lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
6 июня 2015г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
История 

«Поехал в Азию – попал в гимназию»

06.06.2015 "Молодежный вестник". Анастасия ПОПОВА
// История
Михаил Михайлович был непоседливым человеком, влюблённым в окружающий мир
Михаил Михайлович был непоседливым человеком, влюблённым в окружающий мирСовременная елецкая школа № 1 им. М.М. Пришвина (Фото из архива редакции)

«– Почему ты себе выбрал Азию, а не Америку? – спросил очень удивлённый картой учитель.


– Америка открыта, – ответил Курымушка, – а в Азии, мне кажется, много неоткрытого. Правда это?


– Нет, в Азии всё открыто, – сказал Козёл, – но там много забыто, и надо это вновь открывать».


Он и открывал для себя большой и загадочный мир, этот незадачливый беглец, гимназист Курымушка. Так называл себя в романе «Кащеева цепь» Михаил Пришвин.


Учителя географии Козла он написал с портрета известного религиозного философа и публициста Василия Розанова. Правда, данная сцена разговора после неудавшегося путешествия в Азию на самом деле вымышленная. Однако в «Кащеевой цепи» достаточно и достоверных фактов. Из них ясно, насколько крепки были узы между писателем и елецким краем.


Именно по Ельцу нам предстоит провести нынешнюю «литературную» прогулку. Улица Пришвина есть и в Липецке, и в Ельце, и в других уголках нашего региона. Но в городе воинской славы имя Михаила Михайловича носит ещё школа № 1, та самая, в которой учился Иван Бунин, а чуть позже – сам будущий певец русской природы, страстный охотник и скрупулёзный краевед.


ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ


Гимназический период биографии Михаила Пришвина давно стал достоянием отечественной литературы, о нём написаны сотни исследований и статей. Сам писатель в своих произведениях елецким событиям уделял много внимания. В частности, на страницах дневника, который вёл на протяжении всей жизни. Один из самых ярких эпизодов детства – побег в Азию.


12 сентября 1885 года в мужской гимназии случилось чрезвычайное происшествие. На уроки не явились Михаил Пришвин, Николай Чертов, Владимир Тирман и Константин Голофеев.


Кто-то бежал, движимый муками неразделённой любви, кто-то – по бунтарской натуре или от ненавистных уроков и гимназического устава: латыни, полицейских порядков, Закона Божьего, по которому непременно надо иметь «пятёрку». И ведь побег почти удался, о чём рассказывает автор «Кащеевой цепи».


Сплавлялись мальчики на лодке по реке Быстрая Сосна. Планировали добраться по ней к Дону, «а из Дона по берегу Азовского моря». Там уже и прятаться не придётся. Кто признает их, кто будет искать? Но на квартире Голофеева уже нашли записку, в которой мальчишки уведомляли, что отправились в Азию. Инспектирующий Федюшин тут же известил об этом городскую и уездную полиции. Поиски начались незамедлительно.


«НОЧЬЮ ДОЖДЯ НЕ БЫЛО…»


В первую же ночь беглецам стало несладко. Опасаясь погони, мальчишки договорились не разводить костров и даже не выходить на берег. Под покровом холодной ночи посреди реки у кого-то в команде появились сомнения в успехе задумки, предлагалось сдаться, пока не поздно. Но решением большинства сомнения были отвергнуты, а путешествие с рассветом продолжено.


Прошёл ещё один день свободы, за ним другой, на третий путешественники были уже в 30 верстах от Ельца. И вдруг услышали на дороге звон колокольчика. Гимназисты быстро причалили к берегу и залезли на дерево, чтобы скрыться, а заодно разведать обстановку. И правда, за ними следовала погоня.


Тогда Курымушке пришла в голову идея спрятаться под лодкой. Мальчишки вытащили своё нехитрое судно на берег, перевернули вверх днищем и залезли под него. Но, то ли на беду горе-путешественников, то ли на их счастье, поиском руководил знаменитый на весь Елец полицейский, гро­за конокрадов, «которо­го на мякине не проведёшь».


«Ночью дождя не было, а лодка мокрая», – заметил наблюдательный полицейский, когда стражи порядка наткнулись на плавсредство, и смело перевернул его. Тут-то беглецы и обнаружились. Опытный дядя-полицейский не бранил их и руки не скручивал, наоборот, устроил с маленькими преступниками пикник, стрелял уток и, между прочим, рассказал, как его самого выгнали из шестого класса гимназии. Тем не менее каждый из пойманных понимал, что наказание ещё впереди и позор неминуем.


«ПЕРВАЯ МЫСЛЬ БЫЛА ПОДАНА ПРИШВИНЫМ!»


«Они прибыли в гимназию как раз во время большой перемены в сопровождении пристава, и я видел, как их вели по парадной лестнице на второй этаж, где находилась приёмная комната директора гимназии Николая Александровича Закса. Трое шли с понурыми головами и хмурыми лицами, а Пришвин заливался горькими слезами», – лаконично повествует об этом событии учащийся той же гимназии Д.И. Нацкий, коренной житель Ельца, впоследствии многие годы работавший врачом в железнодорожной больнице.


Всю жизнь после этого Пришвин с горькой иронией вспоминал шутку, которой встретили неудачливых бег­лецов гимназисты: «Поехали в Азию, попали в гимназию».


Один из участников побега, Константин Голофеев, в своих показаниях заявлял: «Первая мысль о путешествии была подана Пришвиным, которому сообщил о ней проживавший с ним летом кадет Хрущов, а Пришвин передал об этом Чертову, а затем мне. Устроил же побег Чертов».


Всё это: как мальчики раскаивались и друг друга «сдавали», как позорно плакал один из них – в романе «Кащеева цепь» не описывается, и ничто не бросает тень на гордый, бунтарский дух маленьких гимназистов.


Однако безжалостная история сохранила документы. Согласно од­­ному из них, «…педагогический совет, рассмотрев все вышеизложенные обстоятельства, признал, что ученик Чертов был главным руководителем всех поименованных учеников и, располагая денежными средствами, приобрёл на остальных влияние, которым и воспользовался для задуманного им путешествия, что им же, Чертовым, куплены револьверы, ружья, топор, порох, патроны и лодка; остальные ученики, по убеждению педагогического совета, были только исполнителями задуманного Чертовым плана, увлекшись заманчивостью его предложений, а потому совет постановил: ученика II класса Николая Чертова уволить из гимназии… а остальных, Пришвина, Тирмана и Голофеева, подвергнуть продолжительному аресту с понижением отметки поведения за 1-ю четверть учебного года».


«ВОЛЧИЙ БИЛЕТ»


Мише Пришвину знания никак не давались. Учился он плохо, даже очень плохо. Уже в первом классе его оставили на второй год. Через два года его догнал младший брат Сергей, с которым он сидел за одной партой.


Вспоминая потом гимназическое время, писатель однажды скажет: «Ни одного предмета из всего, что преподавалось в школе, я не любил, не понимал, и если в чём-нибудь успевал, то брал это только насилием, зубрил».


Особенно боялся маленький Пришвин латинской грамматики, из-за которой, собственно, и бежал в Азию. Да и с некоторыми учителями отношения складывались непросто. Чего стоит хотя бы ещё одна знаменитая история с отчислением из гимназии, которое произошло не без участия Василия Розанова.


Так уж сложилось, что в одном месте в одно время судьба свела двух уникальных по своему таланту, мировоззрению людей. Один был уже умудрён жизненным опытом, другой только изучал мир.


Их отношения были настолько противоречивы, что даже исследователи биографии и творчества Пришвина не до конца могут понять их суть. Автор ловко водит за нос. Например, он пишет:


«Насмешкам гимназистов нет конца: «Поехал в Азию, приехал в гимназию». Всех этих балбесов, издевающихся над моей мечтой, помню, сразу унял Розанов: он заявил и учителям, и ученикам, что побег этот не простая глупость, напротив, показывает признаки особой высшей жизни в душе мальчика».


В этой «героической» истории с заступничеством учителя скрывается серьёзная неточность. Побег в Азию действительно был, но в 1885 году. А Василий Розанов на тот момент ещё преподавал в Брянской прогимназии и только через два года перевёлся в Елецкую мужскую гимназию. В романе всё это не что иное, как авторская мистификация.


Интересно, что именно Розанов в 1889 году, после того как пятнадцатилетний гимназист оскорбил своего учителя, написал докладную записку, по результатам рассмотрения которой единогласным решением педагогического совета Михаил был исключен из гимназии. Это документально подтверждённый исторический факт. Более того, будущий писатель остался с «волчьим билетом», без права поступать в какое-либо иное учебное заведение.


Только благодаря ходатайству родного дяди, брата матери – богатого пароходовладельца, Михаил отправился доучиваться в Тюменское реальное училище.


«МАЛО ЛИ ВЫШЛО ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ…»


Потом, в годы революционного лихолетья, Михаил Михайлович вернётся на несколько лет в Елец. Сначала – в родное Хрущёво (сегодня это Становлянский район). Период времени с 1917-го по лето 1920-го был одним из самых трудных и в биографии Пришвина, и в его творчестве. Даже в любимом и дорогом сердцу Хрущёво он не нашел покоя: в октябре 1918 года местные крестьяне предъявили его семье «выдворительную».


И вот неожиданный поворот судьбы: Михаил Михайлович становится у кафедры преподавателя в… Елецкой мужской гимназии, давшей ему когда-то «волчий билет» в жизнь. И работает он здесь… учителем географии. Параллельно Пришвин налаживает крае­ведческую работу, некоторое время служит заведующим библиотекой в селе Стегаловка. Он очень трепетно относился к истории родного края, архивным материалам.


Дневниковые записи и архивные документы подтверждают, как много сделал писатель для Ельца, насколько поглощён был работой по спасению и сохранению местного культурного наследия. Пришвин организовал городскую библиотеку, по поручению Отдела народного образования спас от уничтожения книги из барских усадеб и перевёз их в Елец. И первой в его плане стояла богатая библиотека Стаховичей в имении Пальна-Михайловка.


Михаил Михайлович обладал такими удивительными свойствами, так хорошо знал природу вещей, людей, деревьев, птиц и зверей, был таким противоречивым, вызывая даже у коллег по перу то гнев, то глубокое признание, что так и остался неразгаданным. Вполне возможно, что дело здесь в елецких корнях.


«Я пробовал думать о множестве замечательных людей, рождённых на этой земле: вон там, не очень далеко отсюда, пахал Лев Толстой, там охотился Тургенев, там ездил на совет Гоголь к старцу Амвросию, да и мало ли из этого чернозёмного центра вышло великих людей…»

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 24 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: -5 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 



  Вверх