lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
20 июня 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
История 

«Грязинские соколы»

20.06.2015 "Липецкая газета". Владимир Меркурьев
// История
Легендарные «караси» — Иван и Петр Юрченко ­— умели не только песни петь, но и громить фашистов.

9-й гвардейский Полтавско-Берлинский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия — с такими регалиями 51-й скоростной бомбардировочный авиаполк, сформированный в Курске в 1937 году, закончит Великую Отечественную войну. Одиннадцать его летчиков и штурманов будут удостоены звания «Герой Советского Союза».


И первый бой, нелегкий самый


Первый боевой вылет полк совершил уже в ночь на 23 июня 1941 года с летного аэродрома Фатеж Курской области. В сложных метеоусловиях был выполнен приказ: разбомбить в польском Люблине железнодорожный узел и авиационный завод. Это позволяло нашим войскам нанести мощный контрудар по группировкам противника на Сувалкинском и Люблинском направлениях, и хотя выполнить такую директиву Главного военного совета было невозможно, на несколько дней на Минском направлении немцы были задержаны.


В конце июня колонны фашистских моторизированных войск и танков были брошены в образовавшийся прорыв нашей обороны — на Ораны, Вильно, Ошмяны, Минск. Немецкие генералы полагали, что стальные лавины бронемашин, сопровождаемые пехотой, триумфальным маршем прокатятся от Немана до Урала. Поддержать советские войска могли только дальнебомбардировочные полки с аэродромов, удаленных от линии фронта и не подвергшихся немецким обстрелам. С низких высот наши соколы сбрасывали на колонны фашистов тонны бомб, огнем из пулеметов расстреливали мотопехоту. Только за 28 июня авиаполком было уничтожено 40 танков, более 60 автомашин, сожжено 10 цистерн с горючим, в воздушных боях сбито 7 вражеских истребителей. Еще больший удар фашисты получили от советской авиации при последующих прорывах в направлениях Девин, Кричев, при наступлении на Новгород-Северский, Ромодан.


Вот лишь несколько имен, прославивших полк в первые дни войны. Беспредельно любил свою страну младший лейтенант Ященко. Он смело встречался с вражескими истребителями, отбивал их атаки. Нередко на аэродром его самолет то прибывал изрешеченный пулями и осколками снарядов, то прилетал на одном моторе, то садился на одно колесо. Ященко всегда торопил техников, чтобы те быстрее исправляли неполадки. Он чувствовал себя настолько сильным, что готов был сражаться с фашистами без передышки.


Летчику Василию Митрошину было 20 лет, штурману Андрею Олейнику — 19. Друзья добились, чтобы их объединили в один экипаж. Они летали на бреющем даже в глубокий тыл противника. В условиях непогоды поражать цели возможно было только из-под нижней кромки облаков, а их высота порой не превышала 200 метров. Профессионально громили немцев в первые дни войны экипажи А. Алгазина, Т. Волкотруба, А.Кувшинова и многие другие.


Принимают Грязи


21 июля 1941 года 51-й дальнебомбардировочный авиаполк покидает курскую землю и перебазируется на аэродром Липецких высших летно-тактических курсов в Елец, а 3 октября — под город Грязи. Отважных защитников Родины гостеприимно встретили в наших краях.


В первые месяцы войны проявил себя опытным бойцом командир полка Алексей Аверьянов. На его счету дальние полеты (на 1000 километров и более) в темноте, обязательно завершавшиеся точным выполнением задания и, что самое трудное, благополучной посадкой на аэродроме.


В начале сентября в полк пришло пополнение из училищ. Свой боевой опыт новичкам передавал комиссар эс­кадрильи старший по­литрук Канунников. Так он говорил младшему лейтенанту Власову:


— Самое главное в ночном полете — не волноваться и верить приборам. А уж если ошибешься, то не теряйся. Сумеешь остаться спокойным — исправишь ошибку, а если растеряешься, то сделаешь и вторую, и третью.


Власов оказался способным учеником, за короткий срок он стал опытным «ночником». Первым в полку он был представлен к званию Героя Советского Союза.


Шел пятый месяц войны. Стояла пасмурная осенняя погода: густые облака окутывали землю, дожди сменялись снегом. Видимость минимальна, к тому же размяк травяной покров Грязинского аэродрома. Казалось, выполнять задания совершенно невозможно. Но Родина была в опасности.


— Кто может взлететь первым? — обратился командир к летчикам.


— Я, — ответил Петр Юрченко и вышел из строя. Вместе с братом Иваном, бывшим у него штурманом, он пользовался особым уважением всего коллектива. В свободное время братья любили петь украинские песни, и за манеру исполнения арии Карася из оперы «Запорожец за Дунаем» получили прозвище «караси», на которое совсем не обижались.


Петр завел двигатель, вырулил на старт и дал полный газ. Самолет с полутора тоннами бомб на борту начал разбег. Из-под колес огромными кусками летела грязь, и лишь кабина штурмана была видна. Казалось, не самолет, а глиссер несется по озеру. Ревя моторами, бомбардировщик оторвался от «водной глади» и скрылся в облаках. Вслед за ним взлетели все экипажи полка.


Уже в первых числах ноября полк отметил свой 1001-й боевой вылет. К слову, экипаж Юрченко в 1942 году был включен в оперативную группу, которая должна была громить немцев в глубоком тылу — Варшаве, Кенигсберге, Будапеште и Берлине. Вместе с товарищами летчик возвращал войну туда, откуда она пришла. Юрченко совершил более 30 таких полетов.


Курс на победу


Курская дуга для авиаторов 9 полка началась в мае 1943 года. И только с 5 по 20 июля экипажи совершили 500 вылетов. Чтобы выполнить задание — уничтожить вражеские танки и артиллерийские батареи, нередко приходилось садиться в самолет по два раза за ночь.


Несладко приходилось личному составу полка в редкие часы без вылетов. Налеты вражеской авиации на станцию Грязи были почти каждую ночь. После того как немцам удалось взорвать железнодорожную ветку, на которой разгружались бомбы для полка, летчиков переселили в деревню Телелюй, на малую родину заместителя штурмана по астронавигации Константина Полянского. Капитан поначалу стеснялся афишировать сей факт: мол, будут говорить, что от печки воюют. Очень переживала за него семья, даже научилась по гулу мотора отличать его самолет от других.


В середине августа 1943 года полк навсегда покинул ставшие родными Грязи и Телелюй. Его перебазировали на Ленинградский фронт, затем его асы защищали южные рубежи Родины, участвовали в освобождении Севастополя. Войну полк закончил 29 апреля 1945-го над Берлином.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 21 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +22 C°  Ночь: +10C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Тепло сентября

Александра Панина
// Общество

Биение чистых сердец

Галина Кожухарь, фото автора
// Общество

«Что мы натворили!»


// "Липецкой газете" - 100 лет

Лихие наездницы

Александра Панина
// Общество

Сила любви

Ровесники «ЛГ»
Надежда Белая
// "Липецкой газете" - 100 лет
Даты
Популярные темы 

Микромир (ФОТО)

Евгения Ионова // Общество

Голубая точка

Евгения Ионова // Общество

Недобросовестных игроков в реестре не держат

Светлана Николаева // Экономика

Красивый праздник

// Общество



  Вверх