lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
29 июня 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Жизни даль деля на вахты… (фото)

29.06.2015 "ЛГ:итоги недели". Ольга Глушкова
// Общество

Четыре года и два месяца – по морям под волнами: его лодка прошла десятки тысяч километров – от северного Баренцева моря до Саргассова, что омывает берега Кубы



История дизельной подводной лодки «Б-4»


31.08.1961 года – вступление в строй ВМФ СССР  01.10.1962 года – начало операции «Кама»


18.01.1963 года – присвоено наименование «Челябинский комсомолец» В 1961–1988 годах находилась в составе подразделений Северного флота  В 1966 году – переход Полярный – Александрия (Египет). Оказание помощи дружественному Египту в египетско-израильском конфликте 1966 года


В 1970 году за успехи в боевой и политической подготовке экипаж «Б-4» награждён Почётной грамотой ЦК КПСС к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина  1981 год – боевая служба в Средиземном море  В 1988 году лодка исключена из состава ВМФ. Разрезана на металл


Парадную форму Алексей Степанович Щетинин надевает по самым торжественным случаям – 9 Мая, в День Военно-Морского флота, 23 февраля и на профессиональный праздник моряка-подводника, который отмечают 19 марта. Нам было очень приятно, что Алексей Степанович чуть-чуть нарушил традицию – в редакцию «Итогов недели» он прибыл при полном параде: чёрная пилотка, в полоску воротник на белой форменке, широкий кожаный ремень с якорем на блестящей бляшке. На груди – медали, в руке – слегка пожелтевший от времени флаг, который в 1962 году развевался на рубке подводной лодки «Б-4».


ФОТО


На этой субмарине Алексей Щетинин служил последний год – в 1962-м. С ней связаны самые значимые события, самые волнующие воспоминания. Это та самая «везучая» «бука» (так звали дизельные лодки класса «Б» – то есть большая – советские моряки), которая с ещё тремя лодками выполняла секретное задание – участвовала в операции «Кама», совершив знаменитый Карибский поход из Баренцева в Саргассово море и обратно.



С любимого Дона – на Северный флот


В детстве он о море не мечтал. Даже не думал о нём, ведь всегда рядом была его река – прекрасный быстрый Дон, на высоком берегу которого стоял дом Щетининых – родовое гнездо Алексея Степановича.


– Я родился в прекрасном месте – в Краснинском районе. Наше село Отскочное располагается на возвышенности. Места у нас исключительные, живописные, вода в реке чистейшая, летом всё кругом благоухает ароматами трав и цветов. Я и сейчас каждое лето провожу в Отскочном. Правда, тот дом, где я родился и вырос, не сохранился. Построил новый.


Окончив семилетку, Алексей пошёл работать в колхоз – мастером на все руки. Как выразился сам моряк, профессия его называлась «бери больше – кидай дальше». Это была первая трудовая вахта молодого Алексея Щетинина.


В 1958 году пришло время отдавать воинский долг Родине. В какие войска попадёт, не знал. Когда прибыл на распределительный пункт в Грязи, там «купцы» от морфлота отобрали несколько новобранцев и с медиками устроили для них проверку. Сажали в специальное кресло, и оно начинало быстро крутиться. Кто после такой карусели на ногах твёрдо держался, да ещё ровно по начерченной линии мог пройти, отправлялся в одну шеренгу. Остальные – в другую.


Так проверяли устойчивость вестибулярного аппарата, перенесёт ли новобранец морскую качку. Алексей Щетинин испытание выдержал. И вместе с несколькими другими земляками его отправили в Кронштадт учиться на моряка-подводника.



Первая секретная вахта


Девять месяцев обучали молодое пополнение всем тонкостям военной службы, устройству подводной лодки. А дальше ждал Алексея Щетинина городок Уру-Губа, где располагается одна из баз Северного флота.



«А там, далеко в море штормы седые, А там, в глубине, звёзды им не видны, Но службу несут, охраняя Россию, Сегодня матросы, вчера – пацаны».


(Татьяна Казачкова).



– Год отслужили, команда подобралась дружная, мы были на хорошем счету у командования. И вот однажды посылают нас в дальний поход – следить за натовскими кораблями, – рассказывает Алексей Степанович. – Это же были годы «холодной войны». И многие европейские государства придерживались политики Штатов, впрочем, как и сейчас. Так вот, норвежские лидеры в 1959 году «кричали», что в НАТО страна вступать не будет. Но, по сведениям наших разведчиков, норвежцы одновременно вели переговоры с американцами. И доложили, что примерно в такой-то день прибудет высшее начальство в Норвегию из Англии агитировать за вступление в НАТО. Мы должны были этот факт зафиксировать, подтвердить.


Поход затянулся на целый месяц. Ждали-ждали, «караулили» каждый день.


– И вот как-то утром всплываем, командир перископ поднял, смотрит в него да как закричит: вот они, совсем близко! А я в центральном отсеке вахту нёс на рулях, – вспоминает Алексей Степанович. – Командир быстро сделал несколько снимков натовского корабля. И – срочное погружение. Доложили начальству обо всём. И нам приказ: возвращайтесь на базу.


На пристани команду встречали, как героев. Задание выполнили! Всем членам экипажа выдали значки «За дальний поход». Для Алексея Щетинина он до сих пор самый памятный и дорогой.


После тяжёлого задания ребятам нужно было отдохнуть, набраться сил. И моряков отправили в дом отдыха под Ленинград.



 Боевое крещение «Б-4»


31 августа 1961 года в строй ВМФ СССР вступила новая подлодка «Б-4». Её отправили на Северный флот. На ней и продолжил службу наш земляк Алексей Щетинин.


– На этой лодке я служил боцманом, это ответственная должность – весь корабль на мне, – посвящает нас в тонкости службы Алексей Степанович. – Вообще боцманами всегда назначали сверхсрочников. А мой командир Рюрик Александрович Кетов говорит начальству: у меня есть свой боцман, он всё умеет, буду с ним работать. Рюрика Александровича очень уважали, считались с его мнением. Потому и согласились назначить боцманом срочника. Такого командира, как Кетов, поискать: верный, справедливый, честный, мужественный, за команду горой стоял. У нас с ним хорошие отношения сложились. До сих пор переписываемся, встречаемся. Таких бы людей сейчас побольше – глядишь, и России легче бы пришлось в автономном плавании.


В 1962 году лодка «Б-4» вошла в состав 69 бригады ПЛ, созданной специально для похода на Кубу. Самым опасным периодом «холодной войны» между СССР и США считается именно Карибский кризис 1962 года. Противостояние двух сверхдержав достигло критической точки. Американцы решились на военно-морскую блокаду Кубы с целью вынудить Советский Союз убрать с её территории ракеты средней дальности Р-12. Обстановка была предельно накалённой – любой конфликт мог послужить началом Третьей мировой войны.


И в этом опасном противостоянии двух держав предстояло сыграть решающую роль четырём подводным лодкам-«букашкам» 69-й бригады Северного флота. Первого октября 1962 года начался знаменитый Карибский поход.



«…От них (подводных лодок. – Прим. автора) зависело будущее мира. Тогда всё внимание было приковано к Кубе, где разгоралось противостояние между СССР и США. И оно вполне могло закончиться ядерной войной. Картину тех событий историки восстанавливают до сих пор» – писал «Московский комсомолец. Санкт-Петербург» в 2013 году.



Опасная вахта – Карибский поход


Экипажи получили приказ скрытно подойти к кубинским берегам и атаковать любой американский корабль в случае перехвата советских грузовых судов.


– Мы понимали, с задания можем не вернуться – буквально на волоске висела судьба всего мира, – говорит Алексей Степанович Щетинин. – Мы отправились в поход в условиях абсолютной секретности. Беспрепятственно пройти Атлантику было очень сложно – по дну в разных местах, начиная от Норвежского моря, были расставлены улавливающие устройства, которые фиксировали местонахождение подводных лодок. Но наша разведка тоже работала отлично. Она указала путь и наиболее безопасное время, чтобы проскочить «маячки». И мы проскочили – прошли незамеченными. Сумели мы преодолеть и множество противолодочных барьеров на подходах к Кубе.


Через две недели после начала похода советские подводные лодки были уже в центре Атлантики. Им удалось пройти большую часть пути, оставаясь незамеченными.


20 октября 1962 года, на двадцатые сутки плавания, в Саргассовом море лодки Б-130, Б-36, Б-59 и Б-4 оказались в сложнейших условиях. Четырём одиноким советским субмаринам противостоял многочисленный американский флот, в том числе восемь авианосцев и вертолётоносцев, да ещё и корабли охраны, самолёты берегового базирования, которым была поставлена задача: обнаружить и принудить к всплытию советские лодки.


Дизель-электрические подводные лодки того времени были вынуждены ежедневно всплывать для подзарядки аккумуляторных батарей. Делали они это аккуратно, чтобы оставаться незамеченными. Но у берегов Кубы обстановка была такова, что даже при РДП (работа дизеля под водой) сделать это было крайне сложно. (РДП – выдвижное устройство, которое использовалось при перископном положении лодки для подачи атмосферного воздуха в дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей. Для исключения затопления ПЛ через выхлопной и заборный трубопроводы на них установлены клапаны, автоматически закрывающиеся при захлестывании волной или погружении ПЛ. РДП позволяет дизельным ПЛ увеличить дальность плавания, заряжать аккумуляторные батареи, пополнять запасы сжатого воздуха и вентилировать помещения без всплытия на поверхность, что повышает их скрытность).


Ещё одно испытание – высокая температура в отсеках, доходившая до 60 градусов. Техника, предназначенная для работы в северных широтах, в тропических условиях часто выходила из строя.


– Многие не выдерживали высокой температуры, падали в обморок, случались тепловые удары. Тем, кто покрепче, приходилось сутками нести вахту, – вспоминает Алексей Щетинин. – Я однажды почти трое суток сидел на рулях, без смены. Позвал меня командир: боцман, тут парню совсем плохо, весь варёный, иди, принимай вахту. Мы покрывались прыщами, потому что умывались только солёной водой, нам выдавали специальное мыло для морской воды. На лодке стояли опреснители, но мы экономили пресную воду для питья.


Особенно опасными были выходы из строя, пусть даже кратковременные, приёмников, через которые на ПЛ получали информацию о работе патрульных самолётов США. Некоторым лодкам приходилось «подвсплывать» каждые четыре часа для сеансов связи. Длительное время находясь под водой, подводники не знали обстановки и только по отсутствию реальной бомбёжки понимали, находятся СССР и США в состоянии войны или нет. К тому же лодкам приходилось маневрировать с боевыми торпедами на борту – малейшая ошибка могла привести к непоправимым последствиям… 



Ветераны холодной войны


Президент Кеннеди пообещал своему народу не пропустить русские лодки западнее 60-го меридиана. Три наши ПЛ американским военным удалось обнаружить и заставить всплыть. И лишь «Б-4» под командованием Рюрика Кетова была неуловима – натовцы так и не смогли её поймать и вынудить подняться на поверхность.


– Однажды, уже у берегов Кубы, нас засекли с самолёта. Было раннее утро, мы поднялись для подзарядки. Командир был спокоен: сегодня воскресенье, американцы – народ верующий, они по воскресеньям в церковь ходят. Только проговорил, смотрим – самолёты натовские летят, – рассказывает Алексей Степанович. – Мы быстрее под воду. Американцы увидели подлодку, но чья она – не поняли. И начали нас бомбить. Корабли ещё пригнали. В общем, все силы бросили, чтобы нас поймать. Снарядом повредили рубку – выбило сальник. Рубка стала наполняться водой. Мы быстро задраили нижний люк, чтобы вода не попала в лодку. С трудом, но оторвались от американцев. Нужно было заменить сальник. Вызвался мичман, сверхсрочник. Мы создали в рубке давление, откачали воду, там получился вакуум. Мичман сальник поменял, доложил, что всё в порядке, и начал было спускаться по трапу, а сил нет. Он просто упал сверху, как мешок. Мы его подняли, дали вина, еды.



«Ввиду долгосрочной разлуки всем выдан Абрау-Дюрсо». (Из песни Булата Окуджавы).



С изменением политической ситуации прорыв подводных лодок на Кубу отменили, но «Б-4» с двумя другими лодками 69-й бригады оставались на боевой позиции. А потом получили приказ возвращаться домой – на Кольский полуостров.


Перед высшим военным руководством страны всем участникам похода пришлось держать ответ за три обнаруженные противником подлодки. Оказалось, руководство было уверено: на Кубу отправили атомные подводные крейсеры. А когда разобрались, что лодки были дизельные, командиров оставили служить на флоте.


– Советское руководство не оценило по заслугам подвиг подводников, нашего экипажа и нашего командира Рюрика Кетова, – говорит Алексей Щетинин.


Из сборника воспоминаний «Карибский кризис. Противостояние»:


«…Только личное вмешательство Командующего СФ адмирала Владимира Афанасьевича Касатонова убедило Главкома не наказывать командиров за потерю их лодками скрытности. Адмирал Касатонов считал, что командиры достойны награды. Но только один – командир лодки «Б-4», которая не была поднята на поверхность американцами, капитан 2 ранга Рюрик Александрович Кетов был награждён орденом Красной Звезды. Наградили и нескольких моряков.


…Выслушав доклады командиров, первый заместитель министра обороны СССР начал распекать их за всплытие на поверхность по принуждению американцев и потерю скрытности. Но когда узнал, что лодки были дизельные, сильно удивился и спросил: «А почему у вас были не атомные лодки?». Но этот вопрос надо адресовать другим лицам. Вернулись командиры в Полярный понурые, но живые, за что и были благодарны». 



Когда с начала Карибского кризиса прошло 50 лет, всех подводников, участвующих в операции на Кубе, пригласили в Санкт-Петербург на празднование. Это были уже не те молодые ребята, что прошли под носом у натовских наблюдателей, а убелённые сединами офицеры, бывшие командиры, боцманы и мичманы, рядовые моряки... Защитники!


– Мы молоды душой, – улыбается Алексей Щетинин. – Я со своим командиром Рюриком Кетовым от души наговорился, всё вспомнили. Он ко мне на родину в Отскочное приезжал. До сих пор почти каждое лето наведывается.


Военное руководство страны вручило морякам-подводникам памятные медали «50 лет Карибскому кризису». Кроме этой награды на груди нашего земляка – моряка-подводника – красуются медаль государственного Совета Республики Куба «Воин-интернационалист Кубы I степени», памятные медали «100 лет подводным силам ВМФ», «95 лет Советской Армии и Военно-Морского флота» и другие.  


– Хотел я остаться служить на море, ходить на гражданских судах в разные страны, – вспоминает моряк-подводник. – Вместе с другом из Белоруссии написали заявления, анкеты заполнили. А когда я уже был в родном селе, друг письмо присылает: приезжай, нас приняли. Я отцу с матерью сказал, они в слёзы. Пожалел родителей, остался.


Женился на самой красивой девушке в родном селе. Уехали в Липецк. Алексей Степанович шесть месяцев учился на токаря в фабрично-заводском училище, устроился в ремонтно-механический завод при ЛТЗ. А потом более 40 лет отработал токарем на предприятии «УАЗ-Центр», которое собирает специальные коммунальные машины для уборки улиц.


Каждый год на праздники Алексей Степанович Щетинин надевает парадную форму, берёт флаг незабываемой «букашки» и идёт на встречу с друзьями – моряками-подводниками, которые так же, как и он, моря даль делили на мили, а жизни даль – на вахты.


Фото Сергея ЛИТАВРИНА и из архива Алексея Щетинина

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 22 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: +1 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Неистовый сочинитель

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура

Вековая история созидания

Надежда Белая, labarita@yandex.ru
// "Липецкой газете" - 100 лет
Даты
Популярные темы 

Быть первой во всем

Лицей поселка Добринка отмечает 50-летие
Ольга Шкатов, shkatovao@list.ru // Образование

Услышать голос

Евгения Ионова // Общество

Спасти Дашу

Надежда Белая // Общество

На подходе к новому рекорду

Александр Хаустов, alekhaus_58@mail.ru // Сельское хозяйство

Эволюция дороги хлеба и металла

Сергей Кибальниченко, sk48@list.ru // Власть

«Зеленый век» и другие

Александр Дементьев, demenlg@rambler.ru // Экономика



  Вверх