lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
6 июня 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Летом всё самое лучшее

06.06.2015 "Золотой ключик".
// Образование
 Сталь Анатольевич был популярным бардом.

В апреле нынешнего года исполнилось 15 лет, как Сталь Анатольевич Шмаков ушёл из жизни. Но идеи этого короля Игры, патриарха каникулярной педагогики живут и воплощаются в детских летних лагерях по всей России, а в Липецкой области – особенно. Ведь Сталь Анатольевич более сорока лет работал в Липецком государственном педагогическом университете, где воспитывал у будущих учителей чувство ответственности за организацию досуга детей. А летнего отдыха – тем более. С особым удовольствием сообщаю и о том, что именно профессор, доктор педагогических наук Шмаков основал вожатские сборы, которые проводятся перед открытием загородных лагерей в нашей области. В нынешнем году они состоялись в 52-й раз.


Сталь Анатольевич написал огромное количество статей, книг и книжиц о том, что летний лагерь – это то замечательное место, где есть всё для детской жизни. Но чтобы создать её уклад, должны постараться взрослые. Поэтому книги и статьи короля Игры написаны для воспитателей и вожатых. Но в них мы нашли то, что понятно и детям.


Согласитесь, если просто цитировать – это скучно. Я сделала так: представила, что Сталь Анатольевич пришёл к нам в редакцию, как всегда подтянутый, со смеющимися глазами и приятными словами для всех, кто работает в «Золотом ключике».


…Через несколько минут я задала первый вопрос этому благородному рыцарю детства, чтобы потом воспроизвести беседу на страницах «Ключика».


– Сталь Анатольевич, предлагаю вернуться в ваше личное прошлое, чтобы наши ребята узнали, откуда и от кого у вас такая любовь к детям и летнему лагерю.


– В июле 1944 года с лёгкой руки замечательного начальника лагеря Лидии Ивановны Чирихиной я – тринадцатилетний мальчишка – стал… старшим вожатым лагеря. Игра случая.


На первую смену лагеря дорожного профсоюза железнодорожников города Новосибирска я попал случайно – заболел двоюродный брат и его путёвку в лагерь отдали мне. Не помню за какие заслуги, но избрали меня, мальчишку, «постаревшего на целую войну», председателем совета дружины лагеря. За «пионерские заслуги» премировали бесплатной путёвкой на вторую смену, и я стал помощником вожатого в отряде малышей.


В том июле 1944 года заболела старшая вожатая, подобрать новую было непросто. Начальник лагеря неожиданно предложила мою кандидатуру. Её идея была проста:


– Он хорошо командовал дружиной, пусть продолжает это делать, пусть командует сверстниками, проводит линейки. А мы ему поможем.


И я стал «командовать». С той поры прошло-пролетело более полувека.


А лагерь этот имени партизана-железнодорожника Константина Заслонова помню отчётливо.


– А что именно?


– Конечно же, помню не за спальни – солдатские казармы, не за скудную еду военных лет. За потрясающие события. За приключенческий статус лагеря, у которого на Оби был свой остров Робинзонов, где по 2-3 дня жили ребята из всех отрядов. По-моему, этот остров назывался Медвежьим. На нём стояли шалаши, были сделаны солдатские землянки, где по-спартански обитали дети. Собирали ягоды, грибы, рыбачили. Играли в пляжный футбол (босыми на песке), проводили соревнования робин гудов (стрелков из лука), очень увлекались сложными гимнастическими пирамидами, фанатично сражались на волейбольных лесных площадках и до самозабвения играли в городки. Это надо же, в годы войны в полунищем лагере его питомцы (старшие) ходили в поход на бревенчатых плотах до 100 километров по сибирской Оби!


В лагере был огромный естественный (в овраге) тир, где мальчишки учились стрелять. Именно в этом лагере мы проводили фестивали шумовых оркестров и драматизированных песен военных лет. А какие военные игры проводили! Доза приключенческого была огромной частью всей летней педагогики.


– Скажите, а были в послевоенных пионерских лагерях профильные, тематические смены?


– Сам я целые смены играл с детьми в длительные ролевые игры «Пионерская эскадра», «Погранзастава», «Арена смелых и умелых», «Стройгород».


Как-то в середине 50-х вместе с Олегом Семёновичем Газманом мы всё лето в лагере Академгородка играли в «Синегорию» по сюжету книги Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки»…


– Сталь Анатольевич, что по-вашему правила летнего лагеря?


– Правила – это разумные подсказки ребятам об их правах и обязанностях.


Сфер, где следует использовать правила, в лагере много. Например, правила о купании, правила о проведении костров, правила поведения детей в походе и так далее.


– А чем правила в летнем лагере отличаются от заповедей?


– Заповеди – в определённой степени строго обязательные правила, выраженные в образной форме.


Приведу полушуточные стихотворные заповеди лагеря «Лучезарный», который был в Липецкой области до 90-х годов.


● На огоньке закон для всех един: все молчат, когда говорит один.


● Выдвинул идею – себя предлагай в её главные исполнители.


● Говорить много и сказать много – это, увы, не одно и то же.


– Отчего, по-вашему, у ребят в лагере появляется сопротивление воспитанию?


– Ребятам всегда хочется чуть больше того, что им положено. Чуть больше прав, внимания, ласки. К сожалению, и среди вожатых есть такие, что боятся «распустить» ребят. Часто их строгость не что иное, как равнодушие. И тогда шалость превращается в безнравственность, детское отчаяние – в наглый вызов.


По какой-то далёкой традиции взрослые убеждены, что детей обязательно надо «брать» крепко, чтобы не разболтались. Где-то глубоко мы уверены, что они обязательно что-то недопоймут, не сделают, ложно истолкуют, и уже поэтому их надо держать в ежовых рукавицах. А рукавицы эти колючие и неудобные.


А вообще, если согласитесь (это обращение к вожатым), то попробуйте всю смену поработать без наказаний.


От редакции: если кто-то из наших читателей попадёт к такому вожатому, будем счастливы получить о нём рассказ.


– В одной из своих книг вы, Сталь Анатольевич, рассказали о том, как Ролан Антонович Быков, необычайно интересный актёр, удивительный режиссёр, прекрасный публицист, организатор уникального детского центра, член редколлегии журнала «Вожатый», куда входили и вы, однажды сказал, что летом всё самое лучшее.


Давайте заострим внимание на его мысли о том, что летом очень важно похохотать. Веселье – первое дело, и оно универсально. Весёлый всегда более здоров, всегда более умён, всегда более талантлив, хотя, конечно, не тогда, когда веселятся, привязав к хвосту кошки консервную банку или издеваясь над слабым, – от такого веселья человек ржавеет, слабеет, тупеет.


Я когда прочитала это, вспомнила «Весёлую пятницу» – «фирменное» мероприятие бывшего лагеря «Радуга», что находился недалеко от Ягупова хутора в Грязинском районе. И где работали комиссары летних вожатских сборов, то есть лучшие ваши воспитанники.


Скажите, почему именно пятница была выбрана для такого активного веселья?


– Пятница предшествует субботе – дню приезда родителей. Эмоциональный накал пятницы сбивает некоторую грусть свиданий с папами и мамами, даёт заряд оптимизма. Накануне их приезда проводятся весёлые конкурсы, новые неожиданные забавы, игрища, турниры робин гудов, шерлоков холмсов, баронов мюнхгаузенов, лесные карнавалы и т. п., которые получили название «Весёлая пятница».


– Веселья без шума не бывает, и, наверное, правильно, что только один день недели в этом лагере с утра до вечера был слишком мажорным…


– Да, да, шум может стать бедой. Собственно говоря, он и является бедой для многих детей, если его много. Шум – острая проблема цивилизации. Лагерь по логике должен быть тихой зоной, царством тишины. Но… скопление в летнем центре кричащих (зачем?) детей, наличие у каждого второго-третьего плейера, усиление мощи всех видов звучащей техники с утра (радиоузел) до вечера (дискотека) вызывают не просто раздражение людей, но и разные заболевания. Например, банальные, но глубокие неврозы. Экспериментально доказано, что чем дольше действует шум, тем больше в организме снижается уровень магния – самого антистрессового микроэлемента для живых организмов. Доказано также, что главной причиной инфарктов и болезней сердечно-сосудистой системы является дефицит магния. Так что вожатым лучше не проявлять командирских наклонностей и «кричать» на ребят… шёпотом.


А раздражённым подросткам необходимо как можно реже и на меньшей громкости слушать музыку, особенно в наушниках.


Да… а что если в наших лагерях будет не один тихий час, а несколько? Обязательно утром, чтобы послушали природу, днём – чтобы поспали, отдохнули, под вечер – услышали птичий гомон леса.


– Да, но дети так не любят спать днём…


– По мнению психологов, сон есть настоящая сокровищница человека. Только вот ключи к этой сокровищнице пока не подобраны. А в них секреты вечной молодости, путь к гениальности. Открыл же Дмитрий Менделеев свою знаменитую периодическую таблицу именно во сне.


Надо подсказать ребятам, как необходимо расслабиться перед сном. Освободиться от посторонних, тревожных мыслей. Сформулировать задачу, которую мозг должен решить во сне, «договориться» с мозгом, в каком виде хочешь получить ответ.


У каждого человека есть биологические часы, а у детей они ещё более точны, чем у взрослых. В зависимости от того, как идут биологические часы, дети могут рано ложиться спать и рано вставать, или наоборот. То есть быть «жаворонком» или «совой». Считается, что среди молодых чаще всего встречаются «совы», «жаворонки» – люди пожилые. Именно биологические часы подсказывают даже самым убеждённым противникам дневного сна, что ориентировочно с 14 до 16 часов организму ребёнка необходим отдых. Но этот послеобеденный отдых становится естественной потребностью лишь в том случае, если в первой половине дня у ребят была возможность потрудиться, по­играть, побегать в лесу или на спортивных площадках и, конечно же, искупаться.


Значит, «порция» сна днём – это поддержка ребят, накопление новой энергии перед второй частью творческого дня в лагере.


А уход в ночной сон – это и отдых, и плавание в сновидениях. Напомню несколько основных символов из сонников, ребятам будет интересно. Это из народного опыта, скорее из мифов, чем из реального. Но как повод для доброй шутки, общения, рассуждения о «вещих» снах можно с улыбкой «толковать» детские сны.


Песок – богатство.


Зубы – встречи с родными.


Кошка – болезнь близких.


Собака – знак удачи.


Ворона – несчастье.


Самолёт – исполнение желаний.


Хлеб – к прибыли.


Огонь – к опасности.


Комар – пустые разговоры.


Конфеты – приезд гостей.


Церковь – к счастью и благополучию.


В народе говорят: «Сон правду скажет, да не всякому». Может, и впрямь так?!


Ещё кое-что о сонниках. Относиться к ним серьёзно не стоит. Таинственным ореолом сны окружают люди недалёкие, подверженные ложной мистике. Специалисты по снам сравнили значения сонников за сто с лишним лет. Оказалось, что одни и те же символы сна в разные годы означали абсолютно противоположные толкования.


– Сталь Анатольевич, нынешние дети перестали играть. Даже мальчишек родители с трудом выпроваживают во двор, чтобы они погоняли в футбол. А девчонки не знают, что такое «классики»… Компьютер вытеснил очень много полезного в общении ребят друг с другом. Скажите, пожалуйста, слово в защиту её величества Игры. Вы сами прекрасно понимаете, как важно, чтобы ребята поняли её значение.


– Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо они рождают потребность общения, значит, совмещают с другими детьми. А совместимость основана на дружеских связях, взаимоотношениях и урегулировании конфликтов. Установка на выигрыш в игре – это установка на то, что ребёнок вынужден совершать такие действия, которые ему невыгодны, может быть, даже не очень приятны, но выгодны для всей команды, для коллектива играющих. А выигрыш всегда морально распределяется на всех членов играющего коллектива ребят. Так в игре рождается детское содружество, а значит, и дружба. Кроме того, такие её слагаемые, как независимость, самостоятельность, защищённость, взаимопомощь и тому подобное. Уже поэтому родителям и учителям необходимо часто играть с детьми в их игры или предложенные взрослыми. Игра – лучшая сфера общения, её процесс всегда удовольствие, даже если построена на неизбежных конфликтах. Умение их преодолевать – тоже задача общения.


– Сталь Анатольевич, а что больше всего недопонимают в детских играх взрослые?


– Скорее всего, взрослые недопонимают того, что в ребячьих играх закладывается запас сил и возможностей будущих сил.


– Ну а как относиться к «прятушкам», «салкам», «галкам», «классикам»?


– Тоже как к очень важной деятельности. Деятельности, которая компенсирует взрослую, чьё время ещё не наступило. Школьники играют в шахматы, городки, лапту, «Морской бой», «Чепуху», и, с точки зрения взрослых, занимаются бесполезным делом. Между тем, хотя игра – деятельность непродуктивная, она даёт человеку очень много. Как это понять? Ну вот, скажем, учитель требует от ребят хорошо убрать свою классную комнату. Само по себе занятие не очень-то приятное. Кому хочется возиться с мусором и грязью? Но зато есть результат – чистота и уют помещения. А в игре главное не результат, а именно процесс, именно он сам по себе нравится играющим.


– Скажите, а война и игра – понятия совместимые?


– Очень любопытный факт изложен в воспоминаниях маршала Жукова. Оказывается, с 5 по 7 апреля 1945 года, то есть накануне штурма Берлина, в штабе фронта была проведена командная игра на картах и макете города Берлина. Участвовали в этой игре высшие командиры советской армии. С 8 по 14 апреля была проведена уже военная игра в немецком городе, по архитектуре напоминающем Берлин. В этой игре участвовали армии, корпуса, дивизии и части всех родов войск. В военной игре проверялась и воспитывалась важнейшая личностная черта солдата – решительность.


Кажется, какие несовместимые понятия – игра и война! Однако с давних пор игру использовали как метод подготовки к сражениям. В играх будущие воины обучались технике владения оружием, приобретали специфические знания и навыки, необходимые в бою. Одним из важнейших военных умений является умение действовать быстро, чётко, смело, решительно.


– Вы часто говорили о том, что жизнь ребят, их домашний труд и досуг должны быть такими, чтобы дети, вырастая, могли вспомнить отчий дом со сказочным скворечником и резными наличниками, деревья, которые они посадили своими руками, бабушкино рукоделие и свои ребячьи бесценные игры-потехи, пришедшие по наследству от дедов и отцов. Сталь Анатольевич, опишите какую-нибудь народную забаву, в которую можно играть и дома, и в школе, и в летнем лагере.


– Вот «Фанты». Игра не ахти какая хитроумная, а люди не очень давнего прошлого веселились от души. Кстати, название «фанты» – изменённое немецкое «залог».


ФАНТЫ


Под это обозначение подходят очень разнообразные игры и старинного, и нового, «книжного», происхождения. Владимир Даль, к примеру, говорит ещё о специальных «игровых» песнях. «Большей частью играющие исполняют то, что поётся, и целуются».


В интеллигентных семьях на рубеже веков пение перестало сопровождать «фантовые» игры. Выполнение шуточных «требований» предписывалось теперь уже иными способами: «Перед ужином все, молодые и старые, сели играть в «Судьбу». Взяли две колоды карт: одну сдали всем поровну, другую положили на стол рубашкой вверх.


– У кого на руках эта карта, – начал торжественно старик Шелестов, поднимая верхнюю карту второй колоды, – тому судьба сейчас пойти в детскую и поцеловаться с няней.


Удовольствие целоваться с няней выпало на долю Шебалдина. Все окружили его, повели… со смехом, хлопая в ладоши, заставили целоваться с няней. Подняли шум, крик…


– Не так страстно, – кричал Шелестов, плача от смеха. – Не так страстно!»


Узнали? Это же из рассказа Чехова «Учитель словесности».


– А теперь продолжите, пожалуйста, установку на лето Года литературы, чтобы ребята, играя, не забывали знакомых книжных героев и захотели узнать новых.


В этот момент беседы Сталь Анатольевич взял свои книги с полки редакционной библиотеки и открыл страницы, где напечатаны литературные игры…


КТО ТЫ?


В группе играющих ребят выбираются два человека. Оба они по очереди выходят из комнаты. В это время дети выбирают ушедшему имя литературного героя, то есть дают роль. Каждый из водящих знает, кто его соперник, и не знает, кто он сам. Возвратившись в комнату, ребята садятся на стулья друг против друга и начинают диалог-намёк. К примеру, один из них – Баба-яга, а другой – Плюшкин. Задача: догадаться, в качестве какого героя выступают играющие. Диалог самой произвольной формы:


– Ты ремонт-то своего дома давно не делала? – спрашивает Плюшкин.


– А ты халат свой когда стирал последний раз? – спрашивает Баба-яга.


Вопросы ребятам приходится придумывать тонкие, чтобы не выдать неосторожно информацию, которая быстро рассекретит героя. Героев надо подбирать хорошо знакомых и с «характером».


ЛИТЕРАТУРНЫЙ «БОЙ»


Коллектив ребят делится на две команды. Выбирается тема «боя», например «Поднятая целина» Михаила Шолохова. Команды придумывают противнику, допустим, по 10 вопросов, имея на каждый свой вопрос точный ответ. В этой игре принцип викторины. Играющие договариваются о критериях оценки правильного ответа, близкого к правильному и неправильного. Начисляют за ответы баллы. Вопросы могут быть серьёзными и шуточными. Побеждает команда, набравшая большее число очков.


ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАЗАР


Распорядитель карнавала предлагает танцевальную игру. Заранее приготовлено 20-30 карточек. Каждая пара – это известный литературный «дуэт», например, Руслан и Людмила, Отел­ло и Дездемона и т.д. Никто не знает, какая карточка кому досталась. Объявляется танец, он сменяется другим, за это время танцующие должны найти друг друга. Первые пять пар награждаются призами. Победители могут исполнить свои арии или заменить любыми другими концертными номерами. А можно для старших открыть литературный «загс». Кто найдёт свою пару быстрее других и «зарегистрируется», получает приз.


– Напоследок, Сталь Анатольевич, очень хочется услышать хотя бы один из ваших афоризмов, касаемых взаимоотношений детей и их вожатых…


– Не надо «проявлять заботу» о детях. Не надо «оказывать внимания» детям, надо постоянно относиться к ним внимательно и бережно.


Придумала вопросы и нашла на них ответы


Елена МИТИНА,


лауреат педагогической премии имени С. А. Шмакова.

Фото Сергея ЛИТАВРИНА


и из архива Людмилы Арсеньевны ЗАТУЛИВЕТЕР,


доцента Липецкого педагогического университета.


В беседе использованы книги С. А. Шмакова «Летний лагерь: вчера и сегодня», «Её величество Игра», «Каникулы. Прикладная энциклопедия», «Досуг школьника».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 20 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +20 C°  Ночь: +8C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Приезжайте к Бунину!

Милада Федюкина, milada.72@mail.ru
// Общество

Герой навсегда

Роман Ромашин, romanromashin@ yandex.ru
// Общество

Все начинается с «Доверия»

Ирина Смольянинова, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

С грибами не соскучишься

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Краснинского района
Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru // Экономика

Неутомимая Надежда

Ровесники «ЛГ»
Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

С купеческим размахом

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура



  Вверх