lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
25 июня 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Дозаправка в воздухе

25.06.2015 "Липецкая газета".
// Общество

Во вторник, в первый день визита фран­цузских летчиков и День космонавтики, состоялся воздушный показ авиационной техники, находящейся на вооружении Рос­сийской армии. Он был приурочен к 60-летию учреждения звания Героя Совет­ского Союза. Участвовали в нем липецкие авиаторы — заслуженный военный летчик Российской Федерации полковник В. Кривцов, главный штурман авиацентра В. Назарько, майор Е. Шиповский, капитан В. Богодухов, экипаж самолета ИЛ-78М во главе с майором А. Рубцовым из воинской части 36651 г. Энгельса Саратовской облас­ти. На борту ИЛа во время показа находил­ся специальный корреспондент «Липецкой газеты».


Начать репортаж хотел бы со слов признательности полковнику Виктору Кривцову, пригласившему накануне показа «полетать и своими глазами увидеть», как производится дозаправка боевых самолетов в воздухе. От такого предложения, признаться, был на седьмом небе от счастья и в ночь с понедельника на вторник, выходя покурить на балкон, мо­лил Бога о том, чтобы ниспослал он летную погоду.


Утром Виктор Григорьевич заехал за мной в редакцию и доставил на военный аэродром. А уже через несколько минут я сменил штатскую одежду на защитного цвета брюки и куртку, надел летный шлем и издали походил на пилота. Предполетный медицинский осмотр занял не много време­ни. Молоденький капитан измерил давление и сказал, что почти как у космонавта.


До начала показа оставалось часа полтора, в которые добрейший полковник Кривцов знакомил меня с боевой техникой. Не знаю, нарушал ли он что-либо, когда взял меня с собой в кабину бомбардировщика Су-24, усадил в штур­манское кресло, привязал доброй дюжиной ремней и ре­мешков ко всему, к чему привязывают перед полетом, велел надеть маску и показал, как включать рацию. Фонарь над головой захлопнулся.


После переговоров с техниками о готовности к вылету Су-24 тихо поехал по рулежной дорожке на взлетно-посадочную полосу. Короткая остановка. И вот самолет задро­жал от напряжения и со все увеличивающейся скоростью помчался по взлетной полосе. Кажется, секунда-другая, и боевая машина со страшным ревом оторвется от земли и красиво уйдет в небо. Но не оторвалась. Не взмыла. Не­льзя... Место штурмана на стоянке я покидал с большим сожалением, но и чувством признательности Виктору Гри­горьевичу.


... Пока «осваивал» бомбардировщик, экипаж ИЛ-78М готовился к полету. Просьба полковника Кривцова взять на борт корреспондента не вызвала у командира корабля ни энтузиазма, ни протеста. Надо так надо. Оператор заправки майор А. Девятов заметил лишь, что без парашюта нельзя. Береженого Бог бережет... Пришлось идти за парашютом. И не за одним, а за двумя. Поскольку, как оказалось, полетит еще кинооператор. Парашюты дали...


Подошел и кинооператор — майор С. Сергейко. Нам указали наши места — в маленькой кабиночке оператора заправки в хвосте самолета. Анатолий Александрович Де­вятов рассказал что можно о своем ИЛе. Оказывается, эта громадина весит 94 тонны и может взять на борт 116 тонн горючего — две железнодорожные цистерны! Тогда общий вес ее становится равным 210 тоннам. Су-24 в сравнении с танкером (так называют топливозаправщик) — игрушка.


Но вот и время вылета — 11.10. Небесный исполин с се­мью членами экипажа и двумя корреспондентами на борту тяжело взлетает, набирает высоту, и некоторое время мы ле­тим в облаках, затем — выше облаков. В кабиночке оператора солнечно, а болтанка такая, что не приведи Господи. Через несколько минут над белой равниной облаков появляются две черные точки. «Бомбардировщики, — сказал Сергейко, — догоняют». Я, с блокнотом и ручкой, и мой коллега, с каме­рой «Акай», мешаем друг другу и оператору. Жадно следим за их приближением. Справа идет Су-24 с бортовым номе­ром «14». В нем В. Кривцов и В. Назарько, слева аналогичная машина с номером «19», которую ведет Е. Шиповский, штур­ман В. Богодухов. Бомбардировщики все ближе и ближе, вот они уже в двух-трех десятках метров от кормы танкера.


Из плоскостей ИЛа выпускаются топливозаправочные шланги с «юбками» на конце. Мы следим за ними в три пары глаз. Майор Девятов готовится к подаче керосина, пило­ты боевых машин готовятся к приему топлива в свои баки. Над носами бомбардировщиков выпускаются штанги до­заправки — эдакие «Г»-образные конструкции, которым над­лежит, грубо говоря, воткнуться в своего рода раструбы на конце топливозаправочных шлангов. Но чтобы произошла стыковка, пилотам Су-24 приходится очень долго пристра­иваться. Грациозные, изящные в блеске солнца боевые ма­шины то чуть поднимаются, то опускаются, смещаются то влево, то вправо.


Экипажи работают с ювелирной точностью и, смею ду­мать, с охотничьим азартом. Наверное, это очень трудно — поймать шланг, но — ловят. Есть стыковка! Майор Девятов включает нужные механизмы, и топливо из танкера пере­качивается в догнавшие «матку» самолеты. Керосин пода­ется очень быстро — 900 литров в минуту. Универсальные подвесные агрегаты заправки танкера — это вам не заправка «Жигулей» на бензоколонке. Майор Девятов добавляет, что на другом режиме заправки система может обеспечить по­дачу 2100 литров топлива в минуту.


Насосавшись керосину, бомбардировщики словно бы отваливают от танкера. Так напившийся молока ребенок от­валивается от груди матери и теряет к ней всякий интерес. Кривцов после дозаправки сказал по радио экипажу танке­ра: «Спасибо, мама». Ему ответили: «Пожалуйста».


Между тем солнце сияет вовсю. Земля уже не сокрыта облаками, и видны на ней еще не освободившиеся от сне­га леса и поля, еще виден лед на речках и озерах. Тройка самолетов, как, оказывается, летит уже в небе Подмосковья. ИЛ, а за ним и Су-24 снижаются до ста метров и на этой высоте проходят над известной всему миру Кубинкой. Как пояснил Девятов, сейчас за показом наблюдают, наверное, французские летчики, что должны прилететь чуть позже в Липецк.


Возвращение домой, на свой аэродром, шло в том же порядке. Танкер — чуть впереди, слева и справа — «19» и «14».


По приземлении полковник Кривцов сказал, что задание выполнено, дозаправка в воздухе прошла как надо. Липецкие, равно как и летчики из г. Энгельса, показали свое мастерство, которое, дал бы Бог, всю жизнь являть им на показах и тренировках, а не при выполнении боевых заданий.


Михаил Лыткин.


(«Липецкая газета», 16 апреля 1994 года.)

Лыткин Михаил Николаевич (1950 года рождения). В печати с 1975 года, работал в районных газетах Воронежской и Белгородской областей. С 1984 года в Липецке — корреспондент и редактор ряда многотиражных газет строительных организаций области. В «Ленинском знамени» («Липецкой газете») с 1987 года. Был редактором ряда отделов, заместителем главного редактора. С 2014 года — на заслуженном отдыхе.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 23 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: -5 C°  Ночь: -3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 



  Вверх