lpgzt.ru - Спорт Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
24 июня 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Спорт 

Как выбрать вид спорта для ребёнка?

24.06.2015 "Липецкая спортивная газета".
// Спорт
Фото Александра Юшкова

«ЛСГ» начинает серию публикаций, подготовленных специалистами областного врачебно-физкультурного диспансера (ОВФД). Они посвящены физической культуре, спорту и здоровому образу жизни. 


Первая тема — о проблемах выбора спортивной секции для ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Слово главному врачу Ирине НИКОЛАЕВОЙ.


— В настоящее время проблема гиподинамии (пониженной подвижности) привлекает внимание специалистов: врачей, физиологов, психологов, педагогов. Это связано с многогранностью влияния движения на человеческий организм. Вечная истина заключена в словах древнегреческого философа Аристотеля: «Движение — это жизнь. Ничто так не ослабляет и не истощает человека, как продолжительное физическое бездействие».


Родители стремятся решить эту проблему, когда приводят своих чад в спортивную секцию и каждый руководствуется своими принципами при выборе того или иного вида спорта. Одни восхищаются выступлениями мастеров по телевидению, поражаясь лёгкости исполнения сложных элементов. Другие стремятся повторить в ребёнке путь собственных спортивных достижений в юные годы. Третьи слушают советы друзей и знакомых.


Однако необходимо помнить, что правильное использование средств и форм физического воспитания возможно лишь при условии учёта физиологических особенностей детского организма в разные периоды развития. А оно происходит неравномерно, волнообразно. Периоды усиленного роста, сочетающиеся со значительным повышением энергетических и обменных процессов, сменяются замедленным ростом, сопровождающимся накоплением массы тела.


Во врачебном контроле существует разделение школьников на три возрастные группы: младшая — 7-11 лет, средняя — 12-15 лет и старшая — 16-18 лет.


Младшие: гимнастика, теннис, лыжи


Младшая возрастная группа является наиболее спокойным периодом в развитии детей. Несмотря на замедление темпов роста и плавность изменений структур и функций, рост ребёнка до 12 лет протекает интенсивнее, чем увеличение массы тела: на 4-5 см роста приходятся 3-4 кг прибавки веса. Изменяются пропорции тела: заметно удлиняются ноги, происходит как бы вытягивание тела.


Продолжается окостенение скелета, которое происходит неравномерно: к 9-11 годам окостеневают фаланги пальцев рук и ног, остальное — гораздо позже, и заканчивается уже во взрослом состоянии. И эти особенности формирования скелета необходимо принимать во внимание при выборе вида спорта. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на правую или левую ногу могут вызвать смещение костей таза и их неправильное сращивание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности при незавершённом процессе окостенения могут привести к развитию плоскостопия. Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. У детей 8-9 лет позвоночник обладает наибольшей подвижностью, в это время формируются основные физиологические изгибы. У младших школьников нередки случаи разнообразных нарушений осанки и деформаций позвоночника.


В этот период значительно наращивается сухожильный компонент мышц, что улучшает прикрепление мышц к костям, и вследствие этого повышается коэффициент полезного действия. Поэтому можно широко использовать упражнения, связанные с преодолением массы тела (лазание) в наклонном и вертикальном положении для воспитания силы. Следует избегать больших по объёму и интенсивных нагрузок — они очень энергозатратны и могут привести к задержкам роста.


У младших детей отмечается высокая пластичность нервной системы, что способствует лучшему усвоению двигательных навыков, а двигательные условные рефлексы закрепляются сразу и на всю жизнь. Вспомните: один раз научившись ездить на велосипеде или кататься на коньках, мы всегда смело садимся на «двухколёсного коня» или встаём на коньки, приговаривая: «да я ещё ребёнком это умел!».


Таким образом, в младший возрастной период можно рекомендовать занятия такими видами спорта, как акробатика (с 8-10 лет), спортивная гимнастика (для мальчиков с 8-10 лет, для девочек с 7-10 лет), художественная гимнастика (с 7-10 лет), фигурное катание (с 7-10 лет), плавание (с 7-10 лет), теннис (с 7-10 лет). Чуть позже, с 9 лет, можно начинать занятия лыжами, парусным спортом, прыжками на батуте, биатлоном.


Конечно, можно привести своего ребёнка в секцию, посоветоваться с тренером и начать заниматься за год-два до официально разрешённого срока, но это должны быть подготовительные занятия. Подобные «тренировки» содержат общеразвивающие упражнения и не подразумевают чрезмерных специфических нагрузок.


Средняя группа: гребля, бокс


Подростковый возраст характеризуется максимальным темпом роста всего организма и отдельных его частей. Годичный прирост длины тела уже 4-7,5 см, причём главным образом за счёт ног. Масса тела увеличивается ежегодно на 3-6 кг. 


Продолжается процесс окостенения скелета, но позвоночник по-прежнему очень подвижен и податлив. В связи с отставанием развития мышечной ткани при неблагоприятных условиях (в том числе при недостатке движений) могут возникнуть различные нарушения осанки или деформации позвоночника. А чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять в этом возрасте рост костей в длину.


К 14-15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий достигают высокого уровня. Одновременно увеличивается сила мышц.


У подростков нередко возникают нарушения пропорциональности в развитии отдельных систем и органов организма. В период полового созревания увеличивается как интенсивность кратковременных нагрузок, так и способность выполнять длительную работу большой интенсивности.


Организм подростков по ряду параметров приближается к уровню взрослых, однако своеобразие этого возраста, заключающееся в относительном несовершенстве нервной и гуморальной регуляции, дисгармонии в темпах роста, обуславливают повышенную чувствительность их организма к различным воздействиям, в том числе и к физическим нагрузкам. Необходимо помнить, что рационально построенная тренировка способствует преодолению временных противоречий и затруднений подросткового возраста, а гипокинезия (состояние недостаточной двигательной активности организма с ограничением темпа и объема движений) углубляет и расширяет их.


С 10-13 лет можно серьёзно заниматься такими видами спорта, как волейбол, баскетбол, бадминтон, все виды борьбы, гандбол, футбол, хоккей, академическая гребля, конькобежный спорт. С 11-13 лет — конным спортом, лёгкой атлетикой, греблей на байдарках и каноэ, стрелковым спортом. С 12-13 лет разрешаются занятия боксом, велоспортом. С 13-14 лет можно приступать к занятиям тяжёлой атлетикой.


Старшие: тяга к подвигам


В 16-18 лет у организма продолжается рост и развитие, причём в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процесс их окостенения полностью не закончен. Более прочным становится и позвоночник, усиленно развивается грудная клетка. 


В целом опорно-двигательный аппарат может уже выдержать значительные статические напряжения и способен к длительной работе. Складываются основные черты личности, формируется характер, более объективной становится самооценка, изменяется мотивация тех или иных поступков. Для этого возраста характерна тяга к творчеству, соревнованиям, подвигам. Повышается способность к выполнению длительной работы, возрастает мощность выполняемых упражнений. 


Кроме того, необходимо обратить внимание на следующее. Темпы роста организма не совпадают с возрастными изменениями сердечно-сосудистой системы, увеличение массы тела опережает прирост массы сердца. Это может проявляться в относительной недостаточности сердечной деятельности, которая связана с физиологической невозможностью обеспечить большую массу тела достаточным количеством крови. Появляются жалобы в виде слабости, лёгкой утомляемости, склонности к обмороку при нагрузках и резких изменениях тела. Эти симптомы требуют консультации врача. И если не обнаруживаются серьёзные поражения сердца, ребёнка ни в коем случае нельзя переводить на щадящий двигательный режим. 


Только достаточные и систематические занятия физкультурой, полноценный двигательный режим могут обеспечить синхронизацию функции сердца и возрастных требований организма. Ограниченная двигательная активность на фоне продолжительной учебной работы, необходимость длительное время находиться в вынужденном положении сидя приводит к нарушению тонуса кровеносных сосудов и расстройствам его регуляции со стороны нервной системы, что может выражаться в гипо- и гипертонических состояниях.


Поэтому не следует откладывать решение вопроса, когда и каким спортом заняться вашему ребёнку, на «потом».


P.S.: В ближайших номерах «ЛСГ» мы продолжим эту тему.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 18 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: +4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вместо ёлки – букет

Алёна Кашура
// Общество

Партнёров выбирают

Мария Завалипина
// Общество

Красота бескорыстного служения

Наталья Сизова
// Общество

Уроки заботы

Дарья Шпакова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Секрет на миллион. Евтягины

Марина Кудаева // Общество

Этот «страшный» Дед Мороз

Елена Бредис // Общество

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин // Общество

Под Ельцом вновь били Гудериана

Сергей Банных // Общество

Афиша

// Культура



  Вверх