lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
11 июня 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Экономика 

От хорошего к лучшему

11.06.2015 "Липецкая газета". Виктор Страхов
// Экономика
Фото Ольги Беляковой

Высокотехнологичный бизнес — достояние наиболее продвинутых в научном и техническом отношении стран. Это аксиома. Именно такой бизнес развивают самые авторитетные и успешные государства. В клуб избранных уже много лет стремится и Россия. Однако результаты, увы, оставляют желать лучшего.


Почему? Как получилось, что мощный научный потенциал, унаследованный нами от СССР, не нашел в новых условиях адекватного применения и был во многом растрачен. Есть ли сегодня возможности восстановить его? С чего начинается инновационная компания? Об этом беседуют обозреватель «Липецкой газеты» и предприниматель, ученый, доктор технических наук, профессор, председатель совета директоров американской, а если точнее, транснациональной корпорации «Хоневелл» в России Леонид Соркин.


— Но начнем, если не возражаете, Леонид Рафаилович, с того, чем вызван ваш интерес к Липецку?


— Интерес деловой. «Хоневелл» — многоотраслевая компания и работает практически во всех государствах мира. В десятках стран расположены ее представительства и предприятия. В России до самого последнего времени мы располагали корпоративными исследовательскими структурами в Москве и Санкт-Петербурге. Но сегодня в качестве потенциальной производственной площадки и опорной точки рассматриваются и другие города. Ничего удивительного. Россия — это колоссальный рынок для компании, а собственное производство в стране — очевидное конкурентное преимущество.


— В отличие от таких крупных американских концернов, как «Форд», «Дженерал Моторс» или «Боинг», о «Хоневелл» у нас почти ничего не знают.


— Тем не менее это не мешает корпорации оставаться одним из крупнейших игроков на рынке наукоемкого инновационного оборудования. Более того, «Хоневелл» — мировой лидер в сфере высоких технологий. Годовой объем продаж компании достигает 40 миллиардов долларов, а персонал насчитывает до 130 тысяч сотрудников. Корпорация работает в России с 1974 года и ориентируется на партнеров, представляющих нефтяную и газовую индустрию, промышленное и гражданское строительство, химию и фармацевтику.


Но это лишь малый сегмент нашей деятельности. Компания, специализирующаяся на системах автоматизации, производстве оборудования для авиации и космоса, материалов для химической и электронной промышленности, внедрении систем энергетики и транспорта, по сути всеядна. Мы занимаемся управлением зданиями и производством всего того, что делает дом «умным», выпускаем авиационные и судовые двигатели, различные датчики и приборы, «черные ящики» для самолетов, а также антиблокировочные и другие электронные устройства для автомобилей. Производим системы управления полетом и всю остальную авионику, современные кремниевые подложки для микросхем и готовые электронные схемы. Всего просто не перечислить.


— В Липецке вы побывали в техническом университете…


— «Хоневелл» заинтересован в развитии окружающего его научно-технического пространства. Несмотря на существование собственного мощного научного сектора, насчитывающего порядка 25 тысяч сотрудников, укрепление контактов с различными исследовательскими структурами всегда было одним из наших приоритетов. «Хоневелл» ориентируется на талантливых, молодых, деятельных, изобретательных. Само название концерна — это имя инженера, запатентовавшего весьма совершенный в свое время термостат. И мы, конечно, открыты и для современных экспериментаторов. Однако основная моя цель — содействие региональным высокотехнологичным стартапам. Полагаю, что появление крупной инновационной компании в регионе — прекрасный шанс для преподавателей и студентов Липецкого технического университета начать собственный бизнес.


— И как же это сделать? Изобрести какой-нибудь новейший суперфон и выбросить его на рынок?


— Изобретать как раз ничего не нужно. На мой взгляд, именно одержимость идеями изобретательства и была всегда самым слабым звеном нашего инновационного предпринимательства. Многие годы российские инженеры исходили из того, что вот что-нибудь изобретут и попробуют продать. Но это стратегия, обреченная на неудачу. Шансы на успех у подавляющего большинства новинок мизерны. Это неправильный подход. Надо делать то, что наверняка востребовано, в чем нехватка. И понять это в принципе можно уже на студенческой скамье, познакомившись с темами лабораторных работ. В массе своей они имеют самое прямое отношение к тому, что называется наукоемким сервисным бизнесом.


— А если конкретнее…


— Любая компания постоянно сталкивается в своей деятельности с многочисленными техническими, управленческими, эксплуатационными проблемами. Конечно, можно решать их собственными силами. Создавая свои консалтинговые группы. Но это сложно и дорого. К тому же неизбежно сказывается на цене продукта, его конкурентоспособности, а в конечном счете и на конкурентоспособности всей компании. А поэтому проще и дешевле воспользоваться силами партнеров, способных предложить самые разные услуги — от моделирования и оптимизации технологических процессов до тестирования нового оборудования. И аутсорсинг в нашем случае не только снижение затрат, но и минимизация рисков.


— Вопрос лишь в том, где взять такие аутсорсинговые службы? Ведь едва ли не все научно-исследовательские институты в провинции в массе своей приказали долго жить.


— Есть университеты. И я в них верю. В их научный и предпринимательский потенциал. В этом меня убеждает моя собственная карьера. До 1991 года я 17 лет работал в академическом институте проблем управления и разрабатывал теоретические основы и алгоритмы управления производствами непрерывного типа. А потом создал предприятие, специализацией которого стало применение высоких технологий в нефтяной и газовой промышленности. И мы немало преуспели, разрабатывая для крупнейших российских ресурсных компаний методы перспективного планирования, управления производством, компьютерные тренажеры и многое другое. Все это, очевидно, и повлияло на решение корпорации «Хоневелл» приобрести наше СП «Петроком».


— Чем стало поглощение фирмы для вас?


— Закономерностью. Такова логика развития любого успешного стартапа. От первых шагов и зарабатывания денег до постепенного укрепления материальной базы, формирования стабильной клиентуры, появления новых амбиций. Через это проходят многие предприятия. Сначала мы занимались только услугами, потом начали разработку новых продуктов и, в частности, программного обеспечения. Все это потребовало серьезных затрат и расширения географии контактов. В конце концов мы пришли к тому, что стали конкурировать с «брендами». А это почти непосильная задача, потому что гиганты предпочитают работать с гигантами. Даже если вы производите критически важный для потребителя продукт и даже если ваш продукт по всем параметрам лучше, крупная компания, выбирая между хорошим от гиганта и лучшим от малой фирмы, предпочтет первое. Почему? Да потому, что микропредприятие — это всегда риски и это, как правило, более высокая себестоимость продукта. Вот почему слияние компаний, интернационализация бизнеса — сегодня вполне нормальная международная практика.


— Вы полагаете, что и в Липецке может появиться компания, которая станет представлять интерес для «Хоневелл»?


— А почему бы и нет?


— Вы начинали в другие времена…


— Да, времена были другими. Но для того бизнеса, который я выбрал, они тоже не казались идеальными. Научные структуры рушились, кандидаты и доктора наук переключались на мелкие коммерческие операции. Сегодня же в Липецке, напротив, развивается особая экономическая зона, многие предприятия которой просто не мыслят своего существования вне научного и исследовательского окружения. Те же самые ценности исповедует и корпорация «Хоневелл», которая традиционно поддерживает науку и сотрудничает с исследовательскими предприятиями во всех регионах своего пребывания. В Индии, кстати, по заказам таких компаний, как «Хоневелл», работают десятки тысяч программистов. Отсюда и успехи страны в IT-индустрии.


— А где нам взять такое количество «айтишников»?


— Зачем они? У нас другое преимущество. Не узко ориентированная сфера услуг, а предельно широкая, разносторонняя. В России, в том же Липецке например, легко создать мультидисциплинарные экспертные сообщества, которые бы включали в свой состав не только программистов, но и математиков, физиков, химиков, механиков. Высшая школа, несмотря на всю критику в ее адрес, пока еще сохраняет массу прекрасных специалистов. И хочу верить, воспитает новых, для которых аlma-мater откроет путь не только в науку, но и в бизнес.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 12 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сказка для взрослых

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура

Волонтер серебряного возраста

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Рекорды липецкой воды

Евгений Арутюнов, sport@lpaper.ru
// Спорт

Инвесторы ищут профессионалов

Николай Рощупкин
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 

Доходы казны возрастут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Власть

Задачи для профессионалов

Кирилл Васильев // Экономика

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Вместе остановим беду

Андрей Филатов, главный врач Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями // Здоровье

Чтоб он исчез, лишний вес!

Анжелика Юдина, врач-эндокринолог Липецкой областной клинической больницы // Здоровье



  Вверх