lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
29 июня 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

ЖКХ: от первого лица (фото)

29.06.2015 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Общество
Фото Анатолия Евстропова

Лето – в зените. Но коммунальщики озабочены отнюдь не палящим зноем. Сейчас в самом разгаре приготовления… к отопительному сезону! Утепление и герметизация межпанельных швов, ремонт кровли, установка терморегуляторов горячего водоснабжения, замена отслуживших участков отопительного тракта – об этом лучше побеспокоиться загодя, чтобы встретить наступление холодов во всеоружии.


По инициативе областной администрации в погожий июньский денёк полный автобус журналистов региональных СМИ отправился в коммунальное путешествие по Липецку и окрестностям. На маршруте – несколько управляющих компаний.

ФОТО


– Мы хотим показать, как управляющие компании нашей области готовятся к отопительному сезону, что конкретно делают, – напутствовал нас заместитель главы администрации Липецкой области Руслан Харисович Губайдуллин. – Очень хочется, чтобы руководители управляющих компаний поделились своими планами, достижениями и проблемами. В полевых условиях мы посмотрим, как складываются их отношения с жильцами. Задача журналистов – проникнуть в жилищно-коммунальное хозяйство изнутри, помочь гражданам определиться с нелёгким выбором управляющей компании. Сейчас их в регионе девяносто пять. На рынке суждено остаться лишь тем, кто предлагает лучшие условия обслуживания и более выгодные расценки.



Наше кредо – автономность


Сказано – сделано! Первая остановка – 19-й микрорайон, улица Московская, дом 89. Во дворе, где полным ходом кипит работа, нас дожидается главный инженер областной управляющей компании ОГУП «ЛОКК» Надежда Шальнева.


– Наше предприятие – многопрофильное, – рассказывает Надежда Алексеевна. – Производственная база управляющей компании позволяет нам весь цикл подготовительных работ проводить самостоятельно. Кроме того, в структуре есть транспортный цех – тринадцать единиц специализированной техники. Мы ведём свою историю с ноября 2014 года, хотя до того за плечами – двадцатилетний стаж в региональном ЖКХ. На данный момент ОГУП «ЛОКК» обслуживает пятьдесят пять домов, или триста двадцать тысяч квадратных метров, в 19-м, 9-м, 15-м микрорайонах, на Новолипецке, Сырском Руднике, в посёлке Тракторостроителей и в центре города. Но это далеко не предел возможностей: на «Горячую линию» постоянно поступают звонки жителей различных микрорайонов Липецка, а также некоторых районов области, которые просятся под наше крыло. Обращаются преимущественно те, кто по разным причинам остался недоволен сотрудничеством с другими компаниями. С жалобами, проблемами и «висяками», накопившимися в течение нескольких лет и оставшимися в наследство от прежних «управленцев», люди спешат к нам. Думаю, дело тут в доверии именно к государственному предприятию, которым мы и являемся.



Журналисты попросили на примере одного конкретно взятого дома показать, что же успели с ноября сделать там коммунальщики. Результаты более чем осязаемые. Расчищены подвалы, отремонтированы подъезды, перед входом укреплены козырьки. Придомовая территория тоже радует глаз: свежевыкрашенные заборчики, лавочки и детская игровая площадка, выкошенные аккуратные газоны и подрезанные кусты, отсутствие в поле зрения какого-либо бытового мусора. Проводится профилактическая промывка канализационной системы. К началу отопительного сезона запланирована поверка общедомовых приборов учёта горячей и холодной воды. Пока ни на один из тепловых узлов паспорта нет, поэтому в ближайшее время нужно готовиться к паспортизации оборудования. Неповеренные счётчики грозят прежде всего штрафными санкциями от ресурсоснабжающих органов. Очевидно, что и траты на общедомовые нужды, в случае превышения заявленного потребления, распределяются паритетно между всеми квартиросъёмщиками. Зачастую эти «непредвиденные» расходы выливаются в довольно значительные суммы.


– Все вверенные нам дома тарифицированы индивидуально в диапазоне от 12 рублей 48 копеек до 16 рублей 50 копеек. Размер тарифа зависит от состояния дома и сопряжённых инженерных сетей. Кое-где минимальной ставки, конечно, оказывается недостаточно. В основном тарификация стремится к верхнему пределу. Со старшими домовых советов в индивидуальном порядке обсуждаем перечень дополнительных услуг, и здесь инициатива полностью принадлежит жильцам и зависит от их желания улучшить бытовые условия.



Удвоенная ответственность


Переместившись на проспект Победы в вотчину Объединённой управляющей компании, которая заведует домами в 20-м и 25-м микрорайонах областного центра, мы столкнулись с абсолютно иной концепцией менеджмента. Здесь отказались от содержания собственных штатных сервисных подразделений. Объединённая управляющая компания предпочитает сотрудничать по договорам подряда и по принципу аутсорсинга, то есть весь штат обслуживающего персонала находится у подрядчиков, а заказы на оказание услуг выполняют сторонние организации.


– Мы считаем такой способ управления наиболее эффективным, – утверждает генеральный директор ООО «Объединённая управляющая компания» Сергей Викторович Ткаченко. – Это менее затратно для собственников. Накладные расходы управляющей компании полностью исключены из расчёта, все средства уходят исключительно на подрядчиков. С нами сотрудничают более двадцати фирм, охватывающих весь спектр услуг: от вывоза твёрдых бытовых отходов до ремонта и содержания лифтов и дезинфекции. Спрос с подрядчика гораздо более строгий, и это стимулирует желание наших партнёров исполнять свою работу максимально ответственно и тщательно. В противном случае, по условиям договора, мы имеем право недоплатить подрядчику за невыполнение заявки или просрочку по жалобе.


Тариф на содержание и ремонт жилья в настоящий момент составляет у нас 19 рублей 73 копейки. Возможно, это несколько выше, чем в других компаниях. Но за счёт экономии энергоресурсов плата за коммунальные услуги не превышает среднестатистического размера, а зачастую составляет и меньшую сумму. При формировании тарифов мы учитываем следующие приоритеты: тепло, кровля, все остальные инженерные сети и благоустройство. Одна из важных статей, позволяющая нам экономить, – энергосберегающие технологии. Признаюсь, мы со всей серьёзностью относимся к положениям Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энер- гетической эффективности». Все дома, которые обслуживает наша компания, оснащены приборами теплового учёта, в них выполнен энергоаудит, на каждом строении – паспорт, указывающий класс энергоэффективности дома.


О важности снятия общедомовых показателей расходования энергоресурсов «без потерь» ещё год назад говорил глава администрации Липецкой области Олег Петрович Королёв. Из-за количественного несоответствия фактически потреблённой энергии и суммарных показателей индивидуальных счётчиков ОДН начинает зашкаливать и дополнительным бременем ложится и на честных плательщиков, и на их нерадивых соседей, что, прямо скажем, далеко от высоких идеалов справедливости. Решена ли проблема в домах, подшефных Объединённой управляющей компании?


– Вопрос точности снятия показаний даже не стоит, и формирование счетов происходит исключительно по данным приборов учёта, – рапортует Сергей Ткаченко. – Как показывает практика, при наличии приборов учёта жители платят в среднем меньше, чем по нормативам. Более того, в некоторых домах коэффициент ОДН – отрицательный! Хороших результатов по этому показателю как раз и позволяют добиваться энергосберегающие технологии. Конечно, одномоментно проблему ОДН полностью снять не получится. Требуется вмешательство, в том числе, и на законодательном уровне. Кроме установки терморегуляторов горячего водоснабжения, со своей стороны мы предлагаем жителям оборудовать их квартиры антимагнитными пломбами для приборов учёта, подъезды – системами автоматического снятия показаний и контроля расходования энергии. В некоторых домах советы жильцов приняли решение об установке пластиковых окон в подъездах – в холода тепло внутри помещения сохраняется и, соответственно, существенно снижается потребление на его обогрев. Заметим, все эти процедуры проводятся в счёт квартплаты. Все изменения в тарифах мы ежегодно обсуждаем и согласовываем с советами жильцов, без их резолюции не предпринимается ни один шаг.



Там, где вода не утечёт


ООО «Водоканал» теперь не только главный поставщик воды в городе Грязи, но и новая управляющая компания! Компания располагает огромными производственными, техническими и трудовыми ресурсами, поэтому управление – отличный плацдарм для расширения сферы деятельности. Предприятие имеет хорошую репутацию, поэтому в ходе открытого голосования дебютантам жилищно-коммунального управления доверие выказали жители двадцати шести домов. С 1 июля клиентами Водоканала могут стать ещё два дома.


– Все объекты, которые мы взяли, уже отремонтированы и подготовлены к отопительному сезону, – сообщает заместитель генерального директора ООО «Водоканал» Руслан Юсупович Хамхоев. – Мы предлагаем собственникам тариф 17 рублей 32 копейки. Цена складывается исходя из многообразия доступных Водоканалу видов деятельности: в нашем распоряжении собственное теплотехническое хозяйство, службы инженеров-теплотехников, газового хозяйства и аварийно-диспетчерская, технический парк. Мы способны обеспечить полный цикл работ, не прибегая к помощи сторонних подрядчиков. Таким образом, ставка для нашего города привлекательная и относительно невысокая. Притом это вовсе не означает нашу победу в конкурентной борьбе, ведь на рынке представлено ещё несколько компаний.



По словам Руслана Хамхоева, энер- го­сбережение для Водоканала, как и для всех прочих наших героев, – краеугольный камень организации эффективного управления. Перво-наперво специалисты компании озадачились утеплением труб, находящихся в подвальных помещениях. Эта мера не потребовала капитальных денежных вложений, однако позволила предотвратить существенные потери тепла в отопительный сезон.


– Поверьте, когда мы спустились в подвалы, зрелище перед нашими глазами предстало поистине плачевное, – свидетельствует Руслан Юсупович. – Теперь же повсюду установлены температурные датчики для контроля тепловых параметров поступающей в дом горячей воды. Наши сотрудники еженедельно совершают объезд всех подшефных объектов и записывают показания. На основе этих данных мы делаем анализ на соответствие фактических цифр тем, которые присылает поставщик. Помимо прочего, повсеместно в оконные рамы вставлены стёкла, утеплены чердачные помещения и входные группы. Теперь в каждом подъезде, кроме металлической, установлена деревянная дверь, препятствующая оттоку тепла из помещения. Доказывает свою эффективность и система климат-контроля – мы используем её в качестве эксперимента в одном из домов. В зависимости от температуры воздуха на улице подача тепла в помещение регулируется в автоматическом режиме. Если технология покажет хороший результат, то в кратчайшие сроки мы будем стараться оснастить ею все оставшиеся объекты жилого фонда.



Резюме нашей насыщенной программы в Грязях дал глава города Олег Андреевич Филиппов. Он – ярый сторонник лицензирования, и вот почему.


– Лицензирование позволяет выявить недобросовестных управленцев, которые берут дома, но ничего там не делают. Такие в Грязях были. Да и сейчас усилия игроков явно неравномерны: кто-то изо всех сил старается заслужить доверие клиентуры, а кто-то продолжают почивать на лаврах. И, знаете, те, кто берёт на себя больше ответственности, как правило, преуспевают, развиваются, вкладывают средства в улучшение своей производственной базы и благоустройство. Резон стараться – прямой: по новым правилам, достаточно двух жалоб со стороны жильцов, чтобы лишиться права управления объектом. При наличии большего количества обращений недовольных граждан есть риск и вовсе потерять лицензию. Это серьёзный кнут! Считаю, что лицензионная кампания подстегнула не только конкурентное соревнование в жилищной сфере, но заставила крепко задуматься и о качестве оказываемых услуг. Остаться суждено лучшим – тем, кто располагает ресурсной базой и техническими возможностями. Хорошо, если люди смогут выбирать между маленькими, средними и крупными компаниями. Тогда, в процессе естественной селекции, лидеры покажут себя, а отстающие вынуждены будут подтянуться либо уйти.


Хотел бы также остановиться на проблеме самоорганизации в домовые советы. К сожалению, пока ещё не везде жители понимают меру своего влияния на управляющие компании и степень своей свободы в делегировании той или иной организации управленческих функций. Совет дома – это настоящий катализатор волеизъявления граждан, способный многое сдвинуть с мёртвой точки. Печально наблюдать, насколько инертными оказываются жильцы, когда бразды правления передают им в руки. Не муниципалитет – собственник дома, а они сами. Казалось бы, такая простая мысль, но как сложно её донести до сознания. По старинке уже не получится, надо определять свою судьбу самостоятельно!


Жилищно-коммунальное послесловие


Пристрастный журналистский досмотр регионального жилищно-коммунального хозяйства заставил вспомнить прошлогодний форум «ЖКХ-2014: Новое качество». Там, напомним, Олег Петрович Королёв утвердил ключевые принципы «Стратегии развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области». Пункты программы, в частности, затрагивали вопросы стабильности тарифной сетки, вытеснения недобросовестных компаний с рынка обслуживания жилищного фонда, введения обязательного лицензирования, совершенствования взаимоотношений собственников с управляющими компаниями, решения проблемы ОДН.


Выходит, год спустя слова воплотились в реальность? Ведь, по сути, все наши собеседники касались в рассуждениях именно этих накрепко связанных между собой положений. Мы обратились за комментарием, пожалуй, к самому компетентному эксперту – начальнику управления ЖКХ Липецкой области Александру Викторовичу Храбрых.



– Александр Викторович, изменилось ли в лучшую сторону качество оказываемых населению услуг после введения процедуры обязательного лицензирования?


– Новые нормы вступили в силу 1 мая. Так что прошло ещё слишком мало времени для того, чтобы говорить о каких-то осязаемых преобразованиях. Революции пока не случилось. По-моему, должен пройти как минимум год, прежде чем мы сможем подвести промежуточные итоги. Однако лицензирование – именно тот инструмент, благодаря которому изменения становятся возможными. Уже сегодня управляющие компании вкладывают средства в подготовку подведомственного жилого фонда к отопительному сезону, обустройство придомовых территорий и подъездов. Наконец-то многие занялись созданием имиджа организации, ориентированной на клиента. С другой стороны, лицензирование выступает в качестве некоего ограничителя в деятельности управляющих компаний, налагающего дополнительную ответственность на заказчика. Последствия нарушения лицензионных условий очень серьёзны – потеря лицензии, дисквалификация руководителя, громадный штраф. К тому же есть и ещё один немаловажный аспект – изменение процесса взаимоотношений с управляющими компаниями непосредственно у собственников. Ведь все проблемы – в головах. Надеюсь, люди начнут строже спрашивать с тех, кому они выдали кредит доверия. Лицензирование призвано подтолкнуть управляющие компании трудиться надлежащим образом. В этом заключается смысл предпринятых правительством мер.



– Как мы увидели сегодня, некоторые компании располагают собственными мощностями, некоторые предпочитают работать на аутсорсинге, то есть пользуются услугами сторонних фирм. Как вы оцениваете эффективность того и другого способа управления?


– Полагаю, право на жизнь имеют обе концепции. По крайней мере, на счетах за коммунальные услуги это точно никоим образом не отражается. Какая разница – платить штатным сотрудникам или наёмным рабочим? Экономика процесса примерно одинакова. Мы проанализировали, какая форма оказания услуг дешевле, и разница в цене оказалась несущественной. Вообще, хотелось бы заострить внимание на таком понятии, как управление. Управление – самостоятельный вид деятельности по организации ремонта и содержания жилья. Качественно осуществлять его возможно лишь при условии чёткого понимания целей, механизмов их реализации, отлаженного алгоритма действий. Нельзя добиться успеха, хватаясь за всё сразу.



– После переформирования рынка коммунальных услуг особенно остро зазвучала тема энергоэкономии. Управляющие компании используют энергосберегающие технологии в качестве конкурентного преимущества в борьбе за клиентов. Существенно ли влияют на размер счетов за «коммуналку» предлагаемые энергосберегающие схемы?


– Конечному потребителю, по большому счёту, не важно, как управляющие компании решают проблему энерго­сбережения. Самый сильный аргумент – квиток в почтовом ящике в конце месяца. Размер платежа должен быть приемлемым. И использование энергосберегающих технологий действительно влияет на совокупную стоимость предоставляемых услуг. Изменения в законодательстве, регламентирующие перераспределение ОДН и его начисление, – самый серьёзный стимул интенсивного внедрения энергосберегающих технологий. Контролируя энергоресурсы, уменьшая платежи для населения, тем самым управляющая компания увеличивает свою экономическую стабильность на рынке.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 20 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх