lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
26 июня 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Под покровом Аполлона

26.06.2015 "Липецкая газета". Елена Таравкова
// Культура
Фото Николая Черкасова

Имя талантливого скульптора, народного художника России Юрия Дмитриевича Гришко хорошо известно любому липчанину. Памятник В. Скороходову в Быхановом саду; монументы «Слава труду» у завода «Свободный Сокол»; борцам за установление Советской власти на площади Революции и героям-летчикам на площади Авиаторов; памятник «Алеша» и скульптурные барельефы на площади Героев; памятники А. Пушкину на улице имени поэта и Л. Толстому в театре драмы — вот далеко не полный перечень его знаменитых произведений. Сегодня портрет Юрия Гришко, который недавно отметил свое 80-летие, украшает обновленную областную Доску почета.


— Юрий Дмитриевич, правда, что вы стали скульптором совершенно случайно?


— Не знаю, назвать ли это случайностью или Провидением свыше… Я рано остался без отца и много времени проводил в красивом большом селе в 70 километрах от Саратова, где жили мои бабушка и дедушка. Великолепная волжская природа, особенная деревенская атмосфера формировали мое мироощущение. Уже в раннем возрасте я неплохо рисовал — по клеткам копировал портреты Ленина и Пушкина. А еще вместе с одноклассниками часто ходил в местный театр Юного зрителя, где меня особенно поражали декорации. Вот почему после седьмого класса я хотел поступить на соответствующее отделение Саратовского художественного училища.  


Однако набора в тот год на эту специальность не было, и мне предложили заняться скульптурой. Я понятия не имел, что это такое, но согласился. Полгода лепил какие-то фигурки, а на экзамене по специальности сделал из глины копию Аполлона Бельведерского высотой 75 сантиметров. Получилось очень похоже, словно сам древнегреческий бог искусства взял меня под свой покров. Педагоги меня похвалили и  поставили четверку с плюсом. Кстати, в группе за этот экзамен была только одна пятерка. Вообще, я учился хорошо, но не знал, для чего. Лишь к старшим курсам возник какой-то интерес к пластике. 


— Как потом складывалась ваша жизнь?


— Затем была армия, куда сам напросился. Дело в том, что моя мать имела третью группу инвалидности, и я вовсе мог бы не служить. Но решил, что отсиживаться дома будет не по-мужски. Пришел в военкомат и попросил меня направить как можно дальше. Меня и отослали на Камчатку в реактивную артиллерию, я прошел школу сержанта. В целом армия дала возможность прочно стать на ноги, обрести уверенность в собственных силах. Но и здесь моя   творческая натура искала применение, и я взял на себя функции  художника — рисовал портреты советских маршалов, оформлял стенды. После увольнения в 1958 году приехал в Липецк, куда меня пригласил мой сокурсник, замечательный художник  Володя Шанин. Он подыскал мне жилье, помог найти работу. Здесь я обрел близких по духу коллег, и вскоре у нас сложилась целая команда единомышленников. В Липецке образовалась благотворная среда, где уживались товарищество и соперничество. Вначале мы сформировали оргкомитет, а через несколько лет создали областную организацию Союза художников.  


— Были ли в вашей жизни встречи с людьми, ставшие судьбоносными?


— Пожалуй, самая главная встреча — с блестящим скульптором Ириной Федоровной Блюмель. Мы познакомились с ней в начале шестидесятых в Московском Доме творчества. В то время она преподавала в Высшем художественном училище имени Строганова. Увидев мои работы, предложила мне поступить в аспирантуру, но по семейным обстоятельствам я отказался. Тем не менее более десяти лет ездил в столицу, где брал у Ирины Федоровны  уроки пластического искусства. Она стала моим главным наставником. Благодаря Ирине Блюмель я познакомился с выдающимися художниками, такими как Шаховской, Лавинский, Чернов, Александров, Вахромеев, Пологова, Соколова и другие. С их помощью у меня открылся принципиально новый взгляд на искусство пластики. Мы посетили десятки крупных выставок, и после каждой из них проводились обсуждения, обмен мнениями. Это была настоящая школа мастерства.


— Вы — автор множества работ. А есть среди них самая любимая?


— Да, это скульптурная композиция «Проба чугуна» — моя первая серьезная  работа: обнаженный по пояс рабочий с мощным торсом держит в руках ковш с металлом. Идея возникла после того, как я побывал на заводе «Свободный Сокол», где  познакомился с литейщиками, и стал кропотливо изучать их труд. Работу заметили и отправили на Всесоюзную выставку художников, проходившую в 1961 году в Москве, скульптура получила премию ЦК ВЛКСМ. Кстати, тогда я сознательно отказался от заманчивого предложения сделать на основе этой композиции семиметровую фигуру из бронзы, которую должны были установить на площади перед кинотеатром в Магнитогорске. На тот момент я, 27-летний юноша, не был уверен в своих силах, да и сейчас, спустя много лет, об этом не жалею. Как и о том, что дважды отказывался переехать в Москву.  Я — периферийный художник, и именно в Липецке, в этом промышленном городке, шло мое становление, раскрывалась творческая сущность.


— «Рабочая» тема долгое время преобладала в вашем творчестве…


— С первых же дней буквально поразила атмосфера города-новостройки. Моими героями стали люди нелегких профессий — металлурги, сталевары, прокатчики. Работал прямо в цехах, наблюдая, как люди сражались со стихией расплавленного металла, а также приглашал рабочих в свою мастерскую. Это были замечательные парни — красивые, крепкие, выносливые, прямо как Атланты. Я и сейчас убежден, что на таких вот работягах держится весь мир земной. В целой галерее портретов я стремился выразить уважение к труду рабочего, подчеркнуть его социальную значимость, раскрыть его внутренний мир. 


 — В чем секрет вашего мастерства, что вас вдохновляет?


— Вообще-то, слово «вдохновение» не люблю. В работе важно настроение. Надо «заболеть» какой-то темой, прокрутить ее в своем воображении. Следующий этап — прийти в мастерскую, сделать несколько эскизов и выбрать из них наиболее подходящий. Затем изготовить вещь в заданном масштабе. Вот и весь секрет. Меня всегда интересует живой человек, а не умозрительные персонажи. Мне нужно знать, как человек двигается, как сидит, стоит, жестикулирует, нужно уловить его манеры, подметить наиболее характерное внутреннее состояние. Создавая образы мастеров прошлого, досконально изучаю их творчество, историческую эпоху, портретные изображения, костюмы, документы. В моей скульптурной «коллекции» есть современники — знаменитый Зураб Церетели, липецкие художники Вилен Дворянчиков, Александр Вагнер, бывший главный режиссер областного драмтеатра Владимир Пахомов.


Идеальных людей нет, но хочется подметить то лучшее, что есть в каждом человеке. Мне чужды такие понятия, как эффектность, мода, я приверженец реалистической школы. Очень близка пластика малых форм, то есть небольшие фигурные композиции, там можно выразить все, что меня волнует. А, кроме того, малые формы дешевле изготавливать и проще перевозить для участия в выставках. Только за последние месяцы я создал несколько скульптур —  Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и композицию «Суд Соломона». Их, а также свои предыдущие работы представил недавно на персональной выставке. И много есть еще новых творческих планов и замыслов.


Произведения Ю. Д. Гришко  вошли в собрания крупнейших музеев страны, в числе которых  Государственная Третьяковская галерея и Русский музей. Скульптор — участник более 150 региональных, всероссийских и международных выставок. 15 персональных его выставок проходили в Липецке, Москве, Санкт-Петербурге и Минске. Юрий Дмитриевич — академик Российской Академии художеств, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусства, лауреат областной премии имени И. Бунина, член-корреспондент Российской Академии художеств. В 2001 году за большой вклад в развитие культуры и искусства Липецка, области и всей страны Юрия Гришко избрали почетным гражданином города. А на последней сессии областного Совета депутатов принято решение наградить нашего знаменитого земляка знаком отличия «За заслуги перед Липецкой областью». 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 22 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -2 C°  Ночь: -1 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Атака принесла успех: сильнейшим стал «Газовик»

Первенство области. Второй дивизион
Геннадий Мальцев // Спорт

Пауза не в масть

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх