россия располагает всем необходимым для того, чтобы активно включиться в программы межпланетных перелетов. И самое главное, мы, Россия и США — ведущие космические державы, обладаем бесценным опытом осуществления международных космических полетов, первенцем которых стал «Союз» — «Аполлон».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 21 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +17 C°  Ночь: +4C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Красная шапочка из ВАловского Кавказа

Александр Гришаев
// Общество

В бой идут одни казаки

Михаил Зарников, фото автора
// Общество
Даты
Популярные темы 

Микромир (ФОТО)

Евгения Ионова // Общество

Голубая точка

Евгения Ионова // Общество

«Елец» вернули с небес на землю

Иван Алексеев // Спорт

Недобросовестных игроков в реестре не держат

Светлана Николаева // Экономика



  Вверх